Смекни!
smekni.com

Методическое письмо о преподавании образовательной области «Искусство» (стр. 5 из 9)

3. Расширение и углубление знаний в ходе выполнения проекта.

Выполнение проекта как дополнительной творческой работы по предмету, не связанной напрямую с прохождением программы, позволяет оценить способности авторов к межпредметной интеграции, обобщению полученных знаний и творческий потенциал в выборе и обосновании темы, поиску необходимой информации и форме реализации темы:

· Москва – культурная столица мира (разработка варианта экскурсионного маршрута по Москве).

· Парадоксы эпохи Возрождения («Распалась дней связующая нить, как мне обрывки их соединить?»).

· Компьютерный справочник-путеводитель по крупнейшим музеям мира (музеям Москвы, театрам и т.п.).

· Романтизм в мировой художественной культуре.

· Москва – центр православной культуры.

· Век кино.

· Искусство модерна.

· Наш Пушкин (произведения А.С.Пушкина в разных видах искусства).

Возможны и иные темы проектов.

Проектная форма работы в данном случае призвана помочь учащимся почувствовать практическую значимость получаемых знаний по предмету, научиться ориентироваться в достаточно распространенных источниках информации, систематизировать свои знания, полученные при изучении других предметов (истории, литературы, географии, страноведении), развить свой творческий потенциал.

Работа по проекту строится в несколько этапов.

На первом этапе определяется тема проекта, отбираются необходимые источники информации, составляется своеобразная маршрутная карта реализации проекта. На этом же этапе формируется творческая группа, определяемая по принципу интереса к проблеме.

Чтобы добиться ожидаемого результата, преподавателю необходимо уже на первом этапе подключить к определению содержания и структуры проекта самих школьников. Чувство вовлеченности в постановку проблемы и определение общих путей реализации цели делают эту работу личностно важной. Это способствует формированию мотивации работы над проектом, переносимую на решение всех связанных с ним учебных задач.

На втором этапе выстраивается образ индивидуальной и коллективной организации исследовательской работы на основе анализа и творческой переработке полученной информации. Происходит разделение задач между участниками, определяется схема их взаимодействия, планирование порядка работ. У школьников формируется способность к самостоятельному целеполаганию и умение координировать свои планы с планами других членов группы.

Фиксация результатов этой работы может осуществляться в различных формах (компьютерная обработка данных, видеосъемка, разработка самостоятельных сценариев театрализованных форм и т.п.).

На третьем этапе осуществляется защита проекта в форме, соответствующей содержанию проекта (постановка спектакля, презентация видеофильма, мультимедиа-шоу, проведение экскурсии и т.д.).

Особое внимание должно быть уделено составлению учащимися итогового отчета, описывающего как траекторию движения проектной мысли, так и запомнившиеся всем интересные эпизоды работы. Осуществляемый при этом рефлексивный самоанализ не менее значим, чем приобретение детьми конкретных знаний и умений, требуемых учебным планом. Выпущенный в виде брошюры, набранной и распечатанной хотя бы в одном экземпляре с помощью настольной издательской системы, такой отчет может быть достаточно значимым «продуктом», полученным в результате проектной работы и доказывающим его педагогическую ценность.

Реализация проектной деятельности любого типа напрямую способствует развитию критического (аналитического) мышления школьников. Приведенный ниже перечень характеристик склонностей к критическому мышлению представляет собой своеобразный путь движения участника проектной деятельности практически по любой проблеме:

- поиск ясной постановки вопроса, формулировки утверждения;

- стремление к разносторонней осведомленности;

- использование надежных источников и ссылка на них;

- целостное рассмотрение ситуации;

- стремление придерживаться основной темы;

- удержание в поле зрения исходной (основной) задачи;

- поиск альтернатив;

- открытость;

- выбор точки зрения, позиции (равно как и ее изменение при наличии достаточных оснований);

- стремление к максимально возможной для данного предмета точности;

- последовательное, поочередное рассмотрение частей сложного целого;

- проявление восприимчивости и понимания по отношению к чужим чувствам, уровню познаний и глубины суждений;

- склонность к применению навыков критического мышления в жизни[1].

Проектные методики часто используются при межпредметной интеграции, используя блочно-модульную систему обучения, так как такая методика позволяет выделить время для освоения крупных тем из программного материала на основе активного самостоятельного или группового обучения.

Проекты могут быть как глобальными, осуществляющимися в том числе по сети Интернет с международными партнерами, но могут быть и весьма локальными.

Рассмотрим несколько примеров.

Проект «Среда обитания».

Это пример глобального проекта, предполагающего реализацию через многочисленные межпредметные связи. Постановка задачи зависит от лидирующего предмета. Таким лидирующим предметом может быть биология, история, мировая художественная культура.

Лидирующий предмет – мировая художественная культура.

Постановка задачи: определение уровня развития художественной культуры Москвы рубежа ХХ - ХХI веков.

Сопутствующие предметы: история, обществознание, литература, москвоведение, музыка, изобразительное искусство.

Этапы решения задачи:

- определение основной линии реализации проекта (например, «Становление и развитие национальной художественной традиции в Москве», «Москва - центр художественной жизни России», «Интеграция московской художественной традиции в общемировое культурное пространство» и т.п.);

- распределение направлений поиска и обработки информации в группе;

- определение формы конечного продукта проекта (выставка, представление, видеофильм, научная работа, фотоальбом и т.п.);

- определение сроков и форм промежуточных отчетов (спецвыпуски школьного телевидения, реферативные выступления, экскурсии, газетные выпуски и т.д.).

Содержание работы по проекту:

- изучение уровня современного состояния московской художественной культуры при помощи современных средств массовой информации (пресса, телевидение, театральные афиши, рекламы и анонсы, каталоги выставок и т.п.);

- проведение репортажных и социологических исследований (посещение выставок, залов, проведение опросов и интервью со специалистами в этой области и т.д.);

- изучение истории вопроса (работа в архивах, просмотры старых фильмов и телепередач, чтение мемуарной и др.литературы и т.п.);

- обобщение полученного материала.

При любом варианте решения проектного задания необходимо сформировать у участников работы ощущение принадлежности себя к определенной среде (социальной, культурной), показать истоки формирования этой среды, важность и необходимость участия каждого в ее развитии. В разном возрасте у каждого человека складывается разное представление о своей среде обитания. Важно, чтобы школьники увидели целостную картину мира, взаимосвязь и взаимозависимость разных культур. И если они попутно приобретут навыки добывания необходимой информации, ее понимание, научатся ее анализировать и систематизировать, то эти навыки окажутся им весьма полезными в дальнейшем.

Педагогические задачи: формирование культуры потребления информации, понимание специфики языка средств массовой информации и развитие критического мышления в процессе общения с масс-медиа, возможностей использования дополнительной информации при подготовке по той или иной проблеме (формирование навыка использования телевидения, сетевой информации как дополнительного источника учебной информации).

При подготовке к выполнению больших проектных заданий целесообразно проводить тренировочные упражнения по выполнению разнообразных творческих заданий, направленных на формирование навыков анализа и синтеза, сопоставления различных выразительных средств, использованных при создании одного и того же художественного образа, развития ассоциативных рядов, коммуникативных умений и т.п. Можно привести примеры таких заданий.

1. Посмотреть художественный фильм или фрагменты художественных фильмов (тематика может быть задана) с целью определения своеобразия языка художественной информации (по аналогии с анализом текста художественной литературы), например, начальные титры фильма «Звезда пленительного счастья», фрагмент «Танцплощадка» из мультфильма «Сказка сказок» и т.п.

Формируемые умения: соотнесение имеющихся знаний по анализу художественного текста с пониманием языка экрана (сопоставление и анализ). Как один из возможных вариантов - сопоставление одного и того же фрагмента из разных версий экранизации одного из литературных произведений («Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Война и мир» и т.п.).

Задания такого типа позволяют в тренинговой форме сформировать умение анализа использованных выразительных средств для создания определенного художественного образа в зависимости от времени его создании и своеобразии культурного контекста.

Педагогическая задача: выход на понимание своеобразия художественного образа в культурологическом контексте. Понимание отличия информации вообще от художественной информации, способствующей созданию художественного образа эпохи и развитию ассоциативных рядов.