Смекни!
smekni.com

Кража как форма хищения (стр. 5 из 17)

2.1 Объективные признаки преступления

Учитывая широкую распространенность краж и значительный объем причиняемого ими ущерба, целесообразно уделить особенно пристальное внимание уголовно-правовой характеристике этого преступления. В данной главе мы наиболее подробно рассмотрим такие понятия как: объект и объективная сторона кражи, субъект и субъективная сторона кражи.

Принято считать, что объект преступления - это совокупность взятых под охрану уголовного права общественных отношений, против которых направлено посягательство. Как подчеркнул профессор Рагог А.И.: « Общественные отношения применительно к уголовному праву первичны, они носят объективный характер, то есть не зависят от сознания людей. Таковыми они являются и по отношению к преступлению, которое посягает лишь на объективно существующий объект, определенную реальность».[15]

Охраняемые уголовным правом общественные отношения функционируют независимо от него, самостоятельно. Преступление направлено на уничтожение, нарушение или изменение общественных отношений. Деяние не может быть признано преступлением, если оно не нарушает общественные отношения и не ставит их под угрозу нарушения.

Законодательный перечень объектов преступления дается в ч. 1 ст. 2 УК РФ. Это права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественная безопасность, окружающая среда, конституционный строй РФ, мир и безопасность человека.

Общественные отношения как объект преступления могут быть уничтожены или повреждены как «извне» так и «изнутри». В абсолютном большинстве вред им причиняется при воздействии «извне».

Объект преступления имеет многоплановое значение, являясь одним из элементов состава преступления, он входит в основание уголовной ответственности. Его отсутствие означает и отсутствие состава преступления. По объекту определяется социальная сущность и общественная опасность деяния. Таким образом, объектом преступления признаются общественные отношения, охраняемые уголовным законом, которым преступлением причиняются вред либо создается реальная угроза причинения вреда. При этом под общественными отношениями между людьми в процессе их совместной деятельности или общения, находящиеся под охраной правовых или моральных норм. Во многих случаях трактовка объекта преступления как определенных общественных отношений вполне справедлива, например, в случаях признания объектом преступления отношений собственности при краже, грабеже, разбое и других хищениях имущества. В этом случае действительно объектом преступления выступает не непосредственно похищаемое имущество (ему при этом может быть не причинено никакого вреда), а именно отношения, вытекающие из права собственности, то есть права владения, пользования и распоряжения имуществом.

Объектом кражи, как и других хищений, предусмотренных главой 21 УК РФ являются отношения собственности, характеристика которых была дана в первой главе данной работы. Как уже было сказано выше, согласно ч. 2 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

В соответствии с ч. 2 ст. 212 ГК РФ, имущество может находиться в

собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Таким образом все граждане и юридические лица являются частными собственниками принадлежащего им имущества. В этом качестве они могут быть собственниками любого имущества, в том числе и различных видов недвижимости, а также иметь в собственности оборудование, транспортные средства и другие «средства производства». Объектом права собственности граждан и юридических лиц не может быть только имущество, изъятое из оборота, поскольку оно составляет объект исключительной собственности федерального государства.

Таким образом, объектом кражи следует признать отношения собственности, как блага и интересы, на которые посягают преступные деяния и которые охраняются уголовным законом. Однако отнесение отношений собственности к объекту преступления (краже) не означает, что они являются исключительно объектом уголовно-правовой охраны. Эти отношения также охраняются и регулируются нормами гражданского права. Уголовное право берет под свою охрану эти объекты в случаях наиболее опасных на них посягательств, то есть в случае кражи и других видов хищений. Менее опасные посягательства на собственность охраняются нормами гражданского права.

Кража, как и любое хищение чужого имущества, одновременно нарушает и социальное содержание - отношения собственности - и его «правовую оболочку» в виде права собственности, которое также входит в сферу объекта уголовно-правовой охраны анализируемого преступления. «Собственность как социально-экономическая категория всегда связана с вещами и материализуется в них».[16] Следовательно, право собственности - это вещное право. В силу этого, кража относится к так называемым предметным преступлениям, которые нередко называют имущественными. С внешней стороны они всегда выражаются в уголовно-противоправном воздействии (изъятии, завладении, обращении в свою пользу) преступника на предметы материального мира.

Совершение кражи не исключает возможности посягательства на дополнительный объект. Например, дополнительным объектом кражи, связанной с незаконным проникновением в жилище (ч. 3 ст. 158 УК РФ), являются общественные отношения, обеспечивающие неприкосновенность частной жизни гражданина, его личной и семейной тайны.

Объективная сторона кражи. Объективную сторону любого преступления образуют признаки, характеризующие его с внешней стороны, акт волевого поведения человека, протекающего в объективном мире: деяние, общественно опасные последствия или преступный результат; причинная связь между общественно опасным деянием и общественно опасными последствиями; способ, орудия и средства, место, время и обстановка совершения преступления.

Обособление объективной стороны преступления носит относительный, условный характер; преступление как акт поведения человека, посягающее на охраняемые уголовным законом общественные отношения и интересы (блага), представляет собой неразрывное единство объективных (внешних) и субъективных (психических) элементов.[17] При этом, зачастую именно по признакам внешней, объективной стороны посягательства приходится судить о том, каким было психическое отношение лица к содеянному, то есть о характере его вины.

Рассмотрение признаков объективной стороны преступления позволяет углубить вывод о том, что именно внешний акт поведения человека, а отнюдь не сами по себе его мысли, идеи или личные качества составляют основание уголовной ответственности. Определяющим признаком преступления, в соответствии со ст. 14 УК РФ является то, что оно представляет собой общественно опасное деяние.

Особое место объективной стороны преступления среди других элементов состава преступления подчеркивает то обстоятельство, что именно ее признаки составляют основное содержание диспозиций статей особенной части УК РФ. Не раскрыв в законе, в чем конкретно состоит, то есть проявляется общественно опасное деяние, невозможно качественно определить то или иное преступление. Кроме того, поскольку существует не мало внешне сходных признаков, указанных в диспозиции статьи Особенной части УК РФ, происходит их разграничение между собой.

Закон определяет кражу как тайное хищение чужого имущества. Основное отличие кражи от других форм хищения состоит в способе изъятия и завладения имуществом. Этот способ характеризуется как тайный, что соответствует общепринятому представлению о краже. Глагол «красть» означает действовать «скрытно», «крадучись» (слова однокоренные с «кражей»). Например, выражение «открытая кража» противоречит нормам русского языка.

Сущность содержания тайности хищения как объективно, так и субъективно состоит в том, что вор стремится избежать какого бы то ни было видимого контакта с собственником или титульным владельцем похищаемого имущества либо с посторонними лицами, могущими воспрепятствовать преступлению или изобличить преступника как очевидцы содеянного. В ряду всех форм хищения кража как по способу совершения преступления может быть признана наименее опасной. Она не сопровождается применением насилия: виновный не использует при ее совершении имеющиеся у него правомочия или служебное положение, не применяет обмана как способа завладения имуществом. Виновный противоправно и тайно, скрытно, незаметно для других лиц изымает чужое имущество против и вопреки волеизъявлению собственника, переводит похищенные предметы в свое незаконное обладание и устанавливает над ними свою власть, распоряжается ими как своими собственными. Однако, кража, как свидетельствует статистика, является самой распространенной формой хищения чужого имущества. И это обстоятельство существенно повышает ее общественную опасность.

Необходимый объективный признак кражи как самостоятельной формы хищения составляет тайность изъятия чужого имущества, которое обеспечивается скрытностью, незаметностью преступного акта, как от собственника, так и от других лиц. При решении вопроса о том было ли хищение совершено тайно, незаметно для других лиц, не считая, конечно, сообщников вора, или открыто, явно, очевидно для посторонних граждан, решается следственными органами и судами на основании объективного и субъективного критериев оценки способа совершения кражи.

Объективный критерий оценки способа хищения как тайного или, напротив, открытого состоит в отношении к совершаемому хищению собственника или владельца, а также других лиц в осознании или отсутствии сознания того факта, что виновный осуществляет противоправное изъятие чужого, не принадлежащего ему имущества. Здесь возможно несколько вариантов признания хищения тайным, руководствуясь объективным критерием оценки способа его совершения. Первый из них, когда кража совершается при отсутствии всяких очевидцев, например, из склада, квартиры, в которую вор проник в отсутствие хозяев и т.д. Также хищение чужого имущества следует считать тайным (кражей) если оно совершается в отсутствие собственника или иного владельца этого имущества, или посторонних лиц, либо хотя и в их присутствии, но незаметно для них. В тех случаях, когда указанные лица видели, что совершается хищение, однако виновный, исходя из окружающей обстановки, полагал, что действует тайно, содеянное также является тайным хищением чужого имущества[18].