Смекни!
smekni.com

Выпускная квалификационная работа студентки V курса факультета русского языка и литературы (030): Научный (стр. 1 из 14)

Нижнетагильский государственный педагогический институт кафедра литературы

Гражданский пафос поэзии

Роберта Рождественского

60-х годов.

Выпускная квалификационная работа студентки V курса

факультета русского языка и литературы (030):

Научный руководитель:

Нижний Тагил, 2000.

Содержание.

Введение.

§1. Начало творческого пути Роберта Рождественского.

§2. Обзор научно-критической литературы по творчеству поэта, обоснование темы, цели и задачи работы.

I глава. Особенности поэзии 60-х годов и творческая индивидуальность Роберта Рождественского.

§1. Продолжение традиций гражданской поэзии ХХ века (В. Маяковский).

§2. Эстрадность поэзии.

§3. Гражданственность поэзии.

II глава. Проблемы в поэзии Рождественского 60-х годов.

§1. «Мы!»

§2. «Звездный отблеск».

§3. «Быть человеком!»

§4. Поэзия и наука.

§5. Темы революции и Великой Отечественной войны.

III глава. Особенность поэтического языка Роберта Рождественского.

§1. Жизнь слова в поэзии Рождественского (авторские изобретения).

§2. Образные средства языка (сравнения, метафоры, эпитеты, фразеологизмы).

§3. Искусство разговора с читателем (просторечия).

Заключение.

Библиография.


ВВЕДЕНИЕ.

§1. Начало творческого пути Роберта

Рождественского.

Поэтический путь Роберта Рождественского начался в 1951 г., когда он – приехавший из Петрозаводска юноша поступил в Литературный институт имени А.М. Горького. В 1955 году в Петрозаводске вышла первая книга двадцатитрехлетнего поэта «Флаги весны», а спустя год в Москве сборник «Испытание», с которого он и ведет отсчет своих этапных книг. В последующие несколько лет появились один за другим семь сборников, быстро (быстро) раскупавшихся любителями поэзии.

Большую известность Рождественскому – студенту принесла поэма «Моя любовь», которую в середине пятидесятых знали наизусть.

Голос Роберта Рождественского был услышан сразу, едва только журнал «Октябрь» опубликовал в 1955 году его юношескую поэму, где молодой поэт внятно и просто заговорил о вещах, близким многим. Это успех был неслучаен. Подкупала доверчивая, открытая интонация голоса, естественный демократизм и гражданская наполненность лирического высказывания, когда личное неизменно стремилось слиться с судьбами времени, страны, народа.

Поэма началась в груди,

грудь разорвать грозя.

Теперь ее,

как ни крути,

не написать

нельзя.

Я ею бредил по ночам,

берег ее, как жизнь.

Я на руках ее качал

И повторял:

- Пишись!

Пишись! –

Я требовал,

но мне

ответил ворох строк:

- Постой!

А был ли ты в огне?

Месил ли

пыль дорог?

Встречал ли ты в атаке смерть?

Привык ли ты дерзать?

И так ли знаешь жизнь,

чтоб сметь

о ней другим сказать?..

(Моя любовь)

Что стояло за «ворохом» строк этой первой, еще во многом несовершенной, но очень искренней поэмы?

Военное сибирское детство, поезда-теплушки, медленные, как очереди за хлебом, музыкальное училище, пионерские концерты в омском госпитале, когда его, заикающегося двенадцатилетнего курсанта, слушают тяжело раненые бойцы и командиры.

Мы поем…

Только голос летчика

раздается.

А в нем – укор:

«Погодите!…

Постойте, хлопчики…

Погодите…

Умер

майор…»

Балалайка всплеснула горестно.

Торопливо будто в бреду

…Вот и все

о концерте в госпитале

в том году.

(Концерт)

Голос начищенной меди полкового оркестра, ворвался в судьбу поэта, вызывал и сегодня острые воспоминания и властно, как тогда, зовущий в будущее:

Никто нам, товарищ, не скажет,

что нас обделила

судьба.

Но если над миром

однажды

тревожно зальется труба…

сквозь ураганные ветер

по ноздреватому льду,

я за тобой пойду,

голос

начищенной меди!

(«Голос начищенной меди…»)

«Веришь стихам поэта о детстве – здесь биография целого поколения, его судьба, решительно определившаяся к середине 50-х годов, времени серьезных общественных сдвигов в советской жизни.

Роберт Иванович Рождественский родился в алтайском селе Косиха в 1932 году, в семье кадрового военного. Мать была врачом, и когда грянула война, заставшая Рождественских в Омске, родители будущего поэта ушли на фронт. «А я, - вспоминал он, - потрясенный всем случившемся, написал стихотворение, и наш школьный учитель отнес это стихотворение в газету. Там оно и было опубликовано…» (63, с.1).

Много лет спустя Роберт Рождественский написал:

Родился я в селе Косиха.

Дождливым летом.

На Алтае.

А за селом

синело поле

и пахло

ливнем переспелым…

Нет!

Я родился много позже.

Потом.

В июне.

В сорок первом.

И жесткий голос

Левитана

был колыбельною моею.

Меня

война в себя впитала.

Я – сын ее.

Я – полон ею…

(Дни рождений)

Так оно и было, так складывался этот поэтический характер, в котором постоянно будет звучать мотив мужества, борьбы, преодоления, чистый, романтический звук трубы.

Есть в этом, возможно, биографические истоки. Отцу поэта, военнослужащему, часто приходилось менять место жительства, - соответственно «бродячее» детство выпало и Роберту. Не было у него «заветных полей» и «соловьиных рощ». Однажды в течении одного учебного года ему пришлось из-за переезда сменить четыре школы. А около двух лет во время войны он прожил в детском доме: его мать, военврач, находилась на фронте. Так что характер будущего поэта формировали острая смена жизненных впечатлений, все новые и новые знакомства с самыми разными людьми.

Поэзия молодого автора поднялась под ветром крупных и благотворных общественных перемен, полнившим паруса жизни, паруса советской поэзии середины века. Достаточно напомнить: 1956 год – первый ежегодный сборник «День поэзии», 1957 год – первый поэтический вечер в крупнейшей аудитории страны в Лужниках. Поэзия мощно шагнула на эстраду, в огромные, жадно внимавшие аудитории.

«Лужники заполнили те, кто на рубеже 50-60 годов надеялись на свой собственный облик и образ мира…

… Когда наступил час переоценки, сосредоточенного осмысления, многими, кстати, воспринимаемый как час отрезвления, все восторги и все упреки были отданы небольшой сравнительной группе молодых в ту пору поэтов, в которую входил и Роберт Рождественский.

Известный резон здесь налицо. Именно поэты на небывалую прежде высоту подняли тиражную «планку». Именно они в глазах отечественных и, что существенно, зарубежных читателей выглядели полноправными представителями нового русского, нового советского стиха». (69. Чуприн С., 30).

Дебютом молодого Роберта Рождественского был сборник «Испытание» (1951-1956), в который вошла нашумевшая поэма «Моя любовь» и несколько стихотворений, из которых стало ясно, что за поэт формируется.

Я с тобою резок.

Но пусть!

Я не ангел и не святой.

У меня характер – крутой –

может, я

не раз ошибусь.

Я не так богат

и деньгу

по кубышкам не берегу.

Сладкой жизни

не предложу.

(Моя любовь)

1956-1959 – сборник «Дрейфующий проспект», именно в него входят такие стихи, как «Я уехал от весны…», «Ровесникам», «Возвращение» и многие другие. Именно в этом сборнике представлена гуманистическая концепция Рождественского, его отношение к любви, искусству, жизни, но главное – к человеку.

Как мог я думать,

будто понял

жизнь?…

То вверх,

то вниз летит шоссе, -

держись!

. . . . . . . . . . . . . . . .

Закрыть счастливые глаза

И вдруг понять,

что через полчаса –

то,

чем ты жив:

твой город.

Твой порог.

Твоя судьба –

начало

будущих дорог.

(Возвращение)

Сборник «Необитаемые острова» (1959-1962) уникален тем, что в него входит кроме стихотворений – поэма «Реквием», которая вот уже около пятидесяти лет потрясает каждого, кто читает или слушает его. «Реквием» вдохновил художник – графика. С. Красаускаса на цикл гравюр. Композитор Д. Кобалевский создал на текст поэмы ораторию. Это самое известное произведение как в нашей стране, так и за рубежом. В Венгрии текст «Реквиема» заново положили на музыку, поскольку не подозревали о прекрасной музыке Кобалевского, поэтому существует два варианта оратории.

С 1959 по 1962 годы создается сборник «Ровеснику», где вечные темы приобретают романтическое звучание, своеобразный «космический настрой», на их как бы ложится «звездный отблеск» эпохи.

В 1963-1965 г.г. выходит цикл стихов «На самом дальнем западе» – это впечатления от зарубежных поездок по многим странам Европы, Африки, Азии, Латинской Америки. «Я очень люблю ездить, - сказал однажды Рождественский, - хотя много раз слышал, что для поэта самое главное – путешествие в себя, в свое сознание, подсознание. Прекрасно понимаю важность таких «путешествий» и все-таки думаю, что их можно совмещать с перемещениями во времени и пространстве». (11. Рождественский Р., с.6).

В эти же годы появляется сборник «Радиус действия», куда входит поэма «Письмо в тридцатый век». В этом сборнике «оживает» высокий романтический настой чувств и мыслей, масштабность и конкретность поэтических образов, многообразие и гибкость интонаций, выбор точных незаменимых слов.

1964-1966 – сборник «Сын Веры». Это символическое название, в котором поэт ощущает себя сыном веры в революцию, в ленинские принципы советской жизни, которые ежедневно надо защищать в больших и маленьких сражениях.

Дальнейшее развитие этой линии шло в поэмах «О разных точках зрения» (1965), «Посвящение» (1969). Затем в поэмном творчестве Роберта Рождественского наступает долгий перерыв. В семидесятые годы он не написал на одной поэмы, зато активно работал в жанре песни, не забывал, естественно, и о лирических стихотворениях.

В период с 1970 по 1979 г. выходит следующие книги Роберта Рождественского: «Радар сердца» (1971), «Возвращение» (1972), «За двадцать лет» (1973), «Линия» (1973), «Все начинается с любви» (1977), «Голос голода» (1977), двухтомник произведений (1979).