Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы по подготовке обучающихся основной школы к государственной итоговой аттестации по литературе Автор-составитель (стр. 2 из 3)

Вторая часть экзаменационной работы содержит пять проблемных вопросов, требующих развернутого письменного рассуждения (не менее 200 слов). Первый вопрос (2.1) относится к произведению, из которого взят фрагмент для первого варианта части 1; второй вопрос (2.2) относится к творчеству поэта, чье стихотворение включено во второй вариант части 1. Задания 2.3 и 2.4 формулируются по творчеству других писателей, чьи произведения не были включены в варианты части 1 (древнерусская литература, литература XVIII и XIX веков), теперь эти задания могут быть не связаны на уровне тематики и проблематики с заданиями I части, как это требовалось в прошлом году. Задание 2.5 формулируется по литературе ХХ века. Экзаменуемый выбирает один из пяти предложенных ему вопросов и дает на него полноформатный аргументированный ответ в жанре сочинения (на эту часть работы учащемуся предлагается отвести 150 минут). При ответе на вопрос, связанный с лирикой, экзаменуемый должен проанализировать не менее 2 стихотворений (их число может быть увеличено по усмотрению экзаменуемого).

Ответ на вопрос такого типа оценивается максимально 12 баллами.

Темы сочинений, предложенные во второй части работы, полностью соответствуют обязательному минимуму содержания основного общего образования по литературе, а также федеральному компоненту государственного стандарта по литературе за курс основной школы, не выходят за рамки кодификатора. Они охватывают все периоды литературного процесса, изученного в основной школе, и структурированы в соответствии с требованиями спецификации данного экзамена

Ш. Анализ экзаменационных работ 2010г.

Анализ письменных работ учащихся выявил некоторые проблемы, связанные с недостаточной сформированностью комплекса умений, проверяемых при написании как ответа ограниченного объема, так и при написании развернутого ответа ограниченного объема с выходом в литературный контекст.

В первой части проверяется выполнение заданий 1.1.1. – 1.1.3; 1.2.1. – 1.2.3. Экзаменуемый должен продемонстрировать понимание сути проблемы, объяснить позицию автора и сформулировать свою, аргументировав ее соответствующими доводами. Задание для девятиклассника сложное, так как предполагаемый объем ответа 3 – 5 предложений. Ответ должен быть кратким, точным и аргументимрованным. Анализ представленных работ показал следующее: 7

- хорошо понимают проблематику произведения и авторскую позицию, а также умеют кратко и обоснованно излагать свои мысли 23% обучающихся, сдававших данный экзамен;

- хорошо ориентируются в проблематике произведения, но ограничиваются изложением собственного видения 39,6% обучающихся;

- упрощенно понимают проблематику произведения 37% обучающихся;

- не умеют обосновывать свое мнение текстом, т.е. работают без опоры на текст или подменяют рассуждение пересказом – 37% обучающихся;

- допускают фактические и ошибки, связанные с содержанием или знанием теории литературы – 40% обучающихся;

- допускают речевые – более 69%.

Из заданий первой части более трудными для девятиклассников продолжают оставаться вопросы, связанные с анализом лирического произведения. Только 32% учащихся выбирали вариант 2,предполагающицй работу со стихотворением. Отвечая на вопросы данного варианта, ученик должен понимать образную природу искусства слова, хорошо знать выразительные средства языка и теорию литературы; уметь различать лирического героя и автора произведения. Недостаточное знание именно теоретической стороны предмета «Литература», а также, возможно, сложность восприятия классической поэзии в подростковом возрасте и является причиной редкого выбора второго варианта I части.

При выполнении 1 части, затруднение вызвали следующие задания:

- определение смысла выражения и его роли в эпизоде. Предложенные понятия трактовались однозначно, высказывалось только свое понимание проблемы или пересказывался эпизод произведения, связанный с данным выражением;

- определение приемов характеристики героев через поступки, письма, представление о других героях;

- определение особенностей композиции (понятие «композиция» подменялось понятием «тема» произведения или заменялось пересказом отдельных эпизодов);

- авторское понимание проблемы и авторская оценка героя;

- объяснение теоретико-литературных понятий, их роли в тексте; чаще всего они трактовались однозначно: «придают произведению красочность», «оно (произведение) становится более понятным»;

-сопоставление предложенных отрывков, (чаще всего учащиеся ограничивались пересказом сходных и различных моментов, не комментируя и не поясняя оснований для сопоставления). 8

При выполнении 2 части, написание полного развернутого ответа на проблемный вопрос, были допущены следующие ошибки и недочеты:

- упрощенное понимание проблемы, поверхностное объяснение ее смысла, не выводящее на общую проблематику произведения;

- не совсем верное понимание авторского отношения к герою, его места в раскрытии основной идеи произведения;

- ограниченное использование теоретико-литературных понятий при анализе произведения (образ, проблема, жанр), отсутствие умения их правильного использования;

- не всегда обоснованное привлечение текста.

IV. Анализ демонстрационной версии по литературе 2010г.

Демонстрационная версия по литературе 2011г. аналогична демонстрационной версии 2010г.

Экзаменационная работа по литературе для выпускников 9 класса состоит из двух частей (общее время экзамена составляет 240 минут). В первой части работы предполагается анализ текста художественного произведения, размещенного в самой экзаменационной работе. Во второй части даются темы сочинений.

Первая часть состоит из двух альтернативных вариантов. Один из них экзаменуемому необходимо выбрать. Один вариант предлагает анализ фрагмента эпического (или драматического, или лиро-эпического) произведения, другой – анализ лирического стихотворения (или басни).

Вторая часть экзаменационной работы содержит пять проблемных вопросов, требующих развернутого письменного рассуждения (не менее 200 слов).

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ЗА КУРС ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Подготовку к экзамену по литературе необходимо вести планомерно, начиная с 5 класса основной ступени. Для этого необходимо совершенствовать формы промежуточного контроля. В качестве таких форм можно использовать контрольную работу, включающую тестовые задания с кратким ответом и вопросы, предполагающие ответ ограниченного объема.

Возможный вариант контрольной работы для 5 класса.

9

А

Заполните таблицу

Автор Главные герои Жанр
1.Кавказский пленник
2.Лошадиная фамилия
3.Соловей
4.Конёк-горбунок
5.Ночь перед Рождеством
6.Барышня-крестьянка

7.Книги на какие темы вы больше всего любите читать?

Назовите их автора и жанры (2 примера).

8.Приведите по одному примеру эпического, лирического и драматического произведения. Назовите их авторов и жанр.

Б

9. Вспомните стихотворение о природе, которое вы выучили наизусть. Выпишите из него художественно-выразительные средства, используемые автором. Объясните, с какой целью они использованы.

В

Запишите ряд красочных определений, которые вы могли бы употребить со словом «весна». С полученным словосочетаниями напишите мини-сочинение.

Не забудьте озаглавить.

Как видим, уже в 5 классе учащихся можно приучать школьников к работе с выразительными средствами, а также к составлению кратких письменных высказываний на заданную тему.

В 6 – 8 классах в качестве форм промежуточного контроля можно использовать творческие работы различных видов: сочинение-рассуждение, сравнительная характеристика, эссе, рецензия и т.д. Как организовать и провести промежуточную аттестацию по литературе подробно изложено в соответствующей главе методических рекомендаций, изданных Сар ИПКи ПРО «Промежуточная аттестация 5 – 8 классов».

10

Подготовку к экзаменам в 9 классе начинать нужно уже в сентябре.

Желательно в начале года провести входную консультацию, где следует объяснить, что представляет из себя экзаменационная работа, какова ее структура, какие типы заданий она включает, каковы требования к выполнению заданий. В начале года следует дать учащимся примерные планы анализа эпизода и лирического произведения.

Анализ эпизода

Умение анализировать эпизод необходимо при любой работе над художественным произведением - в устном ответе, в сочинении и т. д. Но анализ эпизода - это ещё и вид школьного сочинения, который относится к одному из самых трудных. Несколько задач встает перед школьником, когда он получает задание проанализировать эпизод.

Какие это задачи?

Необходимо

- установить границы эпизода; . -определить основное содержание эпизода и то, какие персонажи в нем участвуют;

-проследить смену настроений, чувств героев, авторскую мотивировку их поступков;

-рассмотреть композиционные особенности эпизода, его сюжет;

- проследить логику развития авторской мысли;

- отметить художественные средства, которые создают в этом эпизоде его эмоциональную атмосферу;

-показать роль этого эпизода в произведении, то, как он сцеплен с другими эпизодами; показать его роль в раскрытии авторского замысла.

Последняя из перечисленных задач является самой главной, т. к. при анализе эпизода нам важно показать, как общий идейный замысел всего произведения в целом отражается в каждой его части.

Главная опасность - замена анализа пересказом эпизода!

Анализ эпизода - это сочинение-рассуждение, требующее особого внимания к тексту произведения. Следовательно, анализ эпизода в литературном произведении предполагает внимание к деталям, осмысление их роли, значения для образа в целом. Но любой анализ предполагает обязательно и синтез - то, во имя чего этот анализ делается: обобщения, выводы, сделанные на основе наблюдений. Поэтому мы считаем этот вид работы одним из самых сложных. На уроках литературы ему необходимо уделять время систематически.