Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для учителей-логопедов Преодоление (стр. 6 из 20)

8. <>><Выборочный ><диктант-молчанка ><по ><картинкам. ><Отличается ><от ><предыдущего ><тем, ><что ><из ><демонстрируемой ><серий ><дети ><выби><><рают ><только ><слова ><на ><заданную ><тему ><или ><записывают ><слова ><в ><два-три ><столбика. ><Например, ><записать ><только ><слова, ><содержа­><щие ><парные ><гласные: ><баня, ><утюг, ><знамя, ><маяк, ><сливы, ><костер, ><овес ><и ><т.д.; ><в ><первый ><столбик ><записать ><слова, ><содержащие ><сочета­><ние ><жи, ><во ><второй ><-ши ><и ><т.д.>

9. <Устный ><диктант ><по ><картинкам. ><Проводится ><с ><использовани><ем ><предметных ><картинок ><и ><индивидуальных ><карточек ><учащих­><ся. ><Логопед ><показывает ><картинки ><с ><изображениями ><предметов, ><названия ><которых ><являются ><словами ><с ><различными ><орфограм­><мами. ><На ><каждую ><показанную ><логопедом ><картинку ><дети ><подни­><мают ><карточку ><с ><той ><орфограммой, ><которую ><следует ><писать ><в ><данном ><слове, ><или ><с ><заранее ><оговоренным ><символом. ><Например, ><если ><в ><слове ><пишется ><мягкий ><знак, ><поднимается ><карточка ><со ><зна­><ком ><«плюс», ><если ><нет— ><«минус» ><и ><т.п.>

10. <Устный ><диктант. ><Проводится ><с ><использованием ><индивиду­><альных ><карточек ><учащихся, ><на ><которых ><написаны ><разные ><орфо­><граммы. ><Логопед ><диктует ><слова, ><в ><которые ><входит ><орфограмма, ><имеющаяся ><на ><индивидуальной ><карточке ><учащегося. ><На ><каждое ><продиктованное ><логопедом ><слово ><ученик ><поднимает ><карточку ><с ><той ><орфограммой, ><которую ><следует ><использовать ><при ><написании ><данного ><слова.>

11. <Проверочный ><или ><контрольный ><диктант. ><Проверочный ><или ><контрольный ><диктант ><на ><логопедических ><занятиях ><прово­><дится ><на ><диагностическом ><и ><оценочном ><этапе ><коррекционной ><ра­><боты. ><Логопед ><читает ><диктант ><полностью, ><затем ><предложениями, ><повторяя ><их ><два-три ><раза ><в ><зависимости ><от ><объема ><и ><сложности ><предложения. ><После ><окончания ><работы ><логопед ><еще ><раз ><прочи­><тывает ><текст, ><а ><дети ><проверяют ><и ><исправляют ><написанное.>

1. <Предупредительный зрительный ><диктант ><с ><опорой ><на ><зри­><тельный ><анализатор. ><Данный ><вид ><диктанта ><проводится ><как ><тренинг ><зрительного ><восприятия. ><Текст ><пишется ><на ><доске, ><а ><затем ><стирается; ><или ><можно ><использовать ><карточки ><(текст ><пишется ><на ><карточках).>

2. <Творческий ><диктант ><по ><опорным ><словам. ><Опорные ><слова ><имеются ><в ><тетради ><или ><могут ><быть ><записаны ><на ><доске. ><Они ><объединены ><одной ><лексической ><темой.

3. Творческий диктант пишут учащиеся самостоятельно или логопед диктует текст, пропуская опорные слова.

4. Творческий диктант с использованием серии предметных
картинок. Данный вид диктанта может быть использован при за­креплении тем «Времена года», «Месяцы», «Дни недели», так как позволяет определить, усвоена ли учащимися временная последовательность предметного ряда.

Работа с деформированным текстом

Работу с деформированным текстом можно проводить с опо­рой на наглядность и без нее.

Составление рассказа из разрозненных предложений.

Предложения записаны на доске вразброс, вне логической после­довательности. Учащимся предлагается внимательно прочитать их и обдумать. После этого логопед задает вопросы, которые помогут учащимся в составлении рассказа. С какого предложения надо на­чать рассказ? Почему? Почему другое предложение нельзя поста­вить первым? Какое из двух предложений надо поставить раньше? Почему? Учащиеся, направляемые вопросами логопеда, располага­ют предложения в нужном порядке. После этого кому-либо из луч­ших учеников предлагается прочесть получившийся рассказ вслух.

Работа с деформированным предложением.

Игра «Кому что досталось».

Ученик, вызванный к столу, достает из коробки карточку, где на­писаны слова, с которыми надо устно составить предложение. Если он сделает это правильно, то с одобрения логопеда записывает его на доске, комментируя каждое слово. Остальные пишут в тетради.

Изложение

Большая роль в системе занятий по развитию и коррекции письменной речи принадлежит изложениям. Они способствуют развитию активного внимания, памяти, восприятия, связной ре­чи, обогащению словаря учащихся. При работе над изложением появляется необходимость сознательно применять полученные орфографические навыки и грамматические знания. При рассмотрении данной коррекционной темы целесообразно подробнее остановиться на изложении-описании. Обычно оно связано с описанием природы, сезонных явлений, окружающего мира в различное время суток, года.

Основным в работе над изложением является составление плана. Планы могут быть полные и краткие. Могут быть даны в форме вопросительных, повествовательных и назывных предло­жений. На самых начальных этапах работы над изложением ло­гопед предлагает ученикам готовый план. Но в дальнейшем уча­щиеся уже могут и должны самостоятельно составлять план — с данным видом работы они познакомлены на уроках русского языка и чтения в начальной школе.

Работа над планом может проводиться в следующем порядке:

1. Деление текста на части — сначала под руководством лого­педа, затем самостоятельно — и составление вопросов к ним. (Логопед может предложить пункты не в той последовательнос­ти, в какой излагается содержание текста.)

2. Подбор заголовков к каждой части. Ответы на вопросы плана.

3. Чтение текста по частям и определение по данному плану, не пропущено ли что-либо в нем.

4. Составление нескольких вариантов заголовков к некоторым частям текста.

5. Работа над заглавием текста в целом.

Можно дать детям задание нарисовать к текстам рисунки цветными карандашами. Помимо того, что в этом проявляется иллюстративное изложение материала, картинки можно срав­нивать, а поэтому создается возможность упражнять детей в описаниях-сравнениях. Особое внимание при работе над изло­жением должно быть уделено работе со словарем.

Работа с индивидуально-авторскими словами

Старшим детям, после работы над словообразованием при знакомстве со старославянскими названиями месяцев, можно предложить работу с индивидуально-авторскими словами. На­пример, дать им для анализа отрывок из стихотворения А.Воз­несенского «Осенебри»:

Стоял январь. Не то февраль,

Какой-то чертовый зимарь.

Я помню только голосок,

Над красным ротиком — парок

И песенку: «Летят вдали

Красивые осенебри,

Но если наземь упадут,

Их человолки загрызут».

Здесь могут быть предложены следующие примерные во­просы и задания.

• Прочитай отрывок из произведения. Найди в нем новые слова, придуманные автором. Из каких слов они состоят? От каких слов они образованы? Объясни их значение. С какой целью, как тебе ка­жется, автор использовал именно эти, придуманные слова? И т.п.

Разбор подобных художественных текстов обогащает пред­ставления учащихся об эстетических функциях языковых средств. В данном случае — словообразовательных. Выполнение таких видов заданий способствует решению обучающих про­блем, связанных с активизацией морфемного канала восприятия слова и формированием способности многоаспектного анализа слов на основе словообразовательной модели.

Речевой материал, содержащий слова, придуманные современ­ными авторами, можно использовать и в рамках других коррекционных тем. Такие задания сделают занятия нетрадиционными, ве­селыми, дадут возможность детям поиграть и отвлечься от при­вычных стереотипов коррекционного материала, внесут элемент занимательности в познавательную деятельность школьников.

Анализ художественных произведений

Систематическое чтение художест­венной литературы воспитывает интерес и любовь к родно­му языку, обогащает словарный запас, учит стилистически пра­вильным оборотам речи.

В рамках рассматриваемой темы рекомендуется чтение вслух прозаических отрывков, рассказов, стихотворений (см. ука­занные ниже, а также приведенные в издании: Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. «Развитие и коррекция пространственно-вре­менных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста. Логопедическая тетрадь». - М.: Школьная Пресса, 2004), пересказ прочитанного, ответы на вопросы по тексту. Очень полезно заучивать наизусть понравившиеся стихи и маленькие расска­зы. Все перечисленные виды работ приносят особенно хорошие ре­зультаты, когда дети не просто читают и слушают, а вдумчиво ана­лизируют прочитанное с помощью преподавателя.

Здесь мы предлагаются следующие задания.

1. Послушай стихотворение А.Барто «Я расту».


А я не знал, что я расту

Все время, каждый час.

Я сел на стул —

Но я расту,

Расту, шагая в класс.