Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы младшего школьника (стр. 11 из 25)

С помощью рисунков можно устранить страхи, имеющие пре­имущественно конкретный и, главное, графически воспроизво­димый характер, вроде страхов животных, насекомых, чудовищ, огня (пожара), а также возникающих в темноте, сновидениях и т.д. Менее эффективно удаление страхов отвлеченно-абстракт­ного характера в виде страхов неизвестного, насилия, несчас­тья, заболевания и смерти. Но если, к примеру, страх неизвест­ного, насилия ассоциируется с бандитами, разбойниками, т.е. с конкретными лицами, то результаты от использования рисунков могут быть вполне удовлетворительными. То же относится к на­вязчивым страхам заболевания и смерти в результате зараже­ния микробами. Отсутствует эффект при рисовании сверхцен­ных страхов за других лиц, прежде всего близких. Потому, что эти страхи образуются за счет неправильных логических пост­роений и находятся в сознании, в то время как предыдущие стра­хи гнездятся в подсознании и за счет рисунков переводятся в сферу сознания, где с ними можно работать описанными мето­дами. При работе со сверхценными страхами необходимо, преж­де всего, "докопаться" до их подсознательного источника (страх одиночества, страх остаться без защиты и т.п.), а затем, устра­нив первопричину, работать с ошибками логических построений.

Недостаточный эффект от рисования страхов наблюдается и в тех случаях, когда то или иное пугающее событие недавно име­ло место, например, застревание в лифте, укус собаки, избие­ние, пожар и т.д. Тогда более целесообразно применение игры и расслабление с постепенным воспроизведением в сознании пси­хологической травмы и изменение отношения к ней.

Психокоррекция страхов посредствам рисунков начинается с выяснения их характера в беседе и игре, после чего ребенку пред­лагается нарисовать свой страх. Заранее указывается, что не имеет значения качество рисунков.

Поскольку не дается инструкций, как рисовать страхи, то ре­бенок может не нарисовать себя. При этом, как правило, отме­чается менее выраженный эффект от рисования страхов. В лю­бом случае является целесообразным изображение ребенком себя - боящегося на одном листе, т.е. себя и пугающий объект, а на другом - не боящегося. «Нарисуй на одном рисунке себя и то, что ты боишься, а на другом, - что ты этого уже не боишься». Ребенка следует "подтолкнуть", спровоцировать, если он сам так не сделает - нарисовать себя более крупным или как-либо за­щищенным (например, с палкой в руках или собаку на поводке и пр.) по отношению к пугающему предмету. Ребенок описывает те действия, которые, как он полагает, "страшилище" может сделать с ним (ударить, укусить и пр.).

- Нарисуй рядом с (название страшилища) себя. Если ребенок согласиться, то важно проследить, что произойдет дальше, если отказался - надо продолжить разговор:

- А давай нарисуем тебя с палкой в руках, что тогда будет?

- А если ты замахнешься палкой, то ведь страшилище может испугаться?

Вопросительная форма дает возможность ребенку дальше про­должать предложенную ему ситуацию: страшилище и он с палкой в руках... На этом же или другом рисунке можно тут же провести сти­рание пугающего предмета. Желательно, чтобы ребенок сам про­вел это действие, при этом надо повторять фразы, подобно следу­ющим: "Вот и нет (название предмета)", "Смотри, ты его испугал".

Если рисунок сделан не мелом на доске или простым каранда­шом, а цветными красками и его нельзя стереть, то выполняет­ся штриховка, которая бы символизировала клетку, в которую ребенок посадил то, чего боится.

Важно, чтобы ребенок сам приступил к рисованию своих стра­хов, преодолев внутренний психологический барьер неуверен­ности и страха своих страхов. Этим обеспечивается постепен­ная дезактуализация страха в сознании, овладение его образом, и, наконец, ребенок начинает верить в свои силы и возможности.

Следовательно, ребенок должен вначале осознать страх и изобразить его на рисунке. Затем он должен смоделировать си­туацию на другом месте таким образом, чтобы побороть этот страх. Последующее моделирование на рисунке психотравмирующей ситуации является по существу перестройкой отношения под влиянием косвенного (установочного) внушения. Последнее представляет собой выражения веры в возможности ребенка, подчеркнутое контрастом "Ты боишься - ты уже не боишься". Рисование дает ребенку возможности для символического отреагирования страха. Так, на рисунках он бросает Бабу-Ягу в костер, отрубает дракону голову и т.д.

Страх можно вылепить. Когда малыш закончит лепку, похвали­те его произведение и скажите: "Чтобы этот страх никогда боль­ше никого не пугал. Надо его уничтожить!". И ребенок сжимает в комок то, что он только что вылепил. Сам факт получения задания определенным образом органи­зует деятельность детей и мобилизует их на работу со своими страхами. Решиться рисовать - это значит непосредственно со­прикоснуться со страхом, встретиться с ним лицом к лицу и це­ленаправленным, волевым усилием удерживать его в памяти до тех пор, пока он не будет изображен на рисунке. В процессе ри­сования объект страха все менее и менее представляет из себя застывшее психологическое образование. Он сознательно под­вергается манипуляции и творчески преобразуется. Проявляю­щийся при рисовании интерес постепенно гасит эмоцию страха, заменяя ее сосредоточением и творческим удовлетворением от выполненного задания.

В заключении работы рисунки просматриваются вместе - психо­логом и ребенком. Ребенок рассказывает о том, что изображено на рисунке, т.е. выражает словами свой страх. После просмотра ри­сунков следует замечание психолога: Ты нарисовал этот страх, а теперь скажи, боишься его или нет?". После каждого рисунка, воп­роса психолога и ответа ребенка необходимо выразить ему свое одобрение словами "хорошо", "что дальше?". Если положительного эффекта еще пока нет, то рисунок может быть отложен без коммен­тариев в сторону или сопровождаться словами "ничего", "всему свое время", "идем дальше" и т.д. После окончания обсуждения рисун­ков называются те страхи, в отношении которых достигнут положи­тельный эффект. Ребенка необходимо похвалить, можно подарить ему игрушку. А дальше надо сказать, что рисунки с его бывшими страхами останутся у психолога, который таким образом "принял" их на себя, освободив от них ребенка. Если это дошкольник, то упоминается о том, что страхи отныне будут находится в ящике стола или шкафу, "закрыты" там навсегда.

Арттерапия в своем арсенале имеет множество методов и при­емов, позволяющих работать со страхами. Мы привели лишь не­сколько примеров.

Как подготовиться к занятию

Подготовьте листы бумаги, цветные карандаши, мел, краски, глину.

Ход занятия

Каждый член группы должен иметь в своем распоряжении бумагу и цветные карандаши. На занятии демонстрируются основные тех­ники в области арттерапии, позволяющие корректировать страхи. Вариант психокоррекционного занятия по арттерапии см. приложение №3.

Игровая коррекция страхов

Игровая психокоррекция основана на принципах динамики пси­хического развития и позволяет отреагировать эмоциональное напряжение, а также способствует ролевому моделированию разнообразных путей решения проблем ребенка. Этот метод наи­более успешен в работе с детьми старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста, когда происходит ин­тенсивный процесс ролевого развития личности.

Физиологическая обусловленность применения игротерапии в психокоррекционной работе с детьми связана с исследования­ми A.M. Вейн, А.И. Захарова, О.А. Колосова, А.Д. Соловьева. В них раскрывается функциональная специализация больших по­лушарий головного мозга и отмечается возможность восстанов­ления активности правого полушария, способствующего общему оживлению эмоциональной активности, путем игротерапии.

Изменение психологического состояния ребенка происходит по­тому, что в игре некоторые жизненные обстоятельства пережива­ются в условном, а значит, в ослабленном виде. Игра является естественным способом выражения "я" человека, укрепления его уверенности в себе. Особой ценностью в этом плане обладают спон­танные подвижные игры, которые вызывают активность ребенка, его инициативу и самостоятельность, развивают умение вла­деть эмоциями и принимать решения. Взятие на себя какой-либо роли уже означает принятие решения выполнять определенные правила и обязательства, т.е. налагает чувство ответственнос­ти. Когда в игре все удается, у детей появляется чувство удовлетворения, эмоциональное насыщение игрой, при неудачах же чувство вины и досады, заставляющее более критически взгля­нуть на себя и как-то перестроиться. Включаясь в игру, ребенок переступает порог застенчивости и страха, одерживает победы или терпит поражения, постоянно соразмеряя свое поведение с тре­бованиями группы. Подражание в игре любимым героям помога­ет побороть как страх, так и испуг.

Цели психологически направленных игр состоят, в первую оче­редь, в снятии торможения, скованности и страха, возникающих в темноте, замкнутом пространстве, при внезапном воздействии и попадании в новую, неожиданную ситуацию общения. Одно­временно это предупреждение неуверенности в себе и застен­чивости или их коррекция, если они уже являются характероло­гическими особенностями ребенка.

Методы и приемы игротерапии

Разыгрывание страха в игре помогает не только изменить лич­ностные отношения, но и отрегулировать остаточное напряже­ние от стрессового воздействия, которое и порождает явление неадекватного страха в обычных неэкстремальных ситуациях. Для игры необходимо подобрать игрушки, которые похожи на тот предмет, которого ребенок боится, и поиграть в "страх" (разыг­рать сюжет, в котором ребенок может "расправится" со своим страхом, отыграть свои эмоции в символической форме и изба­виться от напряжения).