В археологическом лагере была организована экспериментальная площадка для реконструкции технологии изготовления древних керамических сосудов. Была проведена серия экспериментов и доказана возможность именно такими способами изготавливать сосуды. Итак, как же это происходило. На деревянную заготовку или уже готовый керамический сосуд наматывался кусок ткани и фиксировался бечевкой. Затем ткань смачивалась, и заготовка переворачивалась вверх дном. После этого подготовленный кусок глины, тщательно промятый, пластичный и содержащий наполнители помещали на донную часть заготовки. При раздавливании этого глиняного шара на дне заготовки начиналось формирование стенок будущего сосуда. Затем все это переворачивалось на дно, и изнутри глиняной заготовки извлекалась деревянная заготовка. Далее происходило формование донной части, венчика и стенок сосуда. В заключительной части по сырому изделию штампами наносились орнаменты.
Затем на 2 – 3 суток изделия помещали под навес для предварительной сушки. (Эксперимент с сушкой без навеса не удался, так как в ходе высыхания большая часть изделий растрескивалась). После предварительной сушки под навесом в течение одного дня изделия окончательно высушивались под открытым солнцем. Следующим этапом эксперимента являлся обжиг. Причем при исследовании фрагментов древней керамики участники эксперимента обратили внимание на то, что они имели разную окраску (в основном оттенки черного и красного цветов). Было высказано предположение о том, что у древних народов были разные способы обжига. В одном случае обжиг производился в открытом костре (точнее в углях), когда постепенно глиняные сосуды подвигались все ближе и ближе к костру и в конце их помещали прямо в центр костра и засыпали углями. После 2-х часового обжига изделие было готово. В другом случае в земле выкапывалась яма, внутрь которой помещались угли. Затем в эти угли ставились изделия, и яма доверху засыпалась углями и задерновывалась сверху. Обжиг в этом случае происходил без доступа воздуха и изделия приобретали черный цвет. В первом случае после обжига сосуды были красного цвета.
Эксперимент был проведен несколько раз. В каждом эксперименте в среднем из 10 сосудов после обжига целыми оставались 3 – 4 сосуда, а пищу можно было готовить только в 1 – 2 изделиях. В обожженных детьми сосудах удалось приготовить кашу и чай. Таким образом было доказано, что подобная технология изготовления керамики вполне могла существовать в бронзовом веке (XVIII – XVI в.в. до н.э.) на территории Южного Урала.
Эксперименты по реконструкции древнего гончарства проводились и в условиях школьного музея. Были созданы глиняные копии древних микроскульптур бронзового и железного веков, а также несколько керамических сосудов. В лесу около реки Ольховка была оборудована экспериментальная площадка для обжига. Было проведено несколько экспериментов, в которых приняли участие дети разного возраста от 11 до 16 лет.
Другим направлением экспериментальной деятельности является реконструкция древнего металлургического производства. Перед проведением эксперимента учащиеся несколько раз ездили на научные консультации к преподавателям-археологам ЧелГУ и к сотрудникам Областного краеведческого музея. В областном музее они получили разрешение сделать несколько оттисков с древних изделий бронзового и железного веков. В школьном музее члены кружка изготовили литейные формы из гипса, глины и дерева. Дети реконструировали изделия «скифо-сибирского звериного стиля» и «пермского звериного стиля». Около речки Каменка в 5 км. от г. Карабаша была создана экспериментальная площадка. Учитывая то, что сплав бронзы получить в полевых условиях очень сложно для отливки изделий был использован более легкоплавкий металл-свинец. Эксперимент с отливкой прошел успешно и в настоящее время эти реконструкции-экспонаты пополнили фонды школьного музея.
Экспериментальной формой деятельности является также и реконструкция древних писаниц (наскальные изображения) и петроглифов (рисунки, выбитые на скалах). Данный эксперимент проводится как в помещении, так и на природе Учащиеся совместно с руководителем находят в окрестностях г. Карабаша камень-плитняк и расписывают его, используя иллюстрации из научной исторической и археологической литературы. Был проведен эксперимент по созданию красок из естественных материалов: трава, глина, пепел, сажа.
Таким образом, экспериментальная работа является одной из важных составных частей учебно-исследовательской деятельности. Входе проведения эксперимента дети получают практическое доказательство выдвинутых ими гипотез. При проведении эксперимента формируется положительный эмоциональный фон, дети проникаются духом того исторического времени, изделия которого они реконструируют. Очень важно также, что большинство экспериментов проводится в полевых условиях, где дети получают также и необходимые туристические навыки.
IV. Применение материала исследовательских работ на уроках и во внеурочное время.
Собранный краеведческий материал, который лег в основу исследовательских работ учащихся активно применяется на уроках и во внеурочное время. На уроках истории при изучении регионального компонента в 5-х классах изучается духовная и материальная культура, история древних этносов на Южном Урале.
На уроке «Страницы древней истории Южного Урала» (см. Приложение) используются материалы археологических экспедиций (плакаты, археологические реконструкции, зарисовки, подлинные находки, фотографии, схемы и карты). В ходе этого урока активно применяется мультимедийная презентация (см. Приложение) и стенд «Археологические экспедиции», созданные учащимися, которые занимаются исследовательской деятельностью.
На уроках изобразительного искусства при изучении декоративно – прикладного творчества и орнаментов народов мира используются материалы собранные в ходе этнографических экспедиций по горно – заводской зоне Челябинской области. Для наглядного восприятия материала демонстрируются мультимедийные презентации, в которых присутствуют слайды с разными типами резьбы по дереву: геометрическая, желобчатая, прорезная и т.д. Дети изучают историю традиционного южно – уральского костюма, бытование и распространение художественных ремесел на территории Южного Урала: роспись по дереву, гончарство, глиняная игрушка, вышивка, изделия из бересты, ткачество, лоскутное шитье, кружевоплетение, вязание, ковроделие, ковка и литье металла.
Подлинные экспонаты из школьного музея помогают на уроках выделить местные и общие стилистические черты в развитии традиционной формы, орнамента, техники исполнения. Используя образцы южно – уральской домовой резьбы и росписи учащиеся на уроках изобразительного искусства выполняют собственные творческие проекты декоративного оформления южно – уральской избы. Дети изготавливают эскизы росписей прялок, вальков и рубелей.
На интегрированном уроке истории и изобразительного искусства «История края в глине и в камне» дети реконструируют древние способы лепки керамических сосудов и способы нанесения орнаментов на изделия из глины, выполняют росписи на камне стилизуя древние наскальные изображения. (см. Приложение)
В курсе Мировой Художественной Культуры предусмотрены темы, отражающие особенности южно – уральского традиционного жилища. Учащиеся знакомятся с путями проникновения типов русской избы на территорию Южного Урала, с трансформацией южно – уральской избы на южно – уральской почве. При изучении православного храмового зодчества активно привлекаются материалы, накопленные в экспедициях, изучаются особенности резьбы по дереву для иконостасов, конструктивные особенности южно – уральских храмов, неповторимость фресковой живописи.
В ходе эколого-биологических экспедиций и экскурсий был собран богатый материал для исследовательской работы «Влияние природоохранной деятельности человека на численность речного бобра». При проведении уроков биологии в МОУ «СОШ № 1» активно используются видео и фотоматериалы: бобровые хатки и ходы, каналы и плотины, результаты жизнедеятельности и карты ареала проживания речного бобра на водоемах Карабашского городского округа. На этих уроках демонстрируются образцы различных погрызов бобров, собранные в ходе исследовательской работы. Кроме того, в течение с декабря по март члены краеведческого кружка в ходе экскурсий зарисовывали и фотографировали следы жизнедеятельности зверей и птиц в зимнем лесу (лось, кабан, лисица, заяц, полевая мышь, куница, белка, дятел, свиристели и т. д.). Эти материалы также легли в основу уроков по биологии и занятий детского биологического кружка. Видео и фотоматериалы, созданные для регионального конкурса «Вода на Земле» применяются на уроках географии и биологии при изучении водоемов Южного Урала. Из фотоархива по природе окрестностей города Карабаша были отобраны серии фотографий для участия в областном конкурсе «Палитра мгновений».