5. В. Жирмунский-фольклорист и традиции русской компаративистской школы.
6. Ф. Ницше и русская филологическая наука (Ф. Ф. Зелинский / Вяч. Иванов / М. М. Бахтин).
7. Сравнительно-историческое литературоведение в России.
8. Александр Веселовский как историк литературы.
9. Философские предпосылки исторической поэтики А. Н. Веселовского.
10. Психологическая школа в русском литературоведении (Д. Н. Овсянико-Куликовской, А. Г. Горнфелдьд, А. А. Потебня и др.).
11. «Гамлетовский вопрос» как проблема философской эстетики (И. Гёте, Г. Гегель, В. Г. Белинский).
12. Концепция романа в литературном сознании начала 19 века (Г. Гегель, Н. И. Надеждин, В. Г. Белинский).
13. А. Шопенгауэр и русская литературная мысль конца 19-начала 20 веков (К. Деонтьев, Л. Шестов, Андрей Белый).
14. Психоаналитическое направление в русском литературоведении.
15. Теория слова А. Потебни и русская литературная эстетика XX века.
16. Ревизия и апология метода: оценка достижений Московско-Тартусской семиотической школы 1960-1980-х годов ее адептами и оппонентами в 1990-е – 2000 - е.
17. Место Б. Томашевского в истории русской текстологии.
18. Идеологический и методологический спор представителей школы М. М. Бахтина с формалистами.
19. Вклад М. Л. Гаспарова / В. Н. Топорова в филологическую науку (обзор и классификация основных работ).
20. Философия культуры в работах М. М. Бахтина.
21. Юрий Тынянов — теоретик стиха.
22. Юрий Тынянов — историк литературы.
23. Теоретические проблемы изучения русской поэзии советского периода.
24. Наука и критика о феномене деревенской прозы: проблемы типологии и периодизации.
25. Гипотеза о русской карнавальной культуре в советской критике.
26. Изучение соцреалистического канона в советское и постсоветское время.
История языкознания
10.00.00 Филологические науки
10.02.01 Русский язык
10.02.14 Классическая филология, византийская и новогреческая
филология
10.02.19 Теория языка
10.02.20 Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание
10.02.21 Прикладная и математическая лингвистика
10.02.22 Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки, аборигенов Америки и Австралии
1. Спор о «правильности имен» в истории философского осмысления языка.
2. Спор об аналогии и аномалии.
3. Грамматическая система александрийцев.
4. Учение стоиков.
5. Александрийская система за пределами греческого языка: Донат, Присциан; переводные грамматики.
6. Вернакулярные грамматики и грамматические трактаты.
7. Философское и лингвистическое содержание спора об универсалиях.
8. Логика и грамматика в истории науки о языке.
9. Расширение эмпирической базы изучения языков. «Лингвистический кругозор».
10. Теоретическое осмысление новых европейских языков (эпоха Возрождения).
11. Ранние научные грамматики (английские грамматисты, Ф. Санчес).
12. Научная революция XVII в. и языкознание (Ф. Бэкон).
13. Универсальный язык и языковое конструирование в лингвистике XVII—XVIII вв. (Р. Декарт, Г. В. Лейбниц, И. Ньютон и др.).
14. Соотношение универсального и идиоэтнического в истории языкознания (грамматика Пор-Рояля, В. Гумбольдт, Н. Хомский).
15. Философия языка В. Гумбольдта.
16. Зарождение историзма в подходе к языку.
17. Возникновение и развитие типологических представлений в языкознании XIX в. (Ф. Шлегель, А. В. Шлегель, В. Гумбольдт, А. Шлейхер).
18. Возникновение сравнительно-исторического метода.
19. Влияние идей эволюционизма на сравнительно-историческое языкознание.
20. Младограмматики и их роль в истории лингвистики.
21. Концепция звукового закона в истории сравнительно-исторического языкознания XIX—XX вв.
22. Критика младограмматического направления в языкознании конца XIX — начала XX в.
23. Развитие идей В. Гумбольдта в языкознании XIX в. (X. Штейнталь А. А. Потебня).
24. «Курс обшей лингвистики» как исходный пункт развития языкознания XX в.
25. И.А. Бодуэн де Куртенэ и Казанская лингвистическая школа.
26. Основные направления структурализма.
27. Язык в западноевропейской философии XX в.
28. «Новое учение о языке».
29. Антропологическая лингвистика.
30. Генеративная лингвистика: основные этапы развития.
31. Лингвистика универсалий.
32. Сравнительно-историческое языкознание в XX в.
33. Психо- и нейролингвистика.
34 Младограмматическая революция в языкознании.
35. История исследований по славянской акцентологии.
36. История научной алтаистики.
37. Русский структурализм и сравнительно-историческое языкознание.
38. Сино-кавказское языкознание и проблема заселения Европы в трудах российских ученых.
39. Исследования по отдельному родству языков в европейской и американской традиции.
40. Ларингалистские теории в индоевропеистике.
41. Проблема вокализации в истории египтологических исследований.
42. Традиционное арабское языкознание.
43. Семитские глагольные системы в истории семитологических исследований.
44. Клинописные системы письма: история изучения.
45. История изучения языка Авесты.
46. История сино-тибетского языкознания.
47. Морфонологические проблемы в индийской лингвистической традиции.
48. Принципы научного мышления согласно "Органону" Аристотеля.
49. Проблема сущности и бытия по "Метафизике" Аристотеля.
50. Нравственная философия Аристотеля (Никомахова Этика, Эвдемова Этика).
51. Особенности философии Плотина.
52. Понятие логоса в стоической философии.
История искусствознания
17.00.00 Искусствоведение
17.00.03 Кино-, теле- и другие экранные искусства
17.00.04 Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и
архитектура
1. Предмет, метод и границы искусствознания.
2. Теоретические основы формалистического искусствознания.
3. Проблемы стиля и формально-стилевой метод анализа в искусствознании ХХ в.
4. Г. Вёльфлин о стиле и «основных понятиях» истории искусства.
5. Концепция Г. Вёльфлина о двух стилях (линейном и живописном) в искусстве.
6. Искусство Ренессанса и барокко в трактовке Г. Вёльфлина.
7. «Художественная воля» А. Ригля и его теория исторического развития искусства.
8. Идейно-художественная концепция истории искусства у М. Дворжака.
9. Венская школа искусствознания и ее ведущие представители. Методологические особенности.
10. Зарождение интереса к отечественной старине (XVIII – начало XIX в.).
11. Изучение византийских, славянских и древнерусских памятников в контексте поиска национальной идеи.
12. Формирование основ систематической истории древнерусского искусства (деятельность И.М. Сахарова, Г.Д. Филимонова и Ф.И. Буслаева).
13. Развитие методов изучения древнерусского искусства (археологические, иконографические и стилистические исследования).
14. Современное состояние изучения византийского и древнерусского искусства.
15. Э. Панофский об иконографии и иконописи.
16. Многоаспектный анализ исторического процесса и отдельных памятников в практической методологии современного историка искусства.
17. Античная мысль о музыке.
18. Теория лада в трудах средневековых ученых.
19. Основные положения реформы Гвидо Аретинского.
20. Теория музыки в эпоху Возрождения.
21. Музыкант в эпоху Возрождения: статус, амбиции, контакты.
22. Проблема научной методологии в музыкальной теории Нового времени.
23. Теория функциональной системы Х. Римана.
24. Музыкально-философская теория А.Ф. Лосева.
25. Б.Ф. Асафьев о музыке ХХ в.
26. Проблемы эстетики музыки в трудах П. Булеза.
27. Философия Новейшей музыки (на примере творчества К. Штокхаузена).
28. Число и его значение в музыке.
29. Понятия: «музыка», «музыкант», «композитор»: история и современность.
30. Проблема «второй реальности» в театральной теории романтиков.
31. Карнавал и театр: взаимодействие в разные эпохи (А.К. Дживелегов, П.П. Муратов и М.М. Бахтин).
32. Проблема двоемирия в поэтике французского символизма.
33. Проблема интерпретации классиков в работах, посвященных М. Рейнхардту.
34. Анализ драмы через сценическую историю в трудах английских исследователей театра.
35. Работа американских практиков театра, посвященные паратеатральным формам.
36. Источниковедческие труды по истории русского театра XVIII в.
37. Формирование института русской театральной критики в первой половине XIX в.
38. Первые опыты написания истории русского театра в XIX в.
39. Формирование режиссуры и театральная мысль Серебряного века.
40. Борьба идей в балетной критике 1990-х гг.
41. Ленинградская и московская школы театроведения.
42. Режиссура как предмет исследования во второй половине ХХ в.
43. История русского тетра как театроведческий жанр.
44. Основные тенденции в теоретическом изучении кино в первой половине ХХ в.
45. Основные тенденции в теоретическом изучении кино во второй половине ХХ в.
46. Б. Балаш: кино как реабилитация «видимого человека».
47. Представители «формальной» школы в литературоведении как теоретики кино.
48. С.М. Эйзенштейн: монтаж как определяющее художественное средство кино.
49. Значение теоретического наследия С.М. Эйзенштейна для мирового кино.
50. Ф. Базен: онтология кино и ее значение для теории кино.
51. Дискуссия о поэтическом (метафорическом) и прозаическом (метонимическом) кино.
52. Опыт семиотического изучения кино (К. Мец, У. Эко, Ю.М. Лотман).
53. М. Маклюэн: кино и телевидение в истории электронных технологий.
54. Кино и телевидение: ТВ как «малоформатный кинематограф» или кино как «частная разновидность телевидения»?
История культурологии
24.00.00 Культурология
24.00.01 Теория и история культуры