Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации Вадим Григорьевич коган мастер спорта ссср, судья по спорту вк, ст инструктор-методист (стр. 1 из 26)

Обучение в спортивном горном туризме

Часть 3. Судейство соревнований

Методические рекомендации

Вадим Григорьевич КОГАН

мастер спорта СССР,

судья по спорту ВК,

ст. инструктор-методист

Киев

2006

ОТ АВТОРА

Мы живем в больном обществе, где царят неограниченная вседозволенность и удручающее дилетантство в сочетании с необузданным высокомерием, когда повсеместно наблюдается игнорирование общественными интересами в угоду личным и корпоративным. Эти и прочие реалии сегодняшнего дня, как в капле воды, находят свое, порой гиперболически преувеличенное и уродливое, проявление во всех сферах человеческой деятельности и в системе спортивного туризма в том числе.

По сложившейся традиции в предыдущих методических рекомендациях автор вынужден был на своей странице поднимать текущие, злободневные и острые вопросы спортивного туризма в целом и горного, в частности. К большому сожалению, настоящая публикация не стала исключением.

Горные походы. В отличие от обычных путешествий спортивные горные походы проводят в соответствии с определенными правилами, в требованиях которых собрана квинтэссенция опыта многих тысяч людей, приобретенного в течение многих десятилетий, обобщенного лучшими из лучших. И когда этот опыт, достигнутый порой очень дорогой ценой, игнорируют или пытаются «усовершенствовать», последствия бывают непредсказуемыми.

Основу спортивных горных походов, в отличие от большинства других видов туризма, составляют очень четкие, всесторонне взвешенные и однозначно воспринимаемые препятствия — категорийные перевалы от 1А до 3Б категории трудности (далее — к.т.). Перевалы 3Б к.т. со звездочкой постепенно аккумулируют, по сути дела, перевалы 4А и 4Б к.т., так как все, что сложнее 3Б к.т., относят к 3Б* к.т.

Троечные перевалы, особенно со звездочкой, являются весьма технически сложными, требующими предельной физической и психологической отдачи, а поэтому их можно отнести к экстремальным даже для самых высококвалифицированных спортсменов.

Маршруты V—VI категории сложности (далее — к.с.) проходят на высотах пять-шесть тысяч метров и более, в весьма суровых условиях высокогорья (гипоксия, резкий перепад температур, полная автономность и др.). При этом часто попутно совершаются восхождения на отдельные вершины, в том числе и на семитысячники, особенно часто на пики Ленина (7134 м), Корженевской (7105 м) и близкий к ним по высоте Хант-Тенгри (6995 м).

Поэтому в начальный период занятия горным туризмом, т.е. когда формируется не просто спортивный турист, а турист-горник, необходимо системное и целенаправленное обучение альпинистской технике, которое у нас уже многие годы отсутствует. Именно изначально должны быть заложены фундаментальные основы мировосприятия горовосходителя, которые в дальнейшем с годами расширяются, углубляются и укрепляются на основании приобретаемого опыта в спортивных горных походах.

Ведь горы — это не только романтика любовного свидания с девственной природой, со всепоглощающим и необъятным простором в сочетании с завораживающими вершинами и ледопадами, которые чередуются с лесистыми склонами и альпийскими лугами, с многочисленными ручьями с зеркально чистой водой и голубыми глазами горных озер. Человек буквально растворяется в мире этого сурового и величественного безмолвия, которое навсегда завораживает, а затем постоянно притягивает к себе сильные натуры.

Горы нельзя покорить, Горы нельзя победить. Их можно полюбить и прощать им, как горячо любимой женщине, многочисленные неприятности и неудобства, которые они доставляют, научиться прислушиваться к ним и, по возможности, попытаться их услышать и понять. Только тогда вы сможете, преодолевая многочисленные трудности и опасности, получить возможность, пусть даже не с первого раза, пройти свой заветный маршрут.

Малейшего зазнайства, любых необдуманных поступков, пренебрежительного отношения к себе Горы не прощают ни новичкам, ни мастерам. Перед ними все мы равны. Наоборот, они постоянно экзаменуют нас на право называться Человеком с большой буквы, и в процессе этого экзамена проявляется истинный характер каждого. Естественно, далеко не все проходят испытание горами. Те, кто пытается обмануть других и, прежде всего, себя, рано или поздно уходят. Кто насовсем, а кто обрекает себя на вечного второгодника, т.е. на постоянное прохождение только маршрутов первой-второй или, в лучшем случае, третьей категории сложности.

Горы не признают наигранности и фарисейства, они не допустят взаимоотношений в виде легкого флирта. Горы требуют полного взаимопонимания и взаимоуважения, искренней, а не притворной любви к себе. Поэтому для встречи с ними надо длительно, обдумано и тщательно готовиться, как к первому свиданию с любимой девушкой.

Эрзац-горные походы. Для того чтобы всецело окунуться в очаровывающий мир гор и при этом быть всесторонне готовым к ожидаемым вас испытаниям, не поддавайтесь на обман и не путайте горы (например, Западного или Центрального Кавказа) с гористой местностью Крыма или Карпат. Горы в географическом понимании и в понимании горного туриста и альпиниста понятия далеко не однозначные.

Так получилось, что после распада Союза горы для спортивных походов остались за пределами нашей страны. Крым — блестящий полигон для скалолазания и не более. Карпаты по высотным показателям можно отнести к среднегорью. Однако отсутствие, в первую очередь, не только категорийных перевалов, но и, практически, перевалов вообще, в сочетании с отличными для горных районов формами и видами рельефа, природными и климатическими особенностями и другими данными, характеризует этот район как пешеходный, лыжный и т.д., но не как горный. Именно поэтому Карпаты никогда не входили в перечень районов, где возможны горные походы.

На этом можно было бы поставить точку. Однако, отдельные «специалисты», не смотря ни на что, предлагают в Карпатах узаконить горные походы, заменив прохождение перевалов на восхождения и траверсы некатегорийных, в подавляющем большинстве, вершин, т.е., как говорят в народе, поменять шило на мыло. Если вершины являются сопутствующими препятствиями в горном походе, тогда все понятно. Но извините, «знатоки», если некатегорийные вершины самоцель — это уже карикатура на альпинистские экспедиции с траверсами. С подобной «новацией» в глазах горовосходителей мы будем выглядеть смехотворно.

Если кому-то высокогорные и высококатегорийные перевалы, как говорят, не по зубам, и они, пару раз попробовав в настоящих горах, в дальнейшем всю жизнь проторчали на уровне среднегорья, возможно, для таких «спортсменов» следует проводить даже отдельные Чемпионаты по суррогатным походам «в гористой местности с ненормативными эрзац-перевалами», т.е. вершинами. Но давайте не путать одно с другим, не заниматься самообманом, а тем более — не обманывать других.

Восточная мудрость гласит: сколько не повторяй слово «халва», слаще во рту не станет. Точно так же, сколько не говори о горных походах в Карпатах, категорийные перевалы там не появятся. Правда, это очень молодой, с географической точки зрения, район. Возможно, некоторые проявляют заботу о тех, кто будет жить спустя много тысячелетий после нас, когда Карпаты подрастут и посуровеют?!

Рассуждая аналогично, можно выйти с предложением, что в Украине есть, например, водные пятерки. Какие пятерки, шестерки! Ведь еще Н.Гоголь писал, что «редкая птица долетит до середины Днепра...», а отсталые водники, где их патриотизм, не хотят видеть на великом и могучем Днепре полноценной национальной водной пятерки. Позор!

Хочется напомнить подобным «новаторам», чтобы они не забывали известный кавказский тост, в котором содержится сакраментальное предупреждение, что «наши желания должны совпадать с нашими возможностями».

Если мы объявим, что у нас, например, метр, составляет всего 70 см, а не 100 см, как у всех, разве телеграфный столб при «новом» измерении станет выше? Точно так же решением Исполкома невозможно директивно изменить, например, в Карпатах технические и другие определяющие для горного туризма параметры.

В походе по Карпатам вы напрасно будете подвергать себя неоправданному риску попасть под лавину и брести по пояс в снегу. Здесь часто бывают сильные и порывистые ветры в сочетании со снегопадами и значительными перепадами температур. Если начало маршрута запланировать ближе к марту месяцу, в зависимости от характера зимы, вас встретит или пик схода снежных лавин, получивших прозвище «белая смерть», или, практически, полное отсутствие снега на хребтах.

В отличие от этого, в высокогорье на маршрутах І—ІІ и даже ІІІ к.с., лавины — явление нехарактерное. И это великолепно, так как начинающие горники имеют возможность не только приобрести необходимый опыт преодоления горных препятствий, но и накопить соответствующие навыки предвидения возможного схода лавин в зависимости от «читаемых» ими форм горного рельефа.

Приобретенный опыт зимних Карпат — опасный и ненужный экстрим, который, к большому сожалению, желающих заняться спортивным горным туризмом никогда и ничему не научит. Это все равно, что обучить водить автомобиль, а потом заставить сесть за штурвал авиалайнера. Здесь, как нигде, уместно вспомнить слова видного немецкого педагога А. Дистервега, который почти 150 лет тому назад предупреждал, что: «неправильное знание хуже, чем незнание».

Сотни молодых людей, стремящихся заняться горным туризмом, практически пройдут не горные, а зимние пешеходные походы, будут подвергать себя непростительному риску и ненужному испытанию на выносливость. Попав на Кавказ, в походе ІІ—ІІІ к.с. они почувствуют себя полностью неподготовленными и беспомощными, так как там требуется и другая техника, и другая тактика, и другое снаряжение, и столкнутся с абсолютно другими условиями. При этом вернутся они, в лучшем случае — если вернутся, искалеченными морально и духовно опустошенными. Спрашивается, кому и зачем нужно превращать людей в подопытных кроликов?