Каждая новая игра, прогулка и т.п. будут закреплением достигнутого эффекта, а расширение игры, включение в нее новых элементов увеличит количество объектов, вызывающих положительные эмоции у ребенка. Этот метод не является специфическим для коррекции страха, его можно использовать почти при каждом нарушении эмоционально – мотивационной сферы личности.
Повышение общего уровня переживаний ребенка игровыми методами позволяет решить еще одну задачу – установить доверие ребенка к психологу, проводящего коррекцию. Кроме того, что доверие увеличивает вероятность успешного проведения коррекционных действий, переживание доверия, само по себе, благотворно повлияет на психику ребенка.
11.Разыгрывание ситуации взаимодействия с предметом страха в игре
Этот метод является специфичным при коррекции эмоциональных нарушений, связанных с нарушением личностного развития. Разыгрывание страха в игре помогает не только изменить личностные отношения, но и отреагировать остаточное напряжение от стрессового воздействия, которое и порождает явление неадекватного страха в обычных, не экстремальных ситуациях. Для игры надо подобрать игрушки, которые похожи на тот предмет, которого ребенок боится (собаку, «страшилище» и пр.), и поиграть в «страх», разыграть сюжет, в котором ребенок может «расправиться» со своим страхом, отыграть свои эмоции в символической форме и избавиться от напряжения.
12. Эмоциональное переключение.
Уговоры родителей ребенка не пугаться в большинстве случаев не помогают, но отношение взрослого к объекту страха может быть воспринято ребенком через его отношение к этому взрослому, по механизму эмоционального переключения. Так, взрослый человек может случайно заразить ребенка каким – то страхом. С помощью того же механизма переключения возможно добиться и обратного результата. Незначительность пугающего объекта можно подчеркнуть короткой фразой, выразительным жестом как бы отбросить, проигнорировать его. Например, если ребенок пугается ползущего жука: «Уходи, жук, не мешай, мы сейчас очень заняты».
13. Подражание и заражение
Ребенок подражает взрослому не только в поведении, но и заражается его оценками. Если взрослый человек о чем-то говорит со страхом в голосе, то это эмоциональное состояние передается ребенку, и он также начинает чего-то бояться. Поэтому из окружения ребенка должны быть удалены тревожные, истеричные люди, либо они должны заняться состоянием своей психики. Подобно тому, как бессмысленно лечить ребенка от болезни, если дома находится взрослый больной, так невозможно помочь ребенку, если существуют какие-либо факторы, которые способствуют рецидиву.
14.Эмоциональные качели.
Принцип качелей заключается в переходе из одного состояния в другое (противоположное). Для эмоциональных процессов качели означают попеременный переход от состояния опасности к состоянию безопасности. В «эмоциональных качелях» ребенок испытывает «прочность» своих регуляторных возможностей, обучается управлять своим состоянием. Простейшим примером эмоциональных качелей, по словам В.В.Лебединского (1990), является подбрасывание ребенка на руках: ребенок то летит без всякой опоры и ощущает себя в опасном положении, то опускается на руки взрослого, который для него является символом защиты. Секундное ощущение опасности не будет неприятно ребенку. Он обычно смеется при таких «упражнениях». Подобные «качели» можно совершить и с собакой; иногда ребенок спонтанно приходит к такой возможности: он то прячется за взрослого, то выглядывает, смотрит на собаку и, может быть, даже дразнит ее. С темнотой ребенок может также «играть», то забегая в темную комнату, то выбегая из нее на свет. Качели можно проводить практически с любым видом страха, но лишь в том случае, если ребенок не является заранее настроенным по какой-либо причине против такого упражнения. Если же ребенок не хочет «эмоциональных качель», то не стоит от них отказываться совсем, так как это нежелание обусловлено не постоянными характеристиками психики, а кратковременными состояниями, поэтому надо дождаться лишь более благоприятного самочувствия ребенка.
15. Эмоциональный конфликт.
Поскольку страх – эмоциональное явление, то «вытормозить» его можно более сильной эмоцией. Например, если ребенок любит куклу, то ей можно приписать роль защитника («пока кукла здесь сидит, тебя никто не тронет, она никого к тебе не пустит»).
Уговоры не бояться почти никогда не приводят к положительному результату. Воздействие на ребенка должно быть направлено не на его разум, так как страх – иррациональное явление, а происходит опосредованно: либо через осознание ситуации, в которой возможно овладение объектом страха, либо через формирование дополнительных эмоциональных отношений (например, как в случае с куклой), которые устраняют страх.
16. Деятельная терапия.
Помимо указанных процедур, необходимо занимать ребенка какой-либо деятельностью в течение дня. Психика предназначена для активности. Если ребенку нечем заняться, то он либо изобретет какие-то, может быть, не совсем просоциальные занятия, игры, либо вновь и вновь возвращается к своим переживаниям, становящимися, таким образом, навязчивыми и постепенно обрастающими все новыми образованиями, которое препятствуют появлению других переживаний.
Замена ничегонеделанья деятельностью – общая оздоровительная процедура для психики, значение ее велико как для помощи детей, так и взрослыми, она применяется при лечении даже психики больных людей.
Приложение №3
Вариант психокоррекционного группового занятия по арттерапии.
Первый этап - настрой (разогрев).
Ведущий: Сядьте в круг, закройте глаза и представьте цвет, соответствующий вашему настроению.
Далее каждому предлагается ответить на вопросы: какой ты представил цвет? Какая это краска? Какой звук? Показать свой цвет движением.
Второй этап - актуализация эмоции страха.
- Каждому человеку - и взрослому, и ребенку - иногда бывает страшно.
Закройте глаза и вспомните ситуацию, когда вам бывает страшно. Придумайте этому название.
Откройте глаза. Расскажите о своих чувствах.
Желательно, чтобы первым говорил тот участник, на лице которого ведущий увидел наиболее сильные эмоции. Помните, участника нельзя принуждать, если он отказывается говорить.
Возможен и другой вариант этого этапа. Например, всем присутствующим предлагается разделиться на пары и рассказать друг другу самые страшные истории из своей жизни.
Третий этап - индивидуальная работа.
- Нарисуйте свой страх на листе бумаги. Работу не обязательно кому-либо показывать. Поступите с рисунком так, как вам хочется. Вы можете его смять, порвать, сжечь или уничтожить любым другим способом.
После того как все расправились со своими материализованными в форме рисунков страхами, им предлагается следующая инструкция.
- Нарисуйте на листе бумаги страх в виде маски, используя соус или художественный уголь. По черному или коричневому фону можно рисовать белым мелом или высветлять контуры изображения ластиком. Оторвите пальцами лишнюю бумагу - фон. Ножницами пользоваться нельзя.
(Как вы помните, в процессе онтогенеза в младенческом возрасте при созревании коры больших полушарий головного мозга формирование управления мелкими движениями происходит гетерохронно с формированием мышления. Таким образом, при совершении мелких движений информация попадает непосредственно в мозг, минуя сознание).
Это упражнение способствует развитию тактильной чувствительности и мелкой моторики. На данном этапе арттерапии происходит сублимация и канализация агрессивных инстинктов по символическим каналам. Это бессознательные процессы, определяющие выбор темы и поиск адекватной формы переживания человеком аффекта. Наряду с сублимацией возможна актуализация механизмов защиты, что проявляется в определенном типе рисунков, фальшиво-слащавом выражении чувств, эпатажном поведении).
Четвертый этап - коллективная работа. Участники работают в микрогруппах по 5-7 человек, - это так называемая ритуальная драматизация. Создается ситуация "публичного" проживания страха. Придумайте название и содержание истории, в которой маски были бы главными действующими лицами. Расположите их на листе ватмана и дорисуйте "картину". Материалы выбираются по желанию "художников". Далее участникам предлагается озвучить картину. Каждый говорит от лица своей маски. Получается небольшой спектакль. Причем как бы ни был страшен первоначальный сюжет, в момент озвучивания он вызывает смех и у актеров, и у зрителей. (По мнению некоторых психологов и психотерапевтов, целесообразно устраивать спектакли в нарисованных масках, закрепив их на лице с помощью резинки. Получается своеобразная игра со страхом, "эмоциональные качели". Человек вынужден вновь посредством маски соединиться с собственным страхом, от которого только что отстранился, как бы "вытащив" его наружу, когда рисовал маску. Иногда многие дети и невротизированные взрослые категорически отказываются надеть маску на лицо, проявляют агрессию не только по отношению к своему рисунку, но и ведущему. В технике арттерапии маски, приклеенные на лист ватмана, надежно отделены от авторов и, следовательно, совсем не страшные, а жалкие и смешные. Тем не менее, иногда группа в конце занятия просит уничтожить их коллективные "картины", чтобы страхи не могли возродиться).