Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы младшего школьника (стр. 12 из 25)

Исследователи отмечают, что страхи перед реальными и сказоч­ными животными обычно устраняются за один сеанс, состоящий из трех фаз игрового взаимодействия. В первой фазе устанавлива­ют характер страха и тип реагирования ребенка на пугающий объект.

По существу, это означает воспроизведение ситуации, вызы­вающей страх. Во второй фазе проводится десенсибилизация страха посредством перемены ролей. Психолог поведением сво­его персонажа изображает страх ребенка, последний воспроиз­водит угрожающий образ. При этом дети проявляют агрессив­ность, обычно выраженную в такой же степени, в какой они ис­пытывают чувство страха. В третьей фазе используются обуча­ющие модели поведения посредствам повторной перемены ро­лей. Изображение психологом угрожающего образа уже не сопро­вождается реакцией страха у ребенка. Если ребенок боится темноты, приемлемы игры: "Угадай, что такое?". Взрослый просит ребенка найти наощупь спрятанный в мешочке предмет. Затем взрослому завязывают глаза и он, взяв в руки какую-нибудь игрушку, определяет на ощупь что у него в руке. Потом он предлагает то же самое сделать ре­бенку. Настаивать нельзя, ребенок должен сам захотеть поиг­рать в эту игру иначе результат будет прямо противоположный. Очередной шаг: взрослого с завязанными глазами подводят к шкафу и предлагают, потрогав его, определить, около чего он сто­ит. Теперь то же предлагают сделать ребенку.

"Найди наощупь". С завязанными глазами взрослый выбирает из кучки вещей то, что назвал ребенок. После этого роли меняются.

"Слушай и делай". Сначала взрослый с завязанными глазами выполняет команды ребенка. Затем роли меняются.

Использование подвижных игр для коррекции детских страхов - условно комплекс подвижных игр по преодолению страхов А.И. Захаров обозначил как 5+5. В первую пятерку вошли игры, про­водимые как в помещении, так и на улице.

1. Игры с мячом: футбол, регби, внезапное, неожиданное бро­сание мяча друг другу детьми, стоящими по кругу, сопровождаю­щееся словами "на", "держи", "лови", "бросай", "поймай" и т.д., а также подбрасывание воздушных шариков и игра в кегли.

2. Поочередное проникновение с разбега в круг детей, держащихся за руки.

3. Борьба - соревнование, сражение на саблях, метание мяча друг в друга.

4. Лазание наперегонки по шведской стенке и спрыгивание вниз на маты, перепрыгивание веревки, небольшой ямы с песком и т.д.

5. Прохождение по детским стульям, находящимся на некото­ром расстоянии друг от друга, с тем чтобы вернуться обратно и, спрыгнув с последнего стула, получить приз.

Все эти несложные игры развивают быстроту реакции, умение ориентироваться в незнакомой обстановке, уменьшают эмоцио­нальное напряжение и скованность.

Игра "Пятнашки" служит своеобразной разминкой к последую­щим играм и содержит ряд правил. Ограничивается игровая пло­щадка, беспорядочно ставятся стулья, чтобы между ними оста­лось расстояние для прохода. Нельзя "пятнать" через стулья. Можно отворачиваться, увертываться. Кто случайно заденет сту­лья или выбежит за пределы площадки, становиться водящим. Хлопать только по нижней части спины, конкретно - по ягоди­цам. Причем нужно ударять сильно, эмоционально, с угрозами. Тем самым устраняются страхи боли и уколов, физических нака­заний. Водящий должен сыпать угрозы. Эта игра может исполь­зоваться в разных модификациях.

Игра "Жмурки" проводится после пятнашек. Водящему надо найти стоящих в разных местах игровой площадки детей. Основное пра­вило игры - стоять на одном месте и ничем не выдавать себя. Требуются определенная выдержка, терпение в противополож­ность беспокойству и возбуждению. Можно изгибаться, наклонять­ся, даже ложиться, когда водящий проходит и пытается нащупать вытянутыми руками участников игры, но ноги остаются как бы приклеенными к полу и нельзя говорить. Водящему завязывают глаза и три раза крутят. Надо выключить свет, чтобы был полу­мрак, сделать атмосферу таинственности. Устраняют страх вне­запного воздействия, темноты и замкнутого пространства.

В игре "Прятки" заранее договариваются, где прятаться нельзя. Игра происходит при полумраке. Опять игра проходит с различ­ными угрозами.

В комплексе игры "Пятнашки", "Жмурки", "Прятки" снимают страх замкнутого пространства, страхи темноты, одиночества.

"Кто первый" - в середине комнаты ставятся два стула и между ними остается проход, через который может пройти или пролезть только один человек. Играющие встают на четвереньки у стены лицом к стульям. Руки находятся на стартовой линии, как на старте, и любое движение раньше времени считается нарушением. На­чинать надо по сигналу и ползком. Ползти до стульев и между ними, огибая один из них и возвращаться назад, прикоснувшись рукой к стене, (минимум трое участников). Кто это сделает первым, тот и выиграл. Когда ползут, то можно задерживать друг друга, цепляться за одежду, толкаться. Используется для снятия страха неожидан­ного воздействия и для тренировки внимания и торможения.

"Быстрые ответы" - игровое пространство разделяется на не­большие квадраты, на которые становятся участники. Ведущий находится напротив них. Ведущий задает вопросы поочередно каждому участнику за ограниченное время (1-2-3). После счета 3 ответ считается недействительным. Вопросы носят шутливый характер. Например: "Как называется страна, где живут самые большие люди?" - "Великания". "Почему лягушки скачут?" - "Ноги длинные". "Почему крокодил зеленый?" - "Живет в болоте". "По­чему мороженое холодное?" - "Из холодильника". "Почему птич­ки поют?" - "Весело". "Почему земля круглая?" - Так получилась". Для более взрослых: "Куда нельзя налить воду?" - "В полную кружку". Эта игра снимает торможение, возникающее при внезап­ных вопросах, развивает сообразительность, смекалку.

Существует комплекс игр, которые рекомендуется проводить в семьях, особенно там, где есть несколько детей, бабушки, дедушки.

"Проникновение и выход из круга" - взрослые и дети со сцеп­ленными руками образуют круг. Все закрывают глаза и заявля­ют, что никто не проникнет в их царство. Играющие пытаются по очереди проникнуть в круг через одну из пар. Но охрана начеку и быстро реагирует на заметный шорох, случайное прикосновение. Если кто-то пробрался в круг, то хлопает в ладоши, и теперь он должен выйти из круга. Цель: помогает устранить страх замкну­того пространства.

"Коридор" - родители или (и) дети распределяются на 2 лагеря. Об­разуется коридор, играющие изображают собак, встают на чет­вереньки напротив друг друга, начинают лаять, но оставаясь на цепи. Ребенок должен пройти бесшумно или шумно и быстро по коридору, схватить приз в конце и вернуться. Цель: устранить страхи нападения животных, боли, неожиданного воздействия, отчасти - замкнутого пространства.

"Кочки" - расставляются на расстоянии 1 шага (ребенка) стулья, повернутые в разные стороны. Сами стулья - это камни, выступа­ющие из воды. Тот, кто оступается, неизбежно попадает в воду, но должен подняться и продолжить путь. Надо перейти на другой берег. Затем расстояние между стульями увеличивается. Взрослые и дети стоят по обе стороны, нагнетают обстановку, потом все уча­стники игры встают на четвереньки по обе стороны стульев и пу­гают проходящих мимо, внезапно вскакивая, махая руками, изда­вая угрожающие звуки, но не дотрагиваясь при этом руками. Цель: преодоление страхов глубины и чудовищ, живущих в глубине.

Таким образом, игра - мощнейший инструмент воздействия на детскую психику. В игровой неформальной обстановке дошкольни­ки и младшие школьники лучше усваивают не только знания, но и очень многие навыки и привычки, незаметно для себя корректиру­ют свое поведение и преодолевают психологические трудности.

Песочная терапия

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов — педагогов, психологов, логопедов — к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы случайно ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с древних времен. Действительно, взаимодействуя с песком ребенок проявляет чудеса фантазии. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит творение — ребенок расстраивается недолго. Чаще всего он сам готов разрушить созданное чтобы на прежнем месте с еще большим энтузиазмом приступить к новому строительству. Один сюжет жизни завершается уступая место следующему. И так бесконечно.

Казалось бы все очень просто. Но именно это простое естественное для человека действие хранит уникальную тайну бытия все приходит и уходит нет ничего такого что было бы непоправимо разрушено — просто старое уступает место новому. Многократно проживая эту тайну человек достигает состояния равновесия в его внутреннем пространстве существенно уменьшается доля тревоги и страха.
Естественно, такой терапевтический эффект игры с песком не мог долго оставаться незамеченным психотерапевтами. Швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг открыл песок для научного осмысления в контексте психотерапевтической помощи взрослым и детям. Созданный ученицей и последовательницей Юнга Дорой Калфф метод «sand play» (песочная терапия) долгое время существовал исключительно в юнгианской парадигме построенные клиентом песочные композиции не интерпретировались ибо процесс создания картин из песка стимулировал фантазии клиента что в свою очередь позволяло обнаружить скрытые части «я», понять существо и особенности переживаний клиента.
В песочных картинах есть еще один важнейший психотерапевтический ресурс — возможность созидательного изменения формы сюжета событий взаимоотношений. Именно эта идея лежит в основе сказкотерапевтического подхода к работе с песочницей. Ребенок, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, представляется волшебником, который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность творческого изменения дискомфортной для него ситуации негативного состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей как внутреннего так и внешнего плана — в этом и проявляется его сила волшебника.
Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений ребенок переносит в реальную повседневную жизнь. Однако, уделяя внимание песочной терапии в контексте психологической и психотерапевтической работы, не будем забывать о мощных ресурсах песочницы для коррекционно-развивающей и образовательной работы с ребенком.
Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект. Причем сегодня уже можно говорить о таком эффекте не только по отношению к нормально развивающимся детям, но и к их сверстникам с особенностями развития.