Орнаменты бронзового века значительно усложняются. Появляются различные солярные символы, меандры. При их изготовлении чаще всего применялись гребенчатые штампы, которыми по сырой глине выдавливались те или иные орнаменты. (Демонстрация слайдов презентации и таблиц-схем)
Задание классу: Перед вами на оргстекле лежат пластины из пластилина и деревянные штампы. Выберите на слайде понравившиеся вам орнаменты и нанесите их штампами на пластилин. (После выполнения задания работы выставляются на выставку)
6) Закрепление изученного материала.
1) На какие основные этапы делится древняя история Южного Урала?
2) Раскройте термины: палеолит, мезолит, неолит, энеолит, бронзовый век, железный век, писаницы.
3) Назовите 2 археологических памятника с самыми известными образцами древней живописи. Покажите их на карте.
4) Расскажите о способах изготовления глиняных сосудов в древности.
5) С какой целью древние люди наносили на изготовленные ими вещи орнаменты?
Таким образом мы видим, что уже в глубокой древности человеку было свойственно украшать окружающий его мир. Для того, чтобы выжить древний человек должен был обладать многими знаниями и умениями.
Домашнее задание.
1) Написать сочинение на тему: «Один день из жизни древнего гончара (живописца)». 2) Нарисовать свой эскиз орнаментирования глиняного сосуда.
Игра «Археологическая мозаика».
Игра рассчитана на школьников 7 -8 классов, имеющих дополнительные знания по археологии (участники археологических экспедиций, члены краеведческих кружков.) Игра строится на теоретическом и практическом материале по археологии Южного Урала. Игру «Археологическая мозаика» можно использовать учителям истории как закрепление или повторение какой – либо темы. Пригодится она и педагогам, работающим в системе дополнительного образования по историческим направлениям. Игра может проводиться как в помещении (кабинет, школьный музей), так и непосредственно в ходе экспедиции.
Цели игры:
1) Обобщить и закрепить знания по археологии Южного Урала.
2) Обобщить и закрепить методику работы с археологическим материалом.
3) Сформировать у детей знания о методике ведения археологических раскопок.
4) Сформировать у детей чувства патриотизма, любви к малой Родине.
5) Воспитывать сознательную дисциплину, научить детей соблюдать поставленные перед ними правила, правильно и объективно оценивать знания других.
6) Сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых.
Оборудование:
Бумага, ватман, карандаши, краски (акварель, гуашь), скотч, клей, ткань для занавеса, цветная бумага, картон, карточки с заданиями, археологические находки, ткань для конкурсов, цветные жетоны, сладкие призы.
Подготовительный этап.
За три дня до начала игры дети делятся на 4 команды (по 5 человек). Участники игры получают домашнее задание: придумать название, эмблему, девиз своей команды, который должен быть выполнен в соответствии с названием и тематикой игры, подготовить презентацию команды (танец, песня, сценка и т.д.), не более 5 минут.
Ход игры.
Игра проходит на подготовленной площадке, устанавливается импровизированный занавес, подготавливаются места, где будут сидеть жюри, команды, зрители.
Ведущий. « Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие «в прошлое». В этом путешествии вы должны применить все имеющиеся у вас теоретические и практические знания по археологии Южного Урала и доказать, что вы настоящие археологи. А теперь я познакомлю вас с правилами, которые вы должны соблюдать во время нашего путешествия.
Путешествие будет проходить в несколько этапов-конкурсов. В конце каждого конкурса жюри будет раздавать жетоны наиболее отличившимся командам или самым творческим ее участникам, что будет считаться дополнительным баллом команде. А в конце игры жюри подведет итоги и по их результатам выделит одну команду-победителя, которой будет торжественно вручен сладкий приз.
Зрители будут внимательно следить за игрой и в конце определят команду, которой достанется «Приз зрительских симпатий». Итак, мы начинаем нашу игру.
Конкурс 1. «Это мы».
На первом этапе команды выполняют домашнее задание: представляют название, девиз, эмблему команды.
Жюри оценивает команды и награждает их жетонами (от 1 до 3 жетонов), также жюри выделяет одного или нескольких участников, чье творчество тоже поощряется жетонами.
Конкурс 2. «Разведка боем».
Ведущий. Наш следующий конкурс называется «Разведка боем». Представьте себе ситуацию: к вам приехал известный археолог Чака Чака из племени зулусов, вам нужно срочно передать ему информацию, а вы, конечно, совсем не знаете его языка. Что делать? Вам может помочь только язык жестов и пантомимики.
Итак от каждой команды вызывается по одному участнику, он вытаскивает карточку с фразой. Ему необходимо с помощью пантомимы передать своей команде информацию, содержащуюся в этой фразе. Задача команды отгадать как можно быстрее, что пытается сказать их товарищ. Время конкурса ограничено и составляет 3-4 мин. Участники команд выступают по очереди. За подсказки с команды снимаются баллы.
Примеры заданий.
1) Показать с помощью пантомимы: Я пошел в лес и нашел городище. 2) Показать с помощью пантомимы: Пастух обещал бронзовый кинжал за шоколадку. 3) Показать с помощью пантомимы: На горе за рекой святилище каменного века. 4) Показать с помощью пантомимы: В поле я нашел курган с усами.
По результатам игры жетоны получает та команда, которая быстрее всех и наиболее достоверно передала смысл фразы. Также учитывается и яркость выступления.
Конкурс 3. «Правда-Ложь».
Ведущий. Наш следующий конкурс называется «Правда-Ложь». Вам представляется уникальная возможность продемонстрировать свои знания и доказать, что вы настоящие специалисты в области археологии бронзового века.
Каждая команда получает текст по археологии Южного Урала, ваша задача найти в этом тексте допущенные ошибки и неточности. Победит та команда, которая быстрее всех и правильно прочитает текст. Та команда, которая первая найдет ошибки, поднимает руку и зачитывает текст вслух.
Бронзовый век.
В бронзовом веке (XVII-XVIII в.в. нашей эры) на Южном Урале жило несколько народов. Степных обитателей Южного Урала тех времен ученые называют «гороховцами». «Гороховцы» были потомками местного населения, смешавшегося с пришельцами из Африки и Америки. Сначала они жили в добротно построенных поселках по берегам морей и пасли на приморских берегах стада свиней, отары верблюдов и табуны лосей. К концу бронзового века климат изменился – стал очень жарким и влажным. Чтобы прокормить животных, людям приходилось перегонять их летом на дальние пастбища. Около XIX века нашей эры они перешли к оседлому образу жизни. В лесах жили другие народы. Среди них были сарматы. Они занимались охотой рыболовством и переняли от своих южных соседей навыки рисовать наскальные рисунки. Ученые считают, что степные и лесные народы тогда говорили на одном языке, но не общались между собой. |
Конкурс 4. «Камеральная сумка»
Ведущий. Представьте себе, что вы отправились на раскоп и, как обычно, взяли с собой камеральную сумку, а в камеральной сумке у вас оказался только один предмет. Ваша задача за одну минуту написать как можно больше вариантов применения данного предмета на раскопе.
Ведущий вызывает по одному представителю от каждой команды, который вытягивает карточку с заданием. Примеры заданий:
- В вашей камеральной сумке: Миллиметровая бумага.
- В вашей камеральной сумке: Кисточка.
- В вашей камеральной сумке: Панамка.
- В вашей камеральной сумке: Трассер.
Команды выполняют задания и через одну минуту зачитывают свои варианты. Жюри оценивает не только скорость выполнения задания, но и поощряет самые необычные и творческие варианты использования предметов.
Конкурс 5. «Угадай, что?»
Ведущий. Наш следующий конкурс называется «Угадай, что?». Представьте ситуацию: Вы проводите археологические раскопки в одной из пещер Южного Урала, но вдруг внезапно в пещере погасли все фонари. Вы должны быстро в темноте найти ценные археологические находки и вынести их из пещеры. Для этого вы должны уметь определять археологический предмет на ощупь, и не спутать, например, ценную бронзовую бляху с обычным камнем.
Сейчас на сцену я вызову по очереди по одному представителю от каждой команды. Он должен с завязанными глазами назвать как можно больше свойств археологического предмета, который я вложу ему в руку. Задача команды как можно быстрее определить, какой археологический предмет находится в руках у игрока. Максимальное время, отведенное на конкурс – 3 минуты. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее определит археологический предмет.
Представителю каждой команды по очереди завязывают глаза и отводят за импровизированную ширму, где дают археологическую находку (часть керамического сосуда, каменное орудие, бронзовое изделие, кость). Представитель команды описывает свойства предмета, команда отгадывает предмет. Учитывается количество попыток: с какой попытки команде удалось правильно определить археологический предмет.
В конце игры жюри подводит итоги всех конкурсов и оглашает команду – победителя, которая получает «сладкий приз», учитываются индивидуальные заслуги участников игры: самым творческим и активным участникам вручаются поощрительные призы. Зрители выбирают команду, которой вручается «Приз зрительских симпатий».