В нашем регионе действует закон «О благотворительной деятельности в Самарской области», принятый Самарской Губернской Думой 27 апреля 1999 года. Проект закона был предложен Самарским областным отделением благотворительного общественного фонда "Российский фонд милосердия и здоровья", в его создании участвовало более 60 НКО, а пять лет назад по инициативе НКО в него опять были внесены изменения.[10] Как уже отмечалось выше, закон позволяет получить статус благотворительной организации, который освобождает от налога на имущество и налога на прибыль при зачислении налогов в областной бюджет. Для получения такого статуса организация должна проработать в сфере благотворительности на территории области не менее года, а деятельность организации должны соответствовать целям, указанным в пункте 4 данного закона. Статус присваивается Губернатором Самарской области по заключению областного Благотворительного совета. Удостоверяет статус паспорт благотворительной организации, выдаваемый Советом сроком на 3 года.
Следует отметить, что в оценках регионального закона мнения представителей самарской власти и третьего сектора разошлись. Первые считают данный закон одним из самых лучших в Российской Федерации. Вторые признают эту точку зрения, но, по их мнению, это далеко не идеальный закон, поскольку у него слишком сложная и долгая процедура получения паспорта. Как отмечает исполнительный директор БФ «Самарская Губерния» Т.Н. Акимова, одной из причин этого может быть загруженность работников Благотворительного совета, поскольку эта деятельность является дополнительной нагрузкой к основным обязанностям. Примечательно, что вывод о невысокой эффективности деятельности Областного благотворительного совета был озвучен сотрудником «Центра сравнительных исследований» Карелиной М.В. на конференции «Благотворительность как форма социальной ответственности бизнеса» еще в 2008 году. За 2,5 года ситуация практически не изменилась.
Количественные показатели только подчеркивают негативную тенденцию, обозначенную выше. Со слов представителя СРОО «ИЭКА» Валентины Пестриковой, в период с 2000 по 2007 год «заявления на получение статуса «Благотворительная организация Самарской области» подали чуть более 40 организаций, получили, а затем по прошествии трех лет подтвердили соответствующий статус менее полутора десятков НКО»[11]. На сегодняшний день их менее 10.
Предварить разговор о благотворительной деятельности в коммерческих структурах необходимо разведением таких понятий, как «благотворительность», «корпоративная социальная ответственность», «социальное инвестирование», «социальная политика предприятий». На наш взгляд, концепцию КСО следует рассматривать как определенную идеологию бизнеса, направленную, как считает С. Перегудов на удовлетворение общественных потребностей[12]. Социальные инвестиции - это «это материальные, технологические, управленческие, финансовые и иные ресурсы компании, направляемые на реализацию корпоративных социальных программ, осуществление которых в стратегическом отношении предполагает получение компанией определенного экономического эффекта». [13] Они могут быть реализованы во внутренней социальной политике, проводимой для работников компании, и во внешней, направленной на развитие местного сообщества. Таким образом, понятие «благотворительная деятельность» соотносится с понятием «внешняя социальная политика предприятия».
В отличие от большого числа проектов по изучению уровня развития гражданского общества и взаимодействия власти и третьего сектора исследований, направленных на изучение благотворительной деятельности коммерчески структур не так много. Тем не менее, в 2004 году Институтом сравнительных трудовых исследований был реализован проект, результаты которого будут приведены ниже. Однако учитывая определенную «давность» исследования его результаты нуждаются в дальнейшей проверке. В опросе участвовало 50 коммерческих предприятий г. Самары, г. Новокуйбышевска, г. Отрадного и Кинель-Черкасского района. В таблице 2.1. отражена структура выборки.
Таблица 2.1.
Представленность различных типов предприятий в выборке
Опрос показал высокую важность личностного фактора при осуществлении благотворительной деятельности. Решение о включении в нее и ее масштабы зависят скорее от позиции руководства, а не от размера предприятия и успешности бизнеса. При этом большинство компаний начинают оказывать поддержку уже с момента своего возникновения, а для компаний, существующих с советских времен характерна преемственность благотворительных практик. Эти данные несколько противоречат результатам исследования «Корпорации, социальная ответственность и местная власть», проведенного аналитическим центром журнала «Эксперт». Оно позволило выявить зависимость между характером благотворительной деятельности и типом предприятия. В исследовании были выделены четыре группы бизнеса в регионах России:
1. Градообразующие предприятия, предприятия сырьевой и химической отрасли являются наиболее социально ответственными и имеют тесные связи с территорией на которой работают.
2. Несырьевые отрасли, прежде всего машиностроение, сотрудничают с территориями в рамках разовых акций, но стремятся к системному сотрудничеству.
3. Иностранные компании, ликвидирующие социальную инфраструктуру и на добровольно основе реализуют небольшие благотворительные проекты.
4. Компании, возникшие с «чистого листа» и не занимающиеся благотворительностью.[14]
Вероятно, отсутствие связи между типом и размером предприятия обусловлено либо спецификой Самарского региона, либо спецификой построения выборки, но эта гипотеза нуждается в дальнейшей проверке и подтверждении.
Самыми популярными мотивами благотворительной деятельности являются милосердие (82%), чувство долга (48%). «Прагматичные» мотивы (построение взаимовыгодных отношений с властями (18%), улучшение имиджа компании (16%) и взаимодействие с целевыми рынками (8%)) распространены в меньшей степени. Возможно, в настоящее время следует ожидать увеличение доли этой группы мотивов, поскольку концепция социальной ответственности, активно распространяющаяся в среде российского бизнеса, предполагает определенную «отдачу» от внешней социальной политики. Исследование также выявило, что в малых городах области с подачи местной администрации за успешными предприятиями закрепляются объекты социального назначения.
Основными получателями помощи в 2004 году были государственные учреждения (82%) и НКО (78%), прямая помощь частным лицам была отмечена в 47% случаев. Самыми популярными целевыми группами являются дети (76%), инвалиды (48%), поддержка спорта (40%) (См. Диаграмму 2.1). По всей видимости, проблемы детей и инвалидов являются наиболее понятными. Публикации группы ЦИРКОН показывают, что желание помогать этим группам - общероссийская тенденция, хотя определенную конкуренцию им составляет группа пожилых, совершенно не представленная в оценках предпринимателей.
Диаграмма 2.1
Основной формой оказания благотворительной помощи является передача продукции, оказание услуг (76%). Менее популярно перечисление безналичных средств (48%) и передача наличных средств (32%) (См.: Диаграмму 2.2.). Практически не встречается такой механизм как стипендии и гранты (4%), хотя именно его эксперты называют в качестве одного из самых действенных механизмов развития потенциала территории. Наиболее распространенным критерием отбора благополучателей является гарантия целевого использования средств (50%), личное знакомство с просителем и личная симпатия были названы в 25% и 21% случаях соответственно, а желание осветить деятельность в СМИ указало только 4% предпринимателей. Однако учитывая развитие маркетинговой концепции управление, предполагающей активное продвижение товаров и имиджа организации, значимость этого мотива должна в настоящее время должна быть выше.
Диаграмма 2.2.
Анализ текстов интервью позволил исследователям выделить несколько стадий развития благотворительной деятельности, позволяющих проследить дифференциацию мотивов благотворительной деятельности и особенностей ее организации.
Начальная стадия, на которой в 2004 году было 46% изученных предприятий. Она характеризуется стихийностью, непродуманностью благотворительной деятельности. Основным мотивом является желание помочь ближнему. Предприниматели ограничиваются разовыми акциями под влиянием эмоций и стремятся удовлетворить краткосрочные интересы. Таким образом, денежные пожертвования ими не контролируются и не решают социальные проблемы в городе.
Вторая стадия (34%). Предприятия делают попытку вести благотворительную деятельность систематическим образом. Это напрямую связано с ограниченностью средств, которые предприятие может выделить для оказания благотворительной поддержки, а большой объем обращений заставляет более тщательно выбирать получателей помощи. Появляется планирование, чаще краткосрочное, средств на благотворительность, выражающее в том, что просьбы начинают приниматься заранее. Начинается институционализация благотворительной деятельности. Функции организации благотворительности выделяются и передаются определенному сотруднику или подразделению, которые отвечают за сбор обращений, отслеживают процесс реализации благотворительной помощи, отвечают за составление списка благополучателей и детального описания их просьб.