Смекни!
smekni.com

IV. Вертикальная структура IV вопросы реконструкции родства и горизонтальных связей (стр. 1 из 3)

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение...4

Глава I. Источники и история изучения погребальной

обрядности саргатской культуры...10

1.1. Очерк истории изучения саргатской погребальной обрядности...10

1.2. Характеристика источников...30

1.3. Проблема представительности курганного способа погребения...37

Глава II. Теоретические подходы к изучению погребальной обрядности...44

И. 1. Обзор англо-американской литературы...46

П.2. Краткий обзор российской литературы...65

Глава III. Возрастные и тендерные аспекты саргатской погребальной практики...73

III. 1. Возрастная структура...73

Ш.2. Тендерная структура...,. .95

Глава IV. "Вертикальные" и "горизонтальные" аспекты саргатской погребальной практики...125

IV. 1. Вертикальная структура...125

IV.2. Вопросы реконструкции родства и горизонтальных связей...144

Глава V. Интерпретация погребальных памятников

саргатской культуры...152

V.I. Пространственная организация...152

V.2. Проблема отражения социальных структур в саргатских

2

3

погребальных памятниках...160

V.3. Погребальная обрядность и оценка уровня "сложности" общества...174

Заключение...181

Список источников и литературы...186

Список сокращений...217


Введение

ВВЕДЕНИЕ

На обширной лесостепной территории Зауралья и Западной Сибири, более чем тысячелетний период раннего железного века представлен преимущественно памятниками саргатской культурной общности. Она являлась, очевидно, самым устойчивым и долговременным из когда-либо существовавших здесь культурных образований до русской колонизации. В предыдущем столетии, интенсивные археологические исследования саргатских поселений и могильников позволили постепенно собрать огромное количество информации. Существует множество научных работ, как обобщающих, так и посвященных отдельным проблемам - генезису культуры и ее внутренней хронологии, аспектам хозяйственной деятельности, военного дела, социальной организации, вопросам мировоззрения. В разные годы проблемами, связанными с изучением саргатских древностей, занимались В.П. Левашева, П.А. Дмитриев, В.Н. Чернецов, В.Ф. Генинг, В.А. Могильников, М.Ф. Косарев, В.И. Матющенко, Л.Н. Корякова, Н.П. Матвеева, М.К. Хабдулина, Н.В. Полосьмак, Л.И. Погодин, А.Я. Труфанов, Н.П. Довгалюк, и другие исследователи.

Несмотря на большое количество публикаций, лишь немногие исследователи уделяли внимание социальному анализу саргатской погребальной обрядности. До конца 80-х гг. XX в. материалы могильников привлекались в основном для определения культурно-хронологических позиций отдельных памятников и культуры в целом, решения проблем культурогенеза и исторических судеб саргатского населения.

Значительный вклад в область социальных исследований внесли работы Л.Н. Коряковой, Л.И. Погодина, Н.П. Матвеевой. Л.Н. Корякова (1988, 1997) и Н.П. Матвеева (2000) предложили модели организации саргатского общества, построенные с помощью методов математической статистики. Тем не менее, прирост фактологической базы по археологии

5

раннего железного века Северной Евразии, совершенствование методик полевых исследований, а также появление новых теоретических разработок позволяют предлагать все более развернутые и обоснованные интерпретации пофебальных памятников. Яркие археологические открытия последних лет на сопредельных территориях Южного Зауралья, Горного Алтая, Тувы - все чаще обращают внимание исследователей на перспективы моделирования социальных структур эпохи поздней первобытности.

Пофебальные памятники всегда вызывали пристальный интерес ученых, благодаря многообразию заложенной в них информации. Пофебальный памятник является многомерным источником. Социальные черты отражаются в нем через призму идеологии - обычаев, верований и традиций. Изучение пофебальных комплексов тесно связано с вопросами реконструкции социальных структур и социальной сложности, то есть, проблемами, выходящими далеко за рамки собственно отдаления умершего.

Цели и задачи. Данная работа посвящена изучению саргатских пофебальных памятников в рамках постпроцессуальной концепции, и интерпретации проявившихся в них черт пофебальной обрядности. Целью исследования является реконструкция саргатских социальных структур, нашедших отражение в пофебальной обрядности - возрастной, тендерной, горизонтальной и вертикальной, а также рассмотрение некоторых проблем, связанных с мировоззрением, особенно - концепции пространства саргатского населения, отраженной в организации пофебальных мест.

Главной задачей исследования было выявление различных обрядовых групп, которые могли создаваться в прошлом на основе одного пола (гендера), возраста, вертикальной или горизонтальной социальной позиции, других критериев, или их сочетания. Полученные обрядовые фуппы далее могут быть интерпретированы в терминах социальных структур - тендерной, возрастной, вертикальной или горизонтальной. Отдельная задача была связана с изучением уже имеющегося опыта исследования саргатской пофебальной практики, и ее интерпретаций.

6

Чтобы разобраться в сложном переплетении символов различных социальных структур, представленных в погребальном источнике, представлялось необходимым провести контекстуальный анализ памятников. Контекстуальный анализ как метод исследования, в отличие от статистического, предполагает изучение объектов в "контексте" (взаимосвязи объектов и ситуации (условий) их нахождения). Выделяются два основных типа значений, которые могут быть найдены путем контекстуального анализа. Первый тип обращается к контексту окружающей среды, технологическому и поведенческому контексту деятельности, что приводит к пониманию археологического объекта как части большого функционирующего целого. Второй касается определения значения объекта в условиях ситуации места, времени и связи с другими объектами. Идентификация и изучение контекста объектов необходимы для интерпретации их значения, поскольку оно может серьезно варьировать в зависимости от контекста.

Для систематизации материала и удобства работы с ним была разработана и создана компьютерная база данных "Саргатские погребения Среднего Прииртышья", включающая сведения обо всех известных автору саргатских могильниках Прииртышья. База организована в СУБД "Microsoft Access" и включает в себя две базы данных, каждая из которых состоит из трех таблиц, связанных между собой ключевыми полями - кодом погребения и кургана. В базу данных вошли сведения о 111 курганах, которые в общем содержали 409 погребений.

Данная работа, базирующаяся на конкретном археологическом материале, тем не менее, не носит источниковедческого характера в прямом понимании этого термина. В задачу работы не входит уточнение абсолютных хронологических позиций или датировок отдельных погребений и могильников, также как источниковедческая характеристика и классификация сопроводительного инвентаря. Обе темы достаточно объемны и должны являться предметом специального исследования.

7

Хронологические и территориальные рамки определяются периодом существования памятников саргатской культуры на территории Среднего Прииртышья: с VI-IV вв. до н.э. по III-IV вв. до н.э., то есть, практически всем периодом раннего железа на этой территории (в соответствии с созданными ранее хронологическими схемами: В.А. Могильникова (1992), Л.Н. Коряковой (1993, 1997), Н.П. Матвеевой (2000)). Все рассматриваемые памятники локализуются вдоль берегов р. Иртыш. В ландшафтном отношении это зона лесостепи; согласно современному территориально-административному делению — центральная часть Омской области.

Научная новизна. Саргатские погребальные памятники Среднего Прииртышья до сих пор не выступали предметом специального исследования. Все они, за редкими исключениями, остаются неопубликованными. Данные из указанных памятников часто привлекались для статистики и аналогий, но введения их в полноценный научный оборот так и не последовало. Характеристика погребальной обрядности населения саргатской культуры Среднего Прииртышья, содержащаяся в предлагаемой работе, представляется наиболее полной из имеющихся на настоящий момент. Изучение могильников указанного региона, где саргатские культурные черты представлены наиболее ярко, позволяет глубже понять и исследовать многие проблемы, прежде всего, связанные с организацией и структурой социума, а также пересмотреть некоторые уже сложившиеся научные стереотипы. В настоящее время массив источников практически не пополняется, и это дает хорошую возможность собрать все имеющиеся сведения и подвести некоторые итоги.

Предмет исследования составляют 409 погребений из 26 могильников саргатской культуры Среднего Прииртышья. Источниковая база создана по результатам работ экспедиции Института Археологии РАН, Уральской археологической экспедиции, Среднеиртышской археологической экспедиции. Коллекции и полевая документация хранятся в Архиве и фондах

8

Института Археологии РАН, Проблемной лаборатории археологических исследований и фондах Уральского государственного университета, Музее Археологии и Этнографии Омского государственного университета.

Проблемам методологии в работе уделяется значительное внимание. В качестве теоретической основы избран широко известный в мировой археологии постпроцессуальный (интерпретационный) подход, в основе которого лежат социальные интерпретации. В своих работах, представители этой школы мысли обращают особое внимание на индивидов, в частности, тем, как социальное взаимодействие людей влияет на социальные структуры, представленные археологическим источником. Здесь базовыми являются концепции "значения, символов и интерпретации".

Социальное значение может быть дано материальным объектам, народам, обществам и пространству через интерпретацию. Интерпретация и значение диктуются идеологией, политикой и религией, одновременно, и древних людей, и археологов. Значения, отраженные в материальных символах информируют нас о значениях, которые создавались внутри политической, идеологической и культурной структуры общества. Поскольку один объект может иметь несколько значений, необходимо рассматривать каждый символ в контексте других символов, как ансамбль, а не как индивидуальный объект в изоляции. Понять значение артефактов или объектов можно, внимательно изучая условия их нахождения, то есть контекст.