Смекни!
smekni.com

Выпускная квалификационная работа студентки V курса факультета русского языка и литературы (030): Научный (стр. 2 из 14)

Книга стихотворений – песен «Всерьез» (1970) весомо свидетельствует о полноте и богатстве поэтического творчества Роберта Рождественского. Он определил здесь свое направление, свой стиль. Многие его песни – «Огромное небо», «Мгновения» и другие – стали заметным явлением не только в поэзии, но и во всей певческой культуре, оказали несомненное влияние на композиторский и исполнительский стиль эстрадных песен.

Последние по времени поэмы Роберта Рождественского – созданные на переломе семидесятых и восьмидесятых годов – масштабная поэма «Двести десять шагов», за которую поэт получил Государственную премию СССР, и камерная поэма «Ожидание», к сожалению, оставшаяся незамеченной критикой.

С 1979 года выходили книги: «Семидесятые» (1980), «Семь поэм» (1982), «Это время» (1938), трехтомник (1985), «Друзьям» (1986), «За того парня» (1986), в серии «ХХ век: поэт и время» – «Стихотворения» (1988).

Роберт Рождественский – один из известнейших поэтов, лауреат Государственной премии СССР и премии Ленинского комсомола, был секретарем Правления Союза писателей, вице-президентом Европейского Общества деятелей культуры, автор свыше тридцати поэтических книг, изданных в нашей стране и за рубежом.


§2. Обзор научно-критической литературы

по творчеству поэта, обоснование темы,

цели и задачи работы.

Обобщив все отзывы и критические статьи Роберта Рождественского и его творчестве, хотелось бы отметить, что не так уж много.

Евгений Сидоров в своей книге «Течение стихотворных дней» главу «Служба поэтического слова» посвящает Роберту Рождественскому (66. Сидоров А., с. 110)*

Он вспоминает, как Роберт вошел в литературу вместе с группой талантливых сверстников, среди которых выделялись Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Владимир Цибин. Молодая поэзия конца 50-х начала 60-х начинала с броских манифестов, стремясь утвердиться в сознании читателей. Примечательно то, что прежде всего подкупал гражданский и нравственный пафос этой внутренней разнообразной лирики.

* В сборнике «Теченье стихотворений дней» вошли статьи, портреты, диалоги, ранее публиковавшиеся в периодике «Часть из них уже печаталась в книге «На пути к синтезу». Каждый раз они были вызваны конкретным поводом: или выходом нового стихотворного произведения, или участием автора в критических дискуссиях по проблемам современной советской поэзии.

Автор в книге сохраняет интонацию непосредственного, частополемического отклика на то, что его волновала или волнует. В книге, в основном, речь идет о русской поэзии 60-70 годов. Рассматривается развитие советской поэзии с учетом творческих исканий крупных поэтов других республик СССР.

Для 60-70 г. характерно возрождение русской классической традиции, прежде всего связанной с именем А.С. Пушкина, а полное воплощение русского духовного начала - с Достоевским. В связи с этим рассматривается как в лирику молодых поэтов проникал историтизм мышления, патриотизм и гражданственность. Автор уделяет внимание молодым продолжателям, традиций Маяковского, Есенина, Пастернака. Вырабатывает более динамические критерии при оценке творческого поиска в области стиха.

Рассматривается творчество А. Твардовского (поэт «По праву памяти»), поэзия М. Алингер, А. Перловского, Е. Евтушенко, О. Дмитриева, Л. Мартынова, Ю. Мориц, Р. Казаковой; ведутся диалоги о поэзии с Е. Евтушенко, Л. Мартыновым, Ю. Марцинкевичюсом.


Е. Сидоров подчеркивает, что в «середине века по-новому раскрылись замечательные дарования художников старшей генерации, и протянувших руку новому поколению поэтов. Прежде всего речь идет об Александре Твардовском, Ярославе Смелянове, Владимире Луговом, Михаиле Светлове. Поэзия Роберта Рождественского особенно близка по мироощущению последним двум» (66. Сидоров А., с.115).

Одну особенность отмечает Е. Сидоров в своей статье: «Сейчас, по прошествии времени, отчетливо видишь многие несовершенства молодой поэзии тех лет. Ей часто не хватало глубины и сосредоточенности. Но эта была разведка боем, когда потери стоят иных побед, потому что вслед за первопроходцами идут основные силы, решающие исход сражения». (66. Сидоров А., с.114).

Как справедливо отмечает критик, - «Эта поэзия прокладывала пути в наше время, и без нее уже невозможно представить историю советской литературы. И достижения современной прозы с ее углубленным вниманием к нравственно-философским ценностям бытия были в определенной мере обеспечены и поэтической работой поколения Роберта Рождественского» (67. Сидоров А., с. 115). Статья С. Сидорова «Служба поэтического слова пытается в качестве, предисловия» – к двухтомнику избранных произведений поэта, изданному в 1979 году и в монографии «Теченье стихотворных дней».

Анатолий Бочаров – автор вступительной статьи «Поэтический мир Роберта Рождественского» собранию сочинений в 3-х томах, выпущенному в 1985 г., отмечает: «Три стихии слились в поэзии Роберта Рождественского: эпос, лирика и песня» (34. Бочаров А., с. 10).

И это не простое обозначение А. Бочаровым того, что поэту равно подвластны разные литературные жанры: речь идет именно о слиянии поэтических стихий. Поэмы Роберта Рождественского открыто лиричны, в песнях, балладах отчетливо звучит эпическое начало, а песенная поэтика, песенное слово заметно окрасили и многие лирические стихи и поэму «Ожидание». Такое многозвучие творческого самовыражения проистекает, как считает автор статьи, из богатства и масштабности поэтического мировосприятия.

А. Бочаров в предисловии к трехтомнику собраний сочинений выделяет следующую особенность: «он составлен по этапным книгам, последовательно вбиравшим на протяжении многих лет новые стихи. Столь же ощутимо открывается в трехтомнике развитие его (Роберта Рождественского) творческого дарования и одновременно твердая внутренняя устойчивость гражданских и поэтических принципов. А настоящего поэта нет ни вне движения, ни вне устойчивости; только на прочной сердцевине возникает динамичный и целостный мир самобытного художника». (34. Бочаров А., с. 4).

Лирика Роберта Рождественского быстро обрела общественный резонанс, и объяснение природы этого успеха есть в отзывах Константина Симонова: «Я особенно ценю в Роберте Рождественском завидную способность ставить трудные вопросы и размышлять над ними на глазах у читателя и публично, не робея гласности, искать и находить на них ответы, пусть не для всякого из нас обязательные, но неизменно вызывающие уважение чистотою, честностью, убежденностью поисков. Конечно, не единою проблемностью жива поэзия, я это хорошо понимаю, но и поэзия без проблем – мертва, я в этом тоже глубоко уверен» (34. Бочаров А., с. 8).

Творчеству Роберта Рождественского посвящена статья Андрея Мальгина «Поэт и время». (57). Он отмечает, что «след, оставленный им (Робертом Рождественским), глубок и заметен, я думаю, не станут отрицать даже те, кому отнюдь не близка та ветвь нашей поэзии, которую облюбовал для себя Рождественский. Не буду лишний раз доказывать нужность актуальной публицистической поэзии, - это давно доказала сама история нашей литературы, от «Слова о полку Игореве» до вершин лирики В. Маяковского, - хочу лишь подчеркнуть, что Роберт Рождественский много сделал для продолжения этой исконной традиции отечественной поэзии». (56. Мальгин А., с. 70). Для наглядности Андрей Мальгин цитирует слова Льва Аннинского: «Роберт Рождественский – это наше здравомыслие, наше душевное здоровье, это наше первое самоопределение в близком мире» (31. Аннинский Л., с. 18). Этот же автор в 1990 г. проинтервьюировал Роберта Рождественского по поводу его поэм. Само интервью вошло в подписную научно-популярную серию «Литература» из цикла «Знание» «Беседы о поэме» под заголовком: «Поэма началась в груди, /грудь разорвать грозя…». В данной работе разговор о поэме переходит в разговор о поэзии, ее месте в литературе, о творчестве, о творческих судьбах. Одна из целей работы – определить перспективы, внутренний потенциал жанра, ставшего столь значительную роль в общественно-культурной жизни минувших десятилетий. (В книгу вошли интервью с А. Вознесенским, Е. Евтушенко, И. Шкляревским, Л. Озеровым, Е. Исаевым).

«Русская советская поэзия 1960-1970 г.»*

В монографии В.А. Зайцева уделяется внимание творчеству Роберта Рождественского. Поэзия его рассматривается, с одной стороны, как наиболее крайняя, полярная тенденция высокой патетики, а с другой – проникновенная форма лиризма в романтическом течении. В.А. Зайцев отмечает: «Роберт Рождественский – поэт гражданского и возвышенно-романтического пафоса, его стихи чаще всего публицистичны, нередко полемичны». (43. Зайцев В., с.106).

А.А. Михайлов в книге «Сила и тайна слова» (61), расширяет спектр исследований явлений современного литературного процесса, рассматривая многие явления современной прозы и поэзии в свете традиций поэзии Маяковского. В работе большое внимание уделяется творчеству писателей – А. Твардовского, Л. Мартынова, А. Смелякова, С. Наровчатова, Ю. Бондарева, Ф. Абрамова, А. Астафьева, также можно найти информацию и о Роберте Рождественском. (50-54).

Работы Л. Лавлинского относятся к числу тех критических работ, в которых выявляются характерные тенденции современного поэтического процесса, прослеживаются идейно-нравственные и эстетические искания поэзии 60-х годов.

* Монография В.А. Зайцева посвящена развитию индивидуальных стилей и стилевых течений в художественной практике представителей русской советской поэзии 196-70-х годов. Рассматривается поэзия конкретно-реалистического стиля и ее ведущая роль в поэтических исканиях, романтическое стилевое течение и его модификации в поэзии 60-70 г., сложно-ассоциативная, условно-фантастическая, романтико-реалистическая стилевая тенденция и ее тяготении к синтезу стилевых начал.


В данной книге говорится о гармоничном соединении в стихах советских поэтов гражданского и личного, о неожиданное выдвижении интимной лирики на рубежи социально-заостренного искусства. Так, в разговоре о гражданственности в советской поэзии выявляется активная гражданская позиция поэта Роберта Рождественского.