Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы младшего школьника (стр. 10 из 25)

Сказкотерапия в коррекции тревожности и страхов

Ребёнку предлагают по образцу сочинить психокоррекционную сказку по заданной проблеме.

Эффективной формой символического отреагирования в детс­ком возрасте является сказка, на терапевтическое значение ко­торой указывал ряд исследователей.

Сказкотерапия - это процесс образования связи между ска­зочными событиями и поведением в реальной жизни, это про­цесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Наряду с использованием известных сказочных образов и сю­жетов в качестве основного приема используется совместное с ребенком создание индивидуальной сказки, символически отра­жающей проблематику ребенка, характер которой выявляется в ходе предварительной диагностики. Такая индивидуальная сказ­ка предварительно разрабатывается психологом, и сюжет ее в последовательном развитии отражает основные аспекты внутрен­него конфликта ребенка. Важно, однако, что психолог создает лишь предварительный "эскиз" сказки; содержание варьируется по ходу работы в зависимости от того, какой способ построения сюжета и какой способ разрешения проблемных ситуаций предложит ребе­нок, выступающий как центральная фигура процесса. Вместе с тем задача психолога - провести ребенка в символической форме через ситуации, отражающие реальные детские проблемы.

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается "за­мещение" неэффективного стиля поведения на более продуктив­ный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. При­менение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11-13 лет) и проблематике (неадекватное, неэф­фективное поведение).

Алгоритм психокоррекционной сказки:

- В первую очередь подбирается герой, близкий ребенку по полу, возрасту, характеру.

- Потом описывается жизнь героя в сказочной стране так, что­бы ребенок нашел сходство со своей жизнью.

- Далее, героя помещают в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписывают герою все пережи­вания ребенка.

- Герой начинает искать выход из создавшегося положения.
Ситуация начинает усугубляться и приходит к логическому кон­цу. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает "фигуру психотерапевта" - мудрого наставника, объясняющего смысл происходящего и пр. Задача психолога - через сказочные события показать герою ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения, найти позитивный смысл в происходящем.

- Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.
Создавая психокоррекционную сказку, важно знать скрытую причину неконструктивного поведения. Исследователи выделя­ют пять основных:

- желание привлечь к себе внимание. В этом случае в коррекционной сказке будут содержаться модели социально приемлемых, положительных способов привлечения внимания;

- желание властвовать над ситуацией, взрослым, сверстника­ми. При этом в психокоррекционной сказке может быть предло­жена позитивная модель проявления лидерских качеств (ибо власть связана с выраженными лидерскими качествами): хоро­ший предводитель прежде всего заботиться о своих друзьях;

- желание за что-то отомстить взрослому. При этом в психокор­рекционной сказке есть указание на искаженное видение героем проблемы и конструктивная модель поведения;

- желание избежать неудачи при выраженных тревоге и страхе.
В этом случае герои коррекционной сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления страха;

- отсутствие чувства меры. В этом случае психокоррекционная сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая послед­ствия поступков героя, и оставляя выбор стиля поведения за ним.

В создании психокоррекционных сказок вам поможет ваш жиз­ненный опыт. Ведь многие ситуации уже пережиты нами в дет­стве, и мы можем поделиться этим с детьми в сказочной форме.

В целом схема работы такова:

1. Предварительное сочинение сказки взрослым (ребенку о ней не сообщается). Это должна быть сказка, следующая класси­ческим канонам, с завязкой, кульминацией и развязкой; продол­жительность ее зависит от характера проблем ребенка. Возмож­но - и чаще всего так и делается - предварительное разбиение сказки на фрагменты, каждый из которых отрабатывается на отдельном занятии.

2. Ребенку предлагается завязка сказки, в которой обозначаются основные участвующие в ней персонажи и исходный конфликт. Ре­бенок должен сам предложить продолжение, ввести, если считает нужным, новых персонажей и т.п. Следует иметь в виду, что дети этого возраста еще не умеют сочинять длинные связные истории, и здесь необходима бывает "наводящая" роль взрослого.

3. Ребенок рисует исходную ситуацию, причем время рисова­ния не ограничивается - это своеобразное освоение "простран­ства" дальнейшей работы.

4. После рисунка осуществляется драматизация. Ребенок вы­бирает себе и взрослому роль, совместно с ним организуется обстановка, обозначается "география" действия и т.д. В качестве вспомогательных средств используется мебель, одежда, игрушки и т.п. Важно иметь в виду, что по ходу драматизации ребенок может изменить сюжет, им же предложенный, в частности, возможны попытки избегания в проигрывании критических ситу­аций. Настаивать на жестком следовании сюжету не следует, однако, если ребенок старается избежать тех моментов, кото­рые принципиальны с точки зрения отреагирования конфликта, взрослый должен через некоторое время вновь вернуться к ним - в несколько иной форме, введя дополнительную мотивацию поступков героя или предложив новые условия.

5. После отреагирования фрагмента ребенок рисует кульмина­ционный и итоговый моменты сказочного сюжета и намечает дальнейшие события, которые реализуются в зависимости от затраченного времени либо на этом же занятии, либо на следую­щем. В среднем на занятие уходит около часа; важно, чтобы каж­дое завершалось так, чтобы у ребенка не оставалось чувства неудовлетворенности.

На протяжении цикла занятия чрезвычайно важно, чтобы роль ведущего, инициатора событий постепенно переходила от взрос­лого к ребенку; переход к самостоятельному развитию сюжета, фрагментов его построения выступает как один из показателей эффективности работы - ребенок обретает возможность творчески отреагировать собственные проблемы, а не быть их пленником.

Коррекция тревожности и страхов средствами арттерапии

Арттерапия - это специализированная форма психокоррекции и психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном, и в творческой деятельности. Ее целью явля­ется гармонизация развития личности через развитие способ­ности самовыражения и самопознания.

Метод построен на теории психомоторной связи. По И.М. Се­ченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчиваются движением. Если реальное движение по какой-то причине не осу­ществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществ­ления ответного движения. Так, например, образы и мысли представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в груп­пах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы не­обходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук - ударить, заслониться.

К. Юнг в своих работах также отмечал, что подсознательное мож­но осознать, растормозив кинестетическую память о пережитом.

Наиболее эффективно использовать рисование в коррекционной работе с детьми в возрасте 5-11 лет. Это период активного интереса к рисованию. Здесь дети рисуют непринужденно и сво­бодно. При этом рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, модели­рование взаимоотношений и выражение эмоций, в том числе и отрицательных, негативных, таких как страх. Через рисунки можно лучше понять глубокие переживания детей и не всегда раскры­ваемые, например, при непосредственной беседе. Ведь немно­гие дети с готовностью соглашаются с тем, что у них есть про­блемы (даже если родители утверждают о наличии у детей стра­хов и ночных кошмаров). Но даже те дети, которые могут при­знаться в своих страхах и несчастьях, не могут вести дискуссию о своих проблемах.

Для устранения страхов применяется определенным образом на­правленное рисование. В большой степени это относится к стра­хам, порожденным воображением, то есть то, что никогда не проис­ходило, но может произойти в представлении ребенка. Затем идут страхи, основанные на реально травмирующих событиях, но про­изошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный к настоящему времени эмоциональный след в памяти ребенка. Рисование страхов может проводиться как индивидуально, так и в групповой форме.

Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свое отношение к различ­ным ситуациям и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

Отождествляя себя с положительными и сильными героями, ребенок борется со злом: участвует в сражениях, побеждает врагов и т.д. У него возникает ощущение уверенности в своих способностях противостоять злу и насилию.

Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как спо­соб моделирования взаимоотношений и выражение различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных.

Рисование страхов дает эффект, почти неразличимый для маль­чиков и девочек. Рисовать дети должны совершенно самостоя­тельно, без помощи взрослых. Необходимо сказать, что рисова­ние страхов поможет их преодолению и что не важно, как они будут изображены, главное рисовать их все, без исключения.