Надо постоянно помнить, что студент «не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь».
Коллектив кафедры всегда считал исключительно важным правильное распределение учебного материала курса невропатологии между лекциями и практическими (групповыми) занятиями, чтобы освободить ассистентов от необходимости читать микролекции, а лектора — от описания симптомов и методов исследования, от всего того, что гораздо удобнее делать в группе; чтобы групповые занятия не просто прорабатывали лекционный материал, а сообщали студентам все новые и новые знания, прививали им необходимые практические навыки.
Мы глубоко убеждены в единстве процессов обучения и воспитания студентов мединститута, что кафедральный коллектив оказывает свое воспитательное воздействие на студентов главным образом по ходу учебного процесса. Это убеждение заставляет предъявлять высокие требования к качеству каждого занятия, к подготовке преподавателя, к его педагогическому мастерству, его общественному и моральному облику.
Лекции на кафедре всегда носили проблемный характер, так как курс невропатологии богат важными проблемами теоретического и практического значения. Ознакомление с ними студентов имеет большое познавательное и воспитательное значение. Проблемный характер лекций особенно четко виден в пропедевтической части курса, посвященной общей невропатологии.
Все преподавание (и лекции, и групповые занятия) проникнуто историзмом, присущим также учебнику, которым пользуются студенты, так как мы убеждены, что именно историческое освещение любого важного вопроса науки помогает наилучшим образом понять современное решение его и перспективы дальнейших исследований в данной области.
Для иллюстрации приводим тематический план девяти двухчасовых лекций по Общей невропатологии, читавшихся студентам лечебно-профилактического факультета в 60-е и 70-е годы:
1. Задачи вузовского курса нервных болезней. Краткий очерк истории отечественной невропатологии.
2. Основные сведения по гистологии нервной системы. Нейрон. Нейронная теория. Нейроглия. Соединительная ткань нервной системы.
3. Ретикулярная формация ствола головного мозга: история; филогенез и онтогенез ретикулярной субстанции; морфология; физиология; фармакология; ретикулярная формация и высшая нервная деятельность (критика взглядов Пенфилда и Джаспера на ретикулярную формацию как на супракортикальный аппарат); клиника.
4. Анатомия, физиология и патология диэнцефальной области головного мозга. Нейросекреция. Общие закономерности деятельности гипоталамической области. Гипоталамическая область и синдром адаптации Селье. Корково-подкорковые отношения. Роль промежуточного мозга и коры головного мозга в регуляции сна и бодрствования. Лимбическая система и лимбико-ретикулярный комплекс.
5. Цитоархитектоника и миелоархитектоника коры головного мозга. Общие закономерности физиологии коры больших полушарий. Вопрос о локализации функций в коре головного мозга.
6. Рефлекс — основной механизм деятельности нервной системы. Рефлексы безусловные и условные, простые, сложные и очень сложные (цепные). Рефлекторная дуга (рефлекторное кольцо, рефлекторный круг) — анатомо-физиологическая база рефлекса. Спинномозговые, стволовые, стриарные рефлексы. Рефлексы головного мозга И. М. Сеченова. Рефлекторная теория И. П. Павлова. Учение И. П. Павлова о законах высшей нервной деятельности. Первая и вторая сигнальные системы, их взаимодействие. Филогенез и онтогенез нервной системы.
7. Основы топической диагностики поражений спинного мозга.
8—9. Основы топической диагностики поражений головного мозга.
Проблемными являются также лекции по Частной невропатологии.
Педагогические установки кафедры нашли отражение в сборнике «Вопросы методики преподавания в медицинском институте» (Иркутск, 1973). Сборник получил положительную оценку в местной печати и в «Журнале им. С. С. Корсакова».
На кафедре аккуратно проводятся методические совещания, сотрудники ее часто выступают на общеинститутских методических конференциях, в методических комиссиях и советах. Молодые сотрудники кафедры аккуратно посещают «Школу педагогического мастерства». Особенно значительная работа была проведена за последние годы (уже под руководством Е. М. Бурцева и доцента В. И. Окладникова, 1977—1982 годы) в связи с задачами профилирования преподавания, активизации групповых занятий, введения некоторых элементов программированного обучения и контроля, учебно-исследовательской работы студентов (УИРС). Во многом улучшена наглядность преподавания (много новых таблиц, схем, рисунков, слайдов; электрифицированные стенды, записи на видеомагнитофоне, кинокадры, рентгеноснимки и пр.). С годами расширялся коечный фонд клиники. В 1922 году кафедра и клиника располагали всего 25 койками, в 1937 году количество коек возросло до 50. В 1938 году над двухэтажным зданием клиники был надстроен третий этаж, число коек увеличилось до 90. Этим количеством коек, кафедра обладает и сейчас.
При клинике функционирует хорошо оснащенное физиотерапевтическое отделение, являющееся учебной базой курса, руководимого ассистентом кафедры Н. П. Явербаум.
Студенты знакомятся с параклиническими методами: эхоэнцефалографией, электроэнцефалографией, пневмоэнцефалографией, пневмомиэлографией, церебральной ангиографией, реоэнцефалографией, электромиографией, а также со всеми видами лечения нервнобольных, включая новейшие медикаменты, все формы электротерапии и электрофореза, гидротерапию, термофототерапию, УФЛ, массаж и ЛФК, рентгенотерапию, иглорефлексотерапию, различные блокады и пункции.
Активно работает студенческий научный кружок при кафедре, заседания которого проводятся еженедельно. Некоторые члены кружка выполняют самостоятельные научные исследования, с которыми они выступают на заседаниях кружка, на общеинститутских научных конференциях, а также выезжают с докладами в другие вузы.
ЛЕЧЕБНАЯ РАБОТА
Через стационар клиники в настоящее время ежегодно проходят 800—900 больных, через внештатную поликлинику при ней 2200—2350 первичных консультативных больных. За истекшие 60 лет в стационаре лечились около 40000 первичных больных, прошли через поликлинику около 92000 больных.
В поликлинике, функционирующей ежедневно (кроме воскресных и праздничных дней), каждый больной осматривается ординатором клиники и его ассистентом, т. к. назначение поликлиники — консультация больных, направляемых участковыми или районными невропатологами (которые, естественно, хотят получить заключение более опытного, старшего врача-клинициста). На каждого больного заполняется достаточно подробная (составленная по определенной схеме, отпечатанная в типографии) история болезни, которая хранится в архиве клиники и может быть в дальнейшем использована не только для выяснения характера течения болезни (при повторных консультациях того же больного), но и как документ для научной обработки. Примерно половина всех больных стационара — жители г. Иркутска, остальные — приезжие из городов и сел области, из соседних областей и смежных с нами республик (БАССР, ЯАССР). Бывают больные также из Монгольской Народной Республики.
При этом следует напомнить, что на протяжении первых 15 — 20 лет своей деятельности кафедра нервных болезней Иркутского мединститута была единственным клиническим лечебно-консультативным неврологическим центром для всей Восточной Сибири и Дальнего Востока, т. к. в других городах этого огромного географического региона медицинские институты были открыты значительно позднее (Хабаровск, 1930; Красноярск, 1942; Благовещенск, 1952; Чита, 1952; Владивосток, 1958).
За 60 лет резко изменился состав больных по нозологическим формам. В двадцатых годах третью часть пациентов стационара составляли больные сифилисом нервной системы (ранним, поздним, врожденным), что объясняется не только тем, что руководивший тогда клиникой Н. Н. Топорков специально занимался проблемой нейролюэса, а коек в стационаре было очень мало, но и значительным распространением сифилиса среди населения после русско-японской и первой мировой войн.
В настоящее время в клинике лечатся, главным образом, больные с расстройствами кровообращения головного мозга, эпилепсией, опухолями центральной нервной системы, церебральными и спинальными арахноидитами, хронической стадией эпидемического и клещевого энцефалитов, рассеянным склерозом, пояснично-крестцовым радикулитом, невритом лицевого нерва, полинейропатией, сосудистым паркинсонизмом, наследственными заболеваниями нервной системы, дисфункцией вегетативной нервной системы, неврозами. Среди больных стационара годами не бывает ни одного больного нейролюэсом.
Диагностическая и лечебная работа стоят в клинике на современном уровне, примерно на том же, что и в других периферийных нервных клиниках СССР. Объясняется это не только тем, что лечебной работой заняты опытные, высококвалифицированные клиницисты, но и тем, что клиника имеет большие возможности для использования новейших диагностических методов, лечебных приемов и медикаментов. К услугам врачей — большая клинико-диагностическая, биохимическая, микробиологическая, ликворологическая, патоморфологическая лаборатории, кабинет функциональной диагностики (ЭКГ, ЭЭГ, реоэнцефалография, эхоэнцефалография, электротермометрия кожи, капилляроскопия, электрокардиофонография), большое, отлично поставленное рентгенодиагностическое отделение (возглавляемое высококвалифицированным, инициативным, талантливым рентгенологом Риммой Федоровной Гончаровой), позволяющее широко применять рентгенографию позвоночника и черепа, пневмомиелографию, томографию черепа, пневмомедиастинографию. Клиника имеет возможность постоянно опираться в своей диагностической работе на авторитетную консультацию терапевта, хирурга, окулиста, оториноларинголога и других специалистов мединститута. В нужных случаях проводится гаммаэнцефалография, радиоциркулография, исследование аминокислот, пептидов и белков ликвора, белковых фракций крови, катехоламинов (адреналин, норадреналин, допамин) в крови, ликворе, моче; электролитов (К, Na) с помощью пламенного фотометра, газы крови — с помощью «Микро-Аструпа»; разносторонние вирусологические исследования. Клиника работает в тесном дружеском контакте с нейрососудистым отделением городской больницы, нейрохирургическими отделениями областной и железнодорожной больниц.