Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по разработке Стратегий развития регионов Приволжского федерального округа в рамках решения задачи (стр. 4 из 14)

Сегодня течением социально-экономических процессов управляет тот, кто определяет ситуацию деятельности для других. И в этом ключе разработка региональной Стратегии есть создание ситуации для развития региона, механизмом которой выступает сценирование.

Известно несколько различных точек зрения на понятие «сценарий» и «сценарный подход». Мы склонны считать, что

- сценарий есть интуитивно-образная проекция будущего региона, формируемая на основе экспертно-аналитической интерпретации его прошлого и настоящего;

- построение сценариев направлено на решение двух основных проблем: во-первых, выделение ключевых моментов развития исследуемого объекта (региона) и разработка[10] на этой основе качественно различных вариантов его динамики; во-вторых, всесторонний анализ и оценка каждого из полученных вариантов, изучение его структурных особенностей и возможных последствий его реализации.

К формированию сценария необходимо подойти с позиций деления сценариев на оптимистические, реалистические и пессимистические. Деление сценариев на указанные типы наиболее распространенное и широко используемое в настоящий момент при разработке государственных и региональных стратегий.

Может быть рекомендован следующий алгоритм использования данной типологии:

1. на первом этапе в форме видения будущего разрабатывается оптимистический сценарий. При этом нет смысла ограничивать видение горизонтом стратегирования 2010 г. – «идеальное» будущее может быть вынесено и далее, а на уровень 2010 г. может быть наложена временная проекция.

2. затем максимально возможно подробно и точно разрабатывается перечень барьеров и ограничений, способных помешать реализации оптимистического сценария (анализ сценария) и оценить (экспертным методом) степень их значимости.

3. далее, наложением выявленных ограничений на оптимистический сценарий, формируется сценарий пессимистический.

4. для приближения модели к реалистической необходимо разработать перечень мер, направленных на преодоление выявленных ранее барьеров и оценить затраты ресурсов, необходимых для их реализации.

5. на следующем этапе следует проранжировать перечень барьеров и увязанных с ними мер по преодолению по двум показателям: по степени значимости (в порядке убывания) и по объемам ресурсов, необходимых на преодоление (в порядке возрастания). В результате будет получен упорядоченный список барьеров и увязанных с ними мер, в верхней части которого окажутся наиболее значимые барьеры, требующие наименьших затрат на их устранение, а в нижней – наименее значимые с наибольшим уровнем затрат.

6. полное устранение выявленных барьеров на пути развития вновь приводит нас к оптимистическому сценарию. Однако в реальной жизни это маловероятно: по мере устранения выявленных барьеров на практике пессимистический сценария будет все более приближаться к оптимистическому (оптимизироваться). Траектория же движения и будет искомым реалистическим сценарием. Сам же реалистический сценария как таковой при данном подходе в виде модели не прописывается.

3. Практики сценирования

Формирование видения будущего – наиболее сложный процесс. Но он может и должен опираться не только на интуицию, талант, фантазию, (субъективные составляющие), но и на экспертно – аналитическую (объективную) составляющую. Необходимо увидеть, проанализировать, достроить те глубинные процессы, идущие в настоящее время, которые уже сейчас определяют контуры будущего. Важно сосредоточить внимание на качественных изменениях – стратегических переходах. Они как правило на слуху, их уже обсуждали или поверхностно анализировали, но не хватает выстраивания их в приоритетный ряд, всесторонней оценки последствий таких качественных переходов и синергетического эффекта от их взаимного влияния и одновременного наступления.

Примером успешного формирования видения будущего в сложной геополитической ситуации может служить деятельность помощника Президента США по национальной безопасности Сбигнева Бзжезинского, который на пике мощи СССР (начало 80г.) четко уловил качественные изменения в советском обществе, экономике и системе управления. Эти качественные изменения за счет взаимного влияния создали «резонанс», разрушивший СССР и двухполюсную систему мира.

В апреле 2004г. на организационно-деятельностном семинаре аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе было сделано ряд попыток сформировать образ будущего дня Нижегородской области.

В итоге образ будущего Нижегородской области:

· Центр зоны аутсорсинга для Москвы (первого и второго эшелона),

· Центр логистики и дистрибъюции (для потоков «Транссиба» и водной составляющей коридора «Север – Юг») регионов Волго-Вятского экономического района,

· Изменение облика Нижнего Новгорода от индустриального центра (сейчас 60% населения занято в промышленном производстве) к центру услуг, связанных в основном с перемещением товарных потоков и вывозом из Москвы и развитых стран на новые промышленные площадки достаточно высокотехнологичных и даже наукоемких производств,

· Изменение миссии Нижегородской области от сдерживания влияния Москвы на северо-восточные соседние регионы (последний «Редут») к активному продвижению этого влияния, координации процессов встраивания в систему аутсорсинга защищаемы ранее территорий и получение от этой экспансии Москвы максимальных выгод.

Какие же происходящие сейчас качественные изменения в социально-экономическом развитии Нижегородской области определили (помогли сформировать) этот образ будущего?

Позитивные:

1. усиление позиции Нижегородской области в социально-экономическом развитии регионов ПФО,

2. желание большинства население города активно развивать и превращать в реальность «виртуальную» столичность Нижнего Новгорода,

3. существенное сокращение уровня противостояния властей (федеральных, муниципальных, областных),

4. активный приход московских и мировых сетевых торговых и логистических компаний,

5. бурный рост жилищного и коммерческого строительства в городе Нижний Новгороде, резкий рост стоимости земли (выход в лидеры по ПФО),

6. ускоренное развитие Волжского пароходства и лучшие показатели ГЖД среди всех железных дорог России,

7. появление в результате конкуренции быстрых и удобных маршрутов движения до Москвы (скоростные ж/д, авиа, реконструкция М-5), Кирова, Чебоксар и Казани ,

8. лидерство города Бора спутника Нижнего Новгорода в России по привлечению реальных инвестиций (Галина Бланка, Главербель и др.),

9. появление и развитие ряда знаковых инфраструктурных проектов: Низконапорная плотина через Волгу, окружная кольцевая дорога, канатная дорога через Волгу, метромосты, мост на г. Бор и т.д.

Негативные:

1. кризис стратегий (первого уровня) и механизмов их реализации времен Немцова-Склярова и фактическое бездействие администрации Ходырева по реализации задачи «2ВВП к 2010г»,

2. продолжение кризиса на традиционных машиностроительных предприятиях, не смотря на приход эффективных собственников (ГАЗ, Авиазавод «Сокол», судостроительный завод «Красное Сормово»),

3. активное финансирование основных бизнес-проектов за счет Московского капитала,

4. замедление развития местного бизнеса,

5. переход центров управления от наиболее эффективных предприятий в Московские штаб-квартиры ВИК: Лукойл-Норси, Сибур, ЗМЗ-Северсталь, ПАЗ- Русавто, Выксунский МЗ – ОМК,

6. обострение дефицита столичной инфраструктуры и свободных площадок под строительство, который нельзя удовлетворить на основе традиционных направлений развития города,

7. возникновение кадровой проблемы во всех отраслях (перекачка специалистов в Москву и перекачка из соседних регионов)

Таким образом, выделение сегодняшних ключевых моментов развития (качественных изменений и переходов), анализ их влияния друг на друга и на ситуацию в целом, достраивание и моделирование ситуации – есть ключ к созданию видения (образа) будущего и далее оптимистического сценария.

III. Как мы туда попадем?! (вектора движения - приоритетные направления и опорные «точки роста»)

Термин «стратегия» [11] имеет военное происхождение (stratos – войско, ago – веду, т.е. наука об управлении войском). Но уже давно стратегирование как метод управления прочно вошло и в другие сферы общественной жизни, далекие от военных действий. Сегодня Стратегия - это и правила ведения боя, и ведения политической игры, и экономических преобразований. Это маневрирование с целью «перехитрить» конкурента плюс - мотивация по достижению стратегической цели. Ей руководствуются «здесь и сейчас».

По качественному уровню сегодня необходимо выделить два типа региональных стратегий:

· Стратегия первого уровня - традиционная социально-экономическая стратегия замкнутого административными границами региона, рассматриваемого обособленно от остального мира, и пытающегося, либо оперировать конгломератом широко диверсифицированных направлений развития, либо сделать ставку на «моностратегию» - прорыв в какой-либо отрасли (экономической точке роста), что по сути, является продолжением развития в ранее выбранном направлении, диктуемом сложившимися тенденциями;

· Стратегии второго уровня - инновационная стратегия, интегрирующая в качественно новом, мировом масштабе в единый вектор развития мотивационные, экономические, организационно-административные и иные составляющие и основанная на определенном сломе сложившихся тенденций.