Однако эти специалисты практически лишены возможности получать необходимую информацию о положении дел в современной онкологии, особенно в области ППР. Существующие онкологические научно-практические журналы для врачей (не онкологов) мало доступны как по содержанию, так и по форме изложения материала, почти не публикуют статей по ППР. Необходимым условием повышения квалификации персонала первичного звена здравоохранения является издание доступного информационно-практического журнала «Профилактическая онкология» для врачей-гигиенистов, профпатологов, врачей общей практики. Это может стать важным шагом по повышению квалификации этой категории медиков в области превентивной онкологии (включающей как первичную, так и вторичную профилактику рака) и способствовать их подключению к реализации программ профилактики рака, вообще, и ППР, в частности. Решение этого вопроса выходит за региональные рамки, однако Министерства (департаменты) здравоохранения регионов могут способствовать решению этого вопроса.
Таким образом, в настоящее время при подготовке кадров для проведения работы в регионах с целью разработки и реализации территориальных программ ППР может быть предложен следующий комплекс мероприятий:
1. Обучение на очных или заочных курсах повышения квалификации специалистов в области ППР по теме «Первичная профилактика рака в условиях современной России»;
2. Включение вопросов ППР в программы тематического усовершенствования и сертификационные циклы последипломного образования врачей.
3. Использование материалов информационного бюллетеня «Первичная профилактика рака» – выходит и распространяется бесплатно с 2005 г. (целесообразно преобразовать его в журнал «Профилактическая онкология» с периодичностью издания 4 раза в год).
4. Использование материалов сайта «Первичная профилактика рака» в интернете (http:www.ppr-info.ru), а также других сайтов, приведенных в Комментарии 19.
4.8. Руководство программой
Важным условием успешной разработки и реализации программы ППР является внутри- и межсекторальное сотрудничество.
Внутрисекторальное сотрудничество – это взаимодействие с партнерами внутри медицинского сектора (персонал первичного звена здравоохранения, специалисты Роспотребнадзора, региональных онкодиспансеров, центров медицинской профилактики, региональных министерств/департаментов здравоохранения, медицинских институтов и училищ, научно-исследовательских институтов, профессиональных ассоциаций/обществ).
Межсекторальное сотрудничество предполагает поиск партнеров в других секторах общества (администрация региона, департаменты/министерства образования, социальной защиты, культуры, спорта, промышленные предприятия, финансовые структуры, средства массовой информации, политические партии, общественные организации и т.д.).
С учетом сказанного следует подходить к формированию координационного Совета, создаваемого для разработки региональной программы ППР и ее последующей реализации.
Постоянно действующий координационный Совет является фактически штабом программы, координирующим и руководящим всеми этапами ее разработки и реализации.
В его состав, как правило, входят представители региональной администрации, органа исполнительной власти в сфере здравоохранения по субъекту Российской Федерации, специалисты Роспотребназдора, центра медицинской профилактики, регионального онкодиспансера, профильных НИИ и кафедр мединститутов, предприниматели и финансисты, представители СМИ, общественных противораковых организаций и т.д. Учитывая межсекторальный состав координационного Совета, его целесообразно создавать при участии и под руководством региональной администрации.
В условиях конкретного региона состав координационного Совета может варьировать в зависимости от деловых качеств, уровня профессиональной подготовки лиц, претендующих на включение в его состав, от понимания ими важности проблемы, степени заинтересованности в ее решении и т.п. За разработку и реализацию программы ППР несет персональную ответственность председатель Совета. Точно так же за разработку и реализацию отдельных проектов в рамках программы персональную ответственность несут ее руководители.
Целесообразно подготовить (с учетом региональных особенностей) «Положение о координационном Совете по разработке и реализации региональной программы ППР», в котором четко определить обязанности и права членов Совета.
4.9. Ожидаемая эффективность региональной программы ППР
При оценке эффективности программы целесообразно использовать комплексный подход. Комплексная система оценки эффективности программы ППР строится на основе медицинских, социальных, экологических и экономических показателей. В основу оценки эффективности может быть положена следующая схема, адаптированная к задачам региональной противораковой программы (таблица 4.1).
Таблица 4.1
Схема комплексной оценки эффективности региональной программы ППР
Вид эффективности | Учитываемые показатели | |
исходные | ожидаемые | |
Медицинская | Заболеваемость и смертность от ЗН. Распространенность факторов онкологического риска | Снижение заболеваемости и смертности от ЗН. Уменьшение (устранение) факторов риска. |
Социальная | Средняя продолжительность предстоящей жизни. | Увеличение ожидаемой продолжительности жизни; уменьшение инвалидизации, связанной с ЗН, улучшение качества жизни. |
Экологическая | Уровень загрязнения среды обитания канцерогенами. | Снижение уровня загрязнения среды обитания (производственной, природной, жилой) канцерогенами. |
Экономическая | Стоимость программы. | Стоимость предотвращенных потерь здоровья, а также предотвращенного загрязнения среды. Расширение спектра услуг добровольного медицинского страхования с последующим увеличением бюджета служб здравоохранения и социальной помощи в регионе. |
Снижение заболеваемости/смертности от ЗН в первую очередь можно ожидать в группах риска, включенных для разработки в программу ППР. Как указывалось выше, на профессиональный рак, в частности, приходится 4-20% всех опухолей человека (в наших условиях следует ориентироваться на более высокий показатель), а наследственно обусловленные опухоли составляют 5-7% от общего числа новообразований человека. Таким образом, проведение эффективных мероприятий лишь в этих группах повышенного риска может дать в будущем снижение заболеваемости/смертности до 10-15%.
На первом этапе в результате реализации программы может быть сокращено количество работников, имеющих производственный контакт с канцерогенными факторами. Мероприятия ППР будут способствовать улучшению репродуктивного здоровья работающих женщин.
В результате эффективной просветительной противораковой работы, а также мониторинга состояния здоровья лиц, входящих в группы риска, повысится выявляемость начальных стадий заболевания, что будет способствовать сохранению здоровья и работоспособности, а также сокращению сроков лечения и реабилитации. Уменьшится количество больных ЗН, отказывающихся от лечения.
Затраты на лечение пациентов с I стадией опухолевого процесса во много раз меньше затрат на лечение больных со II-III стадией заболевания. При выявлении процесса на II-III стадии заболевания большинство пациентов переводится на инвалидность (в 2006-2007 гг. онкологические больные составляли 11-13% от числа всех инвалидов страны).
Снижение онкологической заболеваемости/смертности населения увеличит продолжительность жизни. (Среднее число лет, потерянных в активном возрасте, колеблется от 6 лет при раке предстательной железы, до 14 лет при ЗН костей и мягких тканей) [12].
Просветительная и воспитательная работа будет способствовать оздоровлению образа жизни и связанному с этим укреплению здоровья и улучшению качества жизни населения.
В результате проведения профилактических мероприятий сократится количество не только онкологических, но и других хронических неинфекционных заболеваний, а также заболеваний с временной утратой трудоспособности.
Нельзя не учитывать «…единодушное мнение экспертов о превышении экономической эффективности первичной профилактики над экономической эффективность выявления и последующего лечения новообразований основных локализаций…» [13].
Приведенными примерами не исчерпывается оценка эффективности проекта профилактической программы, реализация которой в конкретном регионе повлечет за собой многочисленные положительные перемены в состоянии здоровья и качества жизни населения, эколого-гигиенических характеристик территории и т.п.
При оценке эффективности программы ППР следует учитывать особенности возникновения и развития ЗН: длительный латентный период, характерный для них (иногда десятки лет), многообразие факторов риска, влияющих на формирование онкологической заболеваемости/смертности населения и т.д. Поэтому в ходе работы, особенно на первом этапе, а именно ему посвящены данные рекомендации, должны выбираться показатели, отражающие динамику реализации программы за относительно короткие периоды. Например, целесообразно учитывать количество канцерогеноопасных организаций, прошедших санитарно-гигиеническую паспортизацию; количество специалистов, получивших подготовку в области ППР, количество просветительных статей, опубликованных в СМИ; количество лиц, подписавшихся на просветительный противораковый журнал; количество информационных баз данных, созданных в процессе реализации программы; количество лиц, контактирующих с канцерогенными факторами на производстве и включенных в соответствующие регистры, и т.д. – перечень таких показателей достаточно велик и должен формироваться с учетом особенностей региона и программы. Каждый проект, реализуемый в рамках программы, должен иметь свой набор контрольных показателей.