«Жизнь царей была довольно однообразна и замкнута. Народу царь являлся редко, исключительно в большие церковные праздники во время торжественных богомольных выходов и по временам на церковных ходах. Из Москвы царь выезжал только на богомолье в монастыри и, кроме того, в ближайшие окрестности для охоты. Обыкновенно же жизнь царя шла следующим образом: часа в четыре утра он вставал и тотчас отправлялся в крестовую комнату для утренней молитвы. Помолившись с четверть часа, царь отправлялся в комнаты царицы и вместе с ней слушал заутреню.
Между тем собирались во дворец бояре и другие значительные и чиновные люди, жившие в Москве. Когда государь выходил, все низко кланялись в землю. Некоторых он подзывал и говорил с ними. Кто хотел просить о чем-нибудь, подходил и кланялся в землю. Именинники подносили государю калачи. Поговорив с боярами, государь, в сопровождении всех собравшихся, отправлялся в одну из придворных церквей к обедне. Обедня продолжалась часа два.
После обедни государь занимался делами, слушал доклады, прошения или сидел с боярами на заседании думы. Заседание и слушание дел оканчивались часов в 12; бояре, ударив челом государю, разъезжались, и царь шел к обеду. Иногда он приглашал к своему столу некоторых бояр, но большею частью кушал один. Исключая дней праздничных, посольских и вообще торжественных.
После обеда царь, как и всякий русский человек того времени, ложился спать. Вставши часа через три, государь шел к вечерне, в сопровождении бояр и прочих чинов, вечером снова съезжавшихся во дворец. Затем, остальную часть дня после вечерни до ужина царь проводил в семействе с самыми близкими людьми, слушал песни, рассказы стариков о былых временах. После ужина государь снова шел в крестовую и, помолившись с четверть часа, как утром, отправлялся спать – обычно спать ложились в 8 часов вечера» (см. Острогорский М. История России: Репринтное изд. М., 1992, с. 78–80; Учебная книга по русской истории для начальных школ. С.-Петербург,1914, с.195).
К картине А. Васнецова «В горнице древнерусского дома Московских времен»
Узкая дверь ведет из горницы в спаленку, где за дверью виден сундук и горка подушек на постели. В горнице гладкий дощатый потолок, бревенчатые стены; на липовом полу постланы дорожки. В узорные оловянные переплеты оконных рам вставлены кусочки разноцветной слюды. Одно окно заставлено деревянным щитом (возможен вопрос классу: как вы думаете, для чего это сделано?). На ночь окна закрывали расписными ставнями.
У стены под окнами лавки. Их покрывали коврами или сукном. На лавках спали, приставляя к ним широкую скамью.
Над резным наличником окон видна полка, на ней деревянная, глиняная и берестяная посуда. С потолка свешивается «паникадило»- люстра со свечами. А в углу у двери поместился железный светец для лучины; возле него лоханка с водой, куда падают угольки обгоревшей лучины.
Возле двери видна печь с цветными изразцами. У печки сохнут пучки лекарственных растений, ниже – полотенце и какое-то белье (использован материал из объяснительного текста к альбому картин по истории СССР (X–XVIII вв). – М., 1941, с.60–61).
В чем различие между «лавкой» и «скамейкой»? Разница есть, и достаточно принципиальная: лавка неподвижно укреплялась вдоль стены избы и чаще всего была лишена стоек, а скамья была снабжена ножками, ее передвигали. Место на лавке считалось более престижным, чем на скамье; гость мог судить об отношении к нему хозяев, смотря по тому, куда его усаживали – на лавку или на скамью (см. Семенова. М., указанная книга, с. 168).
К сюжету «Сельские жители»
В рассматриваемые времена крестьяне жили в деревянных избах, крытых соломой и топившихся «по-черному». Стены, потолок были закопчены, пропахли дымом. От стужи окна закрывали бычьими пузырями или пропитанной маслом холстиной, еле пропускавшими тусклый свет. Большую часть избы занимала печь, а за нею под потолком были полати – настил из досок от печки до стены. Как стемнеет, спать ложились на печи, полатях, лавках, на полу.
Информация для учителя
Царская одежда
На царе и царице длинная парчовая одежда с узорами (парча – плотная шелковая узорчатая ткань, затканная золотыми и серебряными нитями), расшитая по вороту и подолу жемчугом, сверкающая бриллиантами и изумрудами. На груди у царя большой узорчатый крест. Царский наряд был роскошен, но очень тяжел. Трудно было в нем двигаться. Поэтому царя всегда поддерживали под руки бояре.
Крестьяне
Крестьяне, в рассматриваемый период истории, составляли основную массу населения страны. Крестьяне делились на две основные группы: владельческих (крепостных) и черносошных (государственных). Владельческими называли крестьян, находившихся во владении частных лиц (царя, бояр, дворян) и организаций (например, церкви). Эти крестьяне были полной собственностью своих владельцев. Их можно было продать, обменять, подарить. Кроме того, они работали на барщине (в хозяйстве владельца земли), платили денежный и натуральный оброк (продуктами своего хозяйства и промыслов). Средняя протяженность барщины составляла 2–4 дня в неделю. Этих то крестьян с XVII в. и называли крепостными. Эта группа была многочисленнее второй. Черносошные крестьяне оставались лично свободными, владели землей (в основном в Поморье, в Сибири) или пользовались, отведенными им на казенных землях, наделами; несли государственные повинности, в первую очередь, платили государственные налоги. Кроме того, к государственным повинностям относилось строительство дорог, устройство на постой войска и др.
Урок № 39. Школа в Московском государстве. После проверки усвоения материала предыдущего урока (на основе вопросов учебника и рабочей тетради) возможно сочетание рассказа учителя с беседой, использование элементов учебной игры. Перед изучением нового материала работа четвероклассников с учебником: чтение первых абзацев – о материале и орудии письма, книгопечатании и беседа по вопросам учебника.
После подведения итогов беседы, учитель просит детей мысленно перенестись из современного класса в класс школы Московских времен. Представить – небольшую комнату с низкими потолками в деревянном доме. Окна тоже небольшие. Вместо стекла в оконные рамы вставлена слюда.
Затем содержание рассказа учителя чередуется с беседой.
Когда (в каком часу) начинаются занятия в школе сегодня?
В XVII в. дети приходили в школу в 7 часов утра. Каждое утро, входя в класс дети крестились на иконы и кланялись в ноги учителю. Затем все рассаживались за столом и «повторяли зады» – пройденной накануне (буквы, счет, складывание слогов и т. д.).
Завтракаете или обедаете вы в школе? В какое время это бывает?
В Московском царстве детей в школе не кормили, а отпускали в полдень на два часа домой обедать. После обеда ребята снова возвращались в школу и учились до четырех часов.
Задают ли вам домашние задания?
В былые времена домашних заданий не задавали, все надо было запомнить во время занятий.
За ненужные вопросы и непослушание учеников строго наказывали: щедро раздавали подзатыльники, заставляли стоять в углу на коленях на горохе, а то и розгой прохаживались по спине (об этом можно прочитать в тексте учебника).
Далее работа с картиной Б. Кустодиева «Школа Московской Руси» (вопросы для анализа даны в тексте учебника), выполнение задания 84 рабочей тетради.
Урок № 40. Памятники архитектуры XV–XVII вв.
Варианты урока
Вариант1. Изучение нового материала начинается со вступительной беседы – по вопросам перед сюжетом.
Затем работа по рядам. Учащиеся читают текст учебника, работают с его иллюстрациями и готовят рассказы об архитектурных памятниках по плану, данному в задании 85 рабочей тетради.
Так, учащиеся, сидящие в первом ряду готовят рассказ о стенах и башнях Московского Кремля и Успенском соборе. Учащиеся второго ряда – о Теремном дворце, третьего ряда – о соборах на Красной площади.
Далее представитель каждого ряда рассказывает о прочитанном памятнике. Задача учеников данного ряда – устное рецензирование ответа своего товарища – дополнение, исправление ошибок. Задача всех остальных – узнать новое из рассказов одноклассников, быть готовыми ответить на вопросы, как по прочитанному, так и по услышанному материалу. Закрепление материала – выполнение задания 85 рабочей тетради.
Вариант 2. Предварительная подготовка четвероклассников к уроку. Недели за две до урока детям даются задания (можно всему классу, нескольким учащимся, отдельным группам): подготовить на основе дополнительной литературы одно-два сообщения. Например, о стенах и башнях Московского Кремля или об Успенском соборе Московского Кремля. Возможно, одно из сообщений будет о памятнике архитектуры родного края, который относится к данному периоду.
Если предварительное задание получили отдельные учащиеся, то остальным на предыдущем уроке рекомендуется прочитать дома сюжет «Памятники архитектуры XV–XVII вв.». Это делается для того, чтобы школьники были в курсе рассматриваемого на уроке материала.
После сообщений учеников, вопрос классу: что вы узнали нового (по сравнению с учебником) из сообщений своих товарищей. Далее читается материал о других (не охваченных сообщениями) памятниках, выполняются задания учебника и рабочей тетради (см. вариант 1).
Российская империя (11 ч)
Материал подтемы способствует созданию у младших школьников образных представлений о жизни, быте, культуре, военной славе наших предков в XVIII-начале XX вв.; показывает ученикам необходимость отмены крепостного права, перемены, произошедшие в России после него. Дает возможность характеризовать таких исторических личностей этого периода, как: Петр I, Екатерина II, М. В. Ломоносов, А. В. Суворов, М. И. Кутузов, П. М. Третьяков и др.; воспитывать чувство гордости за своих предков, защитивших Россию в 1812 году, неприятие к угнетению; учит детей передавать свои впечатления от восприятия памятников архитектуры и живописи.