содержание
Введение 2
1 Исторический экскурс развития российской культуры 4
2 Особенности культурного развития России в ХХ веке 9
3 Противоречивость развития российской культуры на современном этапе 11
Заключение 18
Список использованной литературы 19
Многие современники охотно говорят о кризисе российской культуры. Действительно российская культура и российская духовность переживают кризис, связанный с коренной ломкой ценностных доминант, которые складывались в великой российской истории веками. Причины этого кризиса известны. Утверждение либеральных ценностей в России запустило механизм разрушения национальных ценностей и культуры. Как правильно отметил известный российский писатель и публицист А.И. Солженицын, центральный принцип демократии - плюрализм в контексте российской специфики становится способом деградации российской культуры, сползанием к равнодушию, к потере всякой глубины, к бессмыслице и лжи, к разброду мысли и энтропии нравственности. Ценности рыночной экономики и индивидуального предпринимательства, будучи не свойственными мироощущению нашего народа, не воспринимаются национальной психологией. Идеи потребительства и материального обогащения, навязываемые нам апологетами американской массовой культуры, ведут к разрушению культуры российской.
Невоспитанная, неодухотворенная воля - это источник всех злобных и преступных поступков на Земле. Поэтому необходимо воспитывать человека и, прежде всего, пробуждать в нем духовное сопереживание, открыть доступ к любви, к совести, к чувству долга и чести, к правосознанию, к почитанию государственности, искусства и художественной красоты. Только этот путь может указать человеку, что есть главное, подлинное и ценное в его жизни. Как раз эти принципы всегда были определяющими в российской культуре.
Резко падает статус демократии как эффективного государственного правового режима. После проведенных политических преобразований народ зачастую связывает его с развалом и смутой. В поиске форм эффективного государственного устройства брожение мысли вызывает идея авторитарного правления во главе с "отцом народов" и даже идея возрождения монархии.
Обнищавшее государство фактически отказалось поддерживать художников. Ушли в прошлое творческие командировки, оплачиваемые пребывания и плодотворная работа на творческих дачах, закупки творений художников, борения и споры о духовности и бездуховности. Сегодня коммерция, кураторы-галерейщики определяют за художника его образ жизни, его труд. Свобода от идеологии обернулась не менее тяжким ярмом стоимости и рейтинга, буйством безвкусицы и полным разбродом. Художников заставили убедиться, что высокохудожественными произведениями много не заработаешь. Под сомнение поставлены серьезные профессиональные навыки, опора на школу, на традиции, на лучшие достижения мировой и отечественной культуры (пусть это даже Суриков и Репин, Крамской и Коровин, Врубель и Серов). Идет катастрофическое разрушение уникальной российской школы профессионального изобразительного искусства, в которой профессиональное воспитание всегда связано с патриотическим, высоконравственным.
Безусловно, в контексте такой ситуации тема работы является актуальной.
Во второй половине IX в. на территории Восточной Европы сложилось Древнерусское государство. Это было раннефеодальное государство, производственную основу которого составляло земледелие. Древнерусское государство не было однородным в отношении социально-экономического строя и культуры. В одних районах — в Поднепровье, в Новгородской земле процесс феодализации шел интенсивнее, в других — пережитки патриархально-родовых отношений сохранялись дольше. Это накладывало определенный отпечаток на развитие самобытной культуры Древней Руси. Однако существовали общие тенденции в развитии ее культуры. Они заключались в тесной связи с культурными традициями земледельческих скифских, а затем раннеславянских племен, во взаимодействии-древнерусской культуры с культурой соседних народов, в складывании в рамках древнерусского государства единой древнерусской народности. Высокий уровень культуры, достигнутый в древнерусском государстве, обусловлен длительным предшествующим процессом развития культуры восточных славян. Подъем древнерусской культуры заложил прочные основы для развития в дальнейшем единства культуры русского, украинского и белорусского народов.
1. Аванесов Г. А. Трактовка духовной культуры и духовности в отечественной аналитике в прошлом и теперь // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 1998. № 4.
2. Апресян Р. Ценностные контроверзы предпринимательства // Общественные науки и современность. 2003. № 2.
3. Большаков А. В. Культура XX века // Актуальные проблемы культуры XX века. - М., 2003.
4. Борев В. Ю., Веневитинов Г. Н. Взаимодействие культуры и научно-технического прогресса. - М., ДиС, 2001.
5. Гуревич П. С. Культурология. - М., Юнити, 2002.
6. Дюркгейм Э. Ценностные и "реальные" суждения //СоцИС. 2001. №2.
7. Зиммель Г. Философия культуры. - М., Центр, 1996.
8. Ионин Л. Г. Социология культуры. - М., Московский Лицей, 2002.
9. Ионин Л. Г. Культура на переломе // СоцИС. 1995. № 2.
10. Кириленко Г. Г. Посланник трех миров: интеллигенция в российской культуре // Социологические исследования. 2002. № 3.
11. Культура и рынок: "круглый стол" // Общественные науки и современность. 2001. № 2.
12. Рыбаков Ф. Культура и рыночные отношения //Российский экономический журнал. 2002. № 12.
13. Сагатовский В. Н. Русская идея: продолжим ли мы прерванный путь? СПб., Питер, 1999.
14. Соколов В. М. Нравственные коллизии современного российского общества // СоцИС. 1999. №