Значительно чаще видим у Роберта Рождественского метафорическое употребление глаголов и прилагательных. Посредством глагольных метафор неживое отображается в мире живого: «Сонно глядят окаты остывшие» (До твоего прихода); «Как всегда, /полночь смотрит /немыми глазами» (Ровесникам); «Сквозь кусты, /продираясь/, колышется ливень в ночи» (Ливень); «Крадется сумрак по стене» (У разоренного стола); «Гром за черною горою/ протяжно и громко храпит» (Ливень); «Сколько раз, города, /вы бежали навстречу, /задирая над нами кулаки семафоров» (Города).
Метафоры – прилагательные и метафоры – наречия приписывают свойства человек явлениям природы, предметам: «разбуженное лето», «трепетная трава»; «ошалелая капель»; «Плывет из труб невозмутимый дым»; «среди откровенного холода»; «бесноватый квас»; «Ступеньки лестницы /зябко скрипят»; «холодно звякают листья»; «задумчиво гудет паровоз»; «Вскипает чай /задумчиво и круто»; «Снег слетает мудро».
Посредством метафор – прилагательных вещи отображаются в вещах. Метафористическое определение существительного приписывает свойства другого предмета: «густые реки» (ср.: «густой кисель); «в зыбкой тишине» (ср.: «в зыбкой лодке»); «монотонная мгла»; «зеленый запах»; «Звенел над головами /рыжий полдень»; «на очень тихом снегу». Метафорические прилагательные такого рода в некоторых случаях эквивалентны по смыслу сочетания наречия и причастия. Например: «Медленная река» (ср.: «медленно текущая»), «медленные сумерки» (ср.: «медленно идущие»), «медленная боль» (ср.: «медленно наступающая»).
У Роберта Рождественского встречаем необычные метафорические сочетания наречий с глаголами: «Разбросано горели города» (Стихи о зане Батые); «Но почему-то /у отца /вдруг ноги подкосились ватно» (Зима тридцать восьмого); «на всех посматривала она [девушка] легко и юно» (Чардаш); «Где глухо и безжалостно /ворочается страх» (Дхоконда); «Над городскими воротами /бессонно горели огни» («Кем они были в жизни»); полночь наливается оголтело» (Письмо из бухты П).
Такие сочетания наречий с глаголами воспринимаются как результат перестройки словосочетаний, в которых наречию соответствует прилагательное – определение существительного (ср.: «разбросано горели» - «горели разбросанные города»).
Другой вид необычных метафор у поэта - это метафоры, которые возникают путем подмены обычного, наиболее вероятного в данном контексте слова, словом, которого читатель не ждет, вследствие чего возникает смысловая двуплановость необычного слова, /на него как бы «надвигается» значение обычного слова: «По тебе и по мне грохочет состав». (ср.: «по тебе и по мне плачет…», «Чертовы горы уставились в небо /темными бивнями» (ср.: темными вершинами).
Интересно рассмотреть и эпитеты, которые использует Роберт Рождественский для увеличения пафосности своих произведений.
Эпитеты поэта, в большинстве своем метафорическом свежи и интересны: романтическая песнь, картонные остроты, воспаленный век, ржавые символы, мальчишеское солнце, бледно-розовый оптимизм, невесомый полет и др. Эпитет невесомый в сочетании со словом полет сразу переносит нас в атмосферу 60-х годов, в эпоху освоения космоса, овладения состоянием невесомости:
Был парень
одетый в скафандр
И ракета
на старте.
Представьте?
А как он смеялся
в своем невесомом полете
поймете?
(Письмо в ХХХ век)
В стихотворении «Назым» тот же эпитет приобретает совершенно иной, трагический смысл в описании похорон Назыма Хикмета:
Говорят,
что были проводы
щемящими.
Невесомые цветы легли
на плечи
Из удачно подобранных эпитетов составляются синонимические ряды, где определение дополняют, усиливают друг друга, например:
Невероятный радиус
Как от него
избавиться?
Нет никакого
сладу.
(Радиус действия)
Часты ряды синонимичных глагольных форм, употребление которых усиливает пафос произведения.
Наша участь
такая –
пробивать!
прогрызать!
прорубать!
(Прорубают Арбат).
Очень искусно подбирает Рождественский объекты для своих сравнений. Это можно проиллюстрировать примерами из стихотворения «Я лирические вздохи забыл». Поэт описывает свою поездку в Сибирь, в городок Академии наук. Не будучи посвященным в тайны точных наук, он чувствует себя несколько наивным, когда беседует с молодыми физиками.
Для него я наивен,
как детсад,
и поэтому
немного смешон…
и природа,
как формула, проста.
Образ возникает естественно, после разговора с математиком.
А вот сравнение другого, возвышенного плана, характеризующее героя, советского юношу, погибшего в боях за освобождение Болгарии:
Как ангел-хранитель,
солдат Алеша
под Пловдивом
вознесен…
(Памятник солдату Алеше В Пловдиве)
Простоту, человечность, жизнерадостность писателя-гуманиста Назыма Хикмета помогает передать сравнение:
Он придумывал шутки
и смеялся,
как ребенок,
шоколадку нашедший,
на два города
тепло
излучая…
(Назым)
Стихи Рождественского отличаются образностью, метафоры в них встречаются очень часто:
Синяя от натуги
по городу
музыка
шла
(третье музыкальное)
История!…
Сожми сухие пальцы
Живое сердце
людям отвори
(История)
Возвращая прямое значение глаголу шел в будничной, привычной метафоре шел снег, Рождественский создает целое стихотворение:
Снег шел, как большой.
А после
на три месяца
слег…
(Снег)
На переплетении разных значений слова построено интересное стихотворение «Упражнение по фонетике», в котором каждый фонетический термин употреблен и в его прямом, первичном, нетерминологическом значении. Так, согласные – это те, кто не протестует, кто со всем согласен:
На землю кровь течет
с ножа,
а мы –
согласные.
В тупые уши
клевета
ползет, -
заглазная.
А нам-то что?
А ни черта!
Ведь мы –
согласные…
Глухие – те, кто глух к чужой просьбе:
Помощи и денег
не просите.
Мы вас не услышим.
Мы –
глухие.
Для усиления пафосности поэт широко использует фразеологические обороты, видоизменяя их разными способами.
Нередко фразеологическое новаторство проявляется в том, что одному из компонентов возвращается его прямое, конкретное значение, и дальнейшее вытекает уже из этого возрожденного значения, связывается с ним:
Существует тихий омут,
как
всадить в него
чертей?…
(До твоего прихода).
Во фразеологическом обороте убить время глаголу убить возвращено его прямое значение. На этом построено интересное стихотворение гражданской направленности, которое заставляет задумываться над ценностью каждого часа, каждой минуты человеческой жизни. Действительно, нелепо звучит часто выражаемое желание убить время. В стихотворении возникает тема убийства:
Убивают
время
нахально и молитвенно.
Убивают время
стыдливо и истошно
Убивают
прямо перед окнами
милиции!
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Зазывают в гости
Так и предлагают
«Приходите…
как нибудь
вечерок убьем…»
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Убивают
собственное время.
И чужое.
И никто
за это
не зовет их в суд.
(Вслушайтесь)
§3. Искусство разговора с читателем
(просторечия).
Впечатление непосредственного разговора с читателем воссоздается удачным отбором слов и выражений, дающих зрелое представление о типичных приметах изображаемого «кусочка действительности».
В этой роли весьма широко используются разговорные слова и выражения, придающие тексту непосредственность и различные оттенки эмоциональной окраски. Так, в стихотворении «Арктическая болезнь» слова лезть, заболеть (сильно увлечься чем-либо) придают добродушный оттенок воспеванию влюбленности в романтику неизведанного:
Не трудись над хитрой вакциною,
в книги – справочники не лезь…
Существует здесь
медициною
не изученная болезнь…
Если парень,
сидя в палатке,
грустновато
не сгоряча
говорит
«Заболел я…
Арктикой…» –
то к нему не зовут врача.
(Арктическая болезнь)
Рождественский вводит в свои стихи такие слова, как безбожно (неимоверно сильно, как никогда), наперед (заранее), черед (пора, время). Это ему дает возможность просто и доходчиво, без выспренности и патетики, выразит свое мироощущение, отношение к жизни, к ее сложным явлениям:
Я жизнь люблю безбожно!
Хоть знаю наперед,
Что – рано или поздно –
настанет мой черед.
Я упаду на камни
и, уходя во тьму,
усталыми руками
я землю обниму…
(Я жизнь люблю)
Даже передавая прелесть таежных цветов, их неповторимую красоту, Рождественский и здесь вставляет просторечное не чета (не ровня, не пара, не идет ни в какое сравнение), казалось бы, никак не подходящий к данному случаю. И тем не менее, именно эти слова передают неподдельную искренность поэтических строк и как нельзя более убеждают читателя в достоверности сказанного:
Не привез я
таежных цветов –
извини.
Ты не верь,
если скажут, что плохи
они.
Если кто-то соврет,
что об этом читал…
Просто,
эти цветы
луговым
не чета!…
(Таежные цветы)
Образности поэтического текста у Рождественского способствуют просторечные слова, передающие различные оттенки эмоционально-оценочного отношения к изображаемому – иронию, шутку, пренебрежение, неодобрение, презрение, грубость, насмешку и т.п.
Так, например, слова наплевать (отнестись к себе непрестанными хлопотами, заботами, ходьбой, работой и т.п.), чего там (так уж и быть, ничего не поделаешь), ладно уж (хорошо, пусть будет так, придают стихотворному тексту шутливо-добродушные нотки.