Смекни!
smekni.com

Арии на Урале (Обзорный ) (стр. 18 из 26)

Таким образом, хозяйство индоиранцев на прародине реконструируется как комплексное земледельческо-скотоводческое с доминантой пастушеского скотоводства и выраженными чертами перехода не только к отгонным, но и к кочевым формам уже у индоариев. «У нас нет ни домов, ни полей... Мы хорошо чувствуем себя во всем мире, как люди, которые действительно проводят жизнь на колесах». (Вишнупурана, 5, 10, 33).

Таким образом, комплексный системный анализ материальной культуры предков индоиранцев не позволяет отнести ее к хозяйственно-культурному типу индо-пераднеазиатской зоны, где с энеолитической эпохи основу экономики составляло земледелие, преимущественно ирригационное, скотоводство играло подсобную роль и разводился преимущественно мелкий рогатый скот, а также чуждые индоариям ослы и свиньи, но не было самого характерного животного их культуры – лошадей, где были укрепленные города, дворцы, храмы малые жилища индо-переднеазиатского типа, развитое узко специализированное ремесло, работающее не на семью или патронимию, а на рынок, где бытовали отличные типы ремесленной керамики и чуждый костюм.

Культура скотоводческих общин Передней Азии также не может быть признана индоиранской так как выделившиеся группы скотоводов были малочисленны, нищи, разобщены, ютились в пустынях и горах на окраине плодородных земель, и, судя по письменным источникам I тыс. до н.э., специализировались исключительно на овцеводстве, а с начала I. тыс. до н.э. стали разводить одногорбых верблюдов, так что тип их хозяйства и уровень культуры отличны oт индоиранского.

Таким образом, комплексный анализ хозяйтсвенно-культурного типа индоиранцев позвояет твердо отнести их культуру к центральноевразийской зоне, отметив наибольшую близость с пастушескими культурами евразийских степей, прежде всего, срубной и, главным образом, — андроновской.

Итак, андроновская культура – единственная известная культура, в которой сочетаются культы двугорбого верблюда, коня, быка, овцы, при отсутствии культа свиньи; в которой известно раннее распространение конных колесниц, культ колесниц и выделение сословия воинов-колесничих; в которой развит культ огня (в том числе домашнего очага); в которой умерших хоронят в могилах под курганами с оградой по обряду трупоположения или трупосожжения; в которой хозяйство носит комплексный земледельческо-скотоводческий характер с доминантой скотоводства. Иными словами, хозяйство, быт, социальный строй, ритуал и верования носителей андроновской культуры полностью соответствуют картине, реконструируемой по языковым данным для индоиранцев, что дает основание признать андроновцев носителями индоиранской речи.

Часть III. Аркаим

Глава 1. Арии на Урале или несостоявшаяся цивилизация

Аркаим был открыт в 1987 г. на месте строительства Большекараганской оросительной системы и ему грозило затопление. Помог в этой ситуации, как считает Г.Б. Зданович, только 1987 год – ведь это начало перестройки, это наша вера и исторический шанс прорыва в светлое будущее, это то время, когда общественность, встав на защиту памятника, могла убедить академическую науку в необходимости совместными усилиями отстоять памятник у государственной стройки, в которую были вложены огромные средства и которая была практически завершена.

Борьбу за Аркаим начала общественная организация Лига Защиты Культуры г. Екатеринбурга, которую возглавлял в то время академик С.В. Вонсовский, т.к. академическая наука ценность и важность этого объекта не признавала. Одним из важных писем, которые были написаны в защиту Аркаима, было письмо от Лиги Защиты Культуры академику П.К. Месяцу. После чего состоялось совещание, которое вынесло постановление о том, что Аркаиму быть. В истории России не было такого никогда, чтобы государственная стройка стоимостью в 9 млн. руб. свернулась из-за какого-то археологического памятника. Это было большим событием.

Борьба за Аркаим началась с людей. И со дня открытия на Аркаиме началось поломничество со всей России, не смотря на то, что расположен Аркаим в глухой степи, вдали от железных и обычных автомобильных дорог — в 450 км от Челябинска.

Что же это за место такое? Чем вызван такой огромный интерес к этому памятнику? Или может быть просто мы, россияне такие – не можем жить без объектов поклонения? Все ждем новой и новой духовной пищи. Я уверена, что не сенсация, а свойственный нашим людям вечный духовный голод не дает покоя и гонит их на поиски истоков, истины. Что для вечно ищущего русского человека сейчас значит это расстояние, когда вся земля измерена и отмечена на картах, когда предки его Чудь искали, ориентируясь только на рассказы своих дедов, и шли в никуда, чтобы только прикоснуться к этой истине. И сейчас, на рубеже 2 и 3 тысячелетия такой Чудью и Чудом явился для нас этот чудом сохраившийся и чудом уцелевший город.

И чтобы понять, что это за явление и поглубже разобраться в нем самой, я взяла эту тему для своей дипломной работы. На Аркаиме я была много раз, много общалась с интересными, увлеченными, талантливыми людьми, которые занимаются исследованием и глубоким изучением этого феномена. В беседах с директором этого природно-ландшафтного и историко-археологического центра Аркаим, докт. ист. наук, археологом, профессором, зав. кафедрой археологии, этнографии и социоестественной истории ЧелГУ Геннадием Борисовичем Здановичем и исследователем Аркаима Константином Константиновичем Быструшкиным, я уяснила для себя, что Аркаим – это не просто археологический объект, за ним стоит нечто такое, что нынешнему человечеству еще предстоит открыть для себя, чтобы духовно выжить. Так что же такое – Аркаим?

Более столетия археологи искали материальные свидетельства жизни одного из древнейших индоевропейских народов, который называл себя Арии. Арии были создателями величайших духовных ценностей, определивших в значительной степени уровень современной культуры. Им принадлежат ранние пласты в знаменитых книгах индийской Ригведе и иранской Авесте. Последние археологические открытия позволили связать Южный Урал с легендарной прародиной Ариев.

Cлово Аркаим означает «хребет», «спина», «основа». (тюрк.) При желании в этом слове можно уловить и индоиранское, ведийское – АРКА — сущность воды и огня и имя Йимы — древнего авестийского царя и культурного героя.

В 19 веке территория, на которой сейчас расположен Аркаим, была помечена на картах, как Аркаимская пустошь. А когда-то в бронзовом веке, около 4 тыс. лет назад здесь проходила самобытная жизнь. В центре долины, окруженный со всех строн горными увалами стоял поселок. Жилища его прятались за мощными оборонительными стенами, построенными из грунта и дерева. Крупные, трапецевидные в плане дома располагались плотно друг к другу, словно спицы в колесе. В центре поселка находилась площадь. Сохранились две кольцевые оборонительные стены, вписанные друг в друга. Была и третья стена, которая опоясывала поселок по кромке береговых линий, образованных речками Большой Караганкой и Утяганкой. Крепость эту можно назвать протогородом или ранним городом, поскольку здесь в том или ином виде представлены все формообразующие элементы настоящего города.

На рубеже III-II тысячелетий до н. э. на Южном Урале сложился мощный очаг культурогенеза, который вовлек протоиндоевропейское население значительных территорий степей-лесостепей Срединной Евразии. Контуры этого очага на востоке охватывали Притоболье и Приишимье. Особенно активно в процесс культурогенеза были вовлечены западные культурные традиции, связанные с энеолитическим и раннебронзовым населением Волго-Уралья, Северного Кавказа, южнорусских и украинских степей.

Центр очага был расположен в Южном Зауралье, где занимал относительно небольшой компактный район (400х200 км) у восточных склонов Уральских гор. Здесь впервые за всю историю степей Евразии в крайне жестких, климатических условиях возникают урбанизированные территории (протогорода) с четкой организацией как внутреннего, так и прилегающего пространства. Урбанизированные территории представляли собой небольшие по размерам, но тщательно спланированные поселения с мощными оборонительными стенами.

В последнее десятилетие благодаря изучению аэрофотоснимков и аэроархеологическим разведочным полетам на вертолетах и мотодельтапланах на Южном Урале была открыта и зафиксирована И. Батаниной и Г. Здановичем компактная историческая территория эпохи средней бронзы, на которой сконцентрированы укрепленные поселения. Эта территория получила условное название «Страна городов». С точки зрения археологической номенклатуры — это район распространения памятников синташтинской культуры.

Ведущим типом памятников в «Стране городов» является поселение с четкой внутренней планировкой и мощными оборонительными стенами.

В настоящее время известно 19 укрепленных центров. Они занимают возвышенные площадки террас по берегам рек — притоков Урала и Тобола. Общая протяженность «Страны городов» по меридиану — около 400 км, по широте — до 150 км. Укрепленные центры располагались на расстояниях 40-70 км друг от друга. Каждому центру соответствовала освоенная территория, или «земельный округ». Средний радиус освоенной территории составлял 25-30 км. В этих пределах располагались сезонные стоянки скотоводов, рыболовов, неукрепленные поселки, тесно связанные с «городом-крепостью», медные рудники.