Неврологические синдромы при поздней кожной порфирии (Е. А. Петрова, кандидатская диссертация, 1972);
Впервые дан подробный неврологический анализ спинномозговой анестезии и некоторых ее осложнений (И. И. Кожова, канд. диссертация, 1962).
К особенностям научно-исследовательской деятельности Иркутской кафедры можно отнести активное участие в ней практических невропатологов и комплексирование с другими научными учреждениями. Именно последнее обстоятельство позволило кафедре применить в своих исследованиях ряд новых методик, которые были бы недоступны самой кафедре.
Как указывалось выше, научный коллектив кафедры всегда состоял и состоит в тесном рабочем контакте с врачами-невропатологами городов Иркутска, Ангарска, Шелехова, а также Западного участка БАМ, которые в подавляющем большинстве являются воспитанниками Иркутского мединститута, известны кафедре и сами хорошо знают ее, нередко в студенческие годы работали в научном кружке при кафедре. Понятно, что всего легче осуществляется контакт кафедры с невропатологами, проживающими в Иркутске, которые еженедельно бывают на научно-практических конференциях кафедры, часто консультируют своих больных в амбулатории клиники. Преимущественно иркутские невропатологи и включались в научно-исследовательскую деятельность. За годы существования кафедры и клиники к участию в научной работе были в разное время привлечены более 60 практических невропатологов, многие из них защитили под руководством кафедры кандидатские диссертации, некоторые впоследствии стали ассистентами и научными работниками. Таковы: С. И. Дорфман, Р. Д. Гинзбург, Л. И. Краснова, Т. А. Кондакова, Н. П. Явербаум, Е. А. Петрова, В. Л. Зуева, В. В. Берденникова, В. А. Брацлавская и др. Ежегодно в научной деятельности кафедры принимали участие 6—8 врачей, в некоторые годы и больше.
Из практических врачей Иркутска, кроме указанных выше, большую активность в научной работе проявили: Р. А. Мейерова, Г. Е. Запесошная, Д. А. Улитовскин, С. И. Мейерович и О. М. Черток.
Рахиль Абрамовна Мейарова родилась в 1908 г., окончила Иркутский мединститут в 1931 г., в настоящее время имеет около 50 научных печатных работ, посвященных нейроинфекциям, нейротравме, опухолям головного мозга, олигофрении и некоторым другим актуальным вопросам неврологии и психоневрологии. Особенно много внимания она уделила клещевому весенне-летнему энцефалиту, который изучала на протяжении 30 лет в тесном творческом содружестве с вирусологом Н. Н. Краминской и эпидемиологами. Венцом работы этого талантливого и целеустремленного исследователя по изучению клещевого энцефалита является интересная монография, написанная ею и подготовленная к печати «Этиология, эпидемиология и особенности клинического течения клещевого энцефалита в районах Иркутской области». Рукопись депонирована в 1980 году. Творческие способности и настойчивая исследовательская деятельность практического невропатолога Р. А. Мейеровой позволили ей наряду с этим внести оригинальный вклад в науку описанием доселе неизвестной своеобразной формы ксеродермической олигофрении (журнал «Дефектология», 1974, 6). Всегда проводила большую лечебную и консультативную работу. В годы Великой Отечественной войны самоотверженно работала консультантом невропатологом в госпиталях для раненых.
Из-за неблагоприятного стечения обстоятельств Р. А. Мейерова не имеет никакой ученой степени, но жизнью ей присвоено высокое звание отличного врача-невропатолога, талантливого исследователя и очень доброго, бескорыстного человека, что обеспечило ей большую популярность среди больных и огромный авторитет у врачей города и области.
Галина Евгеньевна Запесошная (1904—1976) также не имела никаких ученых степеней и званий, но 40 лет проработала в клинике в качестве ординатора. Будучи практическим врачом, систематически проводила научно-исследовательскую работу под руководством кафедры, напечатала около 20 работ. Галина Евгеньевна впервые у нас в стране описала неврологию интоксикации граносаном, новым ртутным препаратом, протравителем семян. Вместе с В. А. Флоренсовой она глубоко изучила клинически и биологически два случая менингомиелита после антирабических прививок и сделала по ним важные выводы. Много внимания уделила изучению нервного сифилиса после военных лет (1945—1960 гг.), впервые, насколько нам известно, описала ранний сифилитический церебральный арахноидит, случай хореического гиперкинеза сифилитической этиологии. В годы (Великой Отечественной войны, будучи ведущим невропатологом нервно-травматологического эвакогоспиталя, выполнила две крупные работы: «Рефлекторные и психогенные контрактуры и параличи кисти после огнестрельных ранений» (сб. «Ранения нервной системы и их последствия», Иркутск, 1948) и «Неврология военной челюстно-лицевой травмы» (сб. Отдела эвакогоспиталей Иркутского облздрава, 1945). В 1962 г. Запесошная описала 5 случаев острой стадии эпидемического энцефалита Экономо у детей.
Покойная Галина Евгеньевна была прекрасным врачом, тонким наблюдательным клиницистом, безотказным консультантом для практических врачей, принципиальным, скромным и очень добрым человеком, много сделавшим для укрепления клиники и дальнейшего развития неврологической службы в нашем городе и области, в частности — для подготовки детских невропатологов.
Дмитрий Алексеевич Улитовский, будучи военным врачом, прожил в Иркутске несколько лет и все эти годы был тесно связан с клиникой. Он отличался исключительной работоспособностью, трудолюбием, большим интересом к клинической и теоретической невропатологии. Будучи днем загружен работой по должности, он часто проводил в клинике вечера и ночи, посвящая их научным исследованиям. Дмитрий Алексеевич выполнил крупную работу по эпидемическому энцефалиту (сб. «Инфекционные и токсические заболевания нервной системы», Иркутск, 1961, с. 62—83). В Иркутске он же заинтересовался радиоактивными изотопами и проблемой радиационного воздействия на организм человека. Первая его работа по этой проблеме вышла из клиники нервных болезней и кафедры рентгенологии и медицинской радиологии (Н. Н. Миролюбов) Иркутского мединститута. Она называлась «Движение радиоактивных изотопов йода, фосфора и золота при некоторых инфекционных заболеваниях нервной системы (тот же сборник, с. 174—180). Из Иркутска Д. А. Улитовский был переведен в Ленинград, где он защитил кандидатскую и докторскую диссертации. В настоящее время профессор Д. А. Улитовский работает в Ленинграде, продолжая успешно изучать проблему радиационного воздействия на организм человека, уделяя особое внимание протонам. (См. Д. А. Улитовский. Поражение нервной системы при облучении протонами. Л., 1980).
Семен Исакович Мейерович, пройдя субординатуру при кафедре нервных болезней в 1953 г., в течение нескольких лет работал ординатором-невропатологом в Иркутской областной больнице, сохраняя постоянную связь с кафедрой. Он заинтересовался проблемой вертеброгенного пояснично-крестцового радикулита, в частности — вопросами лечения упорных случаев этой болезни. Под руководством кафедры нервных болезней выполнил на эту тему диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук, защитил ее и утвержден в искомой степени. Позднее Семен Исакович стал работать в нейрохирургическом отделении I Иркутской железнодорожной больницы, которым заведует кандидат медицинских наук М. Д. Благодатский. Доктор Мейерович за эти годы стал высококвалифицированным невропатологом, надежным помощником нейрохирургов, часто публикует научные работы в тематических сборниках и центральной печати. Свою повседневную деятельность практического врача-невропатолога Семен Исакович успешно совмещает с педагогической работой доцента Иркутского педагогического института.
Ольга Михайловна Черток, 1922 года рождения, воспитанница Иркутского мединститута (окончила в 1948 г.), прошла трехгодичную ординатуру в клинике нервных болезней, после чего приступила к работе врача-невропатолога МСЧ нефтехимкомбината в городе Ангарске, где продолжает работать до сих пор (больше 30 лет). Она является председателем научного медицинского Общества невропатологов и психиатров г. Ангарска, которое функционирует в качестве филиала Иркутского научного общества. Выполняя большую производственную работу и серьезные общественные поручения по месту жительства, Ольга Михайловна находит возможным держать постоянную связь с клиникой, консультируя здесь своих наиболее сложных больных, посещая научно-практические конференции, проводимые клиникой. Увлеченная своей лечебной и профилактической работой в МСЧ, Ольга Михайловна, отличаясь большой трудоспособностью, сумела выполнить и кандидатскую диссертацию на тему «Промышленная интоксикация сероводородом: клинические наблюдения и экспериментально-морфологические исследования», представляющую незаурядный интерес для всех врачей, обслуживающих нефтеперерабатывающие предприятия. Опубликовала ряд статей по этой теме. Ольга Михайловна Черток пользуется большим уважением у рабочих и служащих Ангарского нефтехимкомбината и у их семей, любовью своих больных, которым она всегда уделяет максимальное внимание, молодые невропатологи охотно прибегают к ее консультациям. Доктор О. М. Черток — член правления Иркутского Общества невропатологов и психиатров, часто участвует в съездах невропатологов и психиатров РСФСР. Она очень добрый, простой человек и отличный товарищ, высококомпетентный наставник молодых невропатологов. Кафедра нервных болезней Иркутского мединститута нередко проводила свою научно-исследовательскую деятельность в содружестве с другими кафедрами мединститута — теоретическими и клиническими. Одной из первых таких совместных работ была работа X. Г. Ходоса (тогда — аспирант кафедры), выполненная на кафедре анатомии человека под руководством профессора В. Д. Бушмакина — «Материалы по анатомии продолговатого мозга и варолиева моста», напечатанная в журнале Anat. Anzeiger, 1929, 12.