Вторая модель («японская») строится на активном партнёрстве между государством и частными инвесторами, при этом акцент делается на государственном финансировании частных проектов. Государство использует контроль над банковской сферой и самостоятельно мобилизует сбережения населения, предоставляя эти средства на льготных условиях корпорациям в обмен на сотрудничество и неукоснительное соблюдение принятых на себя обязательств. Инвестиции в инфраструктуру прямо «координируются» с нуждами конкретных частных фирм. Необходимым условием реализации модели является сильный частный сектор и сильное государство с высокоэффективным аппаратом. Преимуществом модели является возможность мобилизации существенных средств на «эффективные» инвестиции, недостатком – «политизация» процесса планирования инвестиций и возможное нежелательное изменение ключевых денежно-кредитных параметров.
Третья модель («тайваньская») сочетает ряд инструментов «японской» и «американской» модели; основным в ней становится преодоление недостатков координации и создание государством частных механизмов для координации (согласования) инвестиционных решений частных инвесторов; государство же только создаёт необходимую инфраструктуру и поощряет вложения в человеческий капитал. Модель опирается на то, что частные фирмы, работающие на экспорт, наилучшим образом знают рынок и потенциал инвестиционных проектов.
Естественно, все перечисленные модели включают более широкий набор инструментов, чем их классификация по фактору стимулирования инвестиционной деятельности в целом, вокруг которого группируются остальные.
Проблема выработки приоритетов в государственной политике по взаимоотношению власти и бизнес-сообщества должна быть одним из важнейших направлений деятельности органов государственного управления на всех уровнях и направлена, прежде всего, в современных российских условиях на активизацию реального сектора экономики.
При выборе приоритетных направлений в отраслях хозяйства в ЦФО очевидными и основными «точками (полюсами) роста» на разных этапах рассматриваемого периода должны стать, во-первых, отрасли потребительского комплекса, обеспечивающие предложение отечественных товаров, во-вторых, отрасли машиностроения, производящие «инновационное» оборудование, в-третьих, отрасли высокотехнологичного, наукоёмкого машиностроения (включая ВПК), позволяющие обновлять оборудование на современном качественном уровне. И, в-четвёртых, особую роль в этом перечне в период глобальной информатизации мировой экономики[3] должны занять средства информатизации, коммуникации и связи.
Далее, речь может идти, в частности, и о таких отраслях, как пищевая и перерабатывающая отрасли АПК, дорожное и жилищно-коммунальное строительство, электроэнергетика, наука и научное обслуживание, образование, авиационно-космическая промышленность, автомобилестроение, авиационная промышленность[4], а также импортозамещающих и экспортных производствах, в т.ч. экспортной составляющей продукции ВПК, напрямую связанных с улучшением качества жизни населения. Экономическому оживлению способствовали бы крупные инвестиционные программы и проекты, частично финансируемые государством, в указанных отраслях.
Одним из рычагов подъёма экономики на всех уровнях в краткосрочной и среднесрочной перспективе, реальным и социально значимым средством запуска инвестиционного механизма могут быть программы дорожного и жилищно-коммунального строительства. В условиях острой нехватки жилья при наличии земли и трудовых ресурсов инвестирование средств населения в жилищное строительство способно выступить в качестве генератора экономического оживления, стимулируя развитие промышленности стройматериалов, производство товаров широкого потребления.
Этому приоритетному направлению способствует и тот фактор, что в строительной отрасли в настоящее время усиливаются интеграционные тенденции в виде формирования строительных объединений, обладающих значительным производственным, финансовым и научно-техническим потенциалом, способных реализовывать крупные инвестиционные программы (проекты) и определять технический уровень развития и уровень конкурентоспособности в отрасли.
Привлекательными также являются инвестиции в предприятия, ориентированные на производство медицинских лекарств и препаратов, имеющие сравнительно небольшой срок окупаемости и требующие небольших инвестиционных вложений.
Развитие и поддержка предпринимательства и, в частности, малого бизнеса посредством предоставления льгот наиболее значимым и перспективным в экономическом плане инновационным производствам и инновационным проектам может привлечь значительные ресурсы в инвестиции с учётом того, что малые предприятия зачастую более мобильны, обеспечивают сокращение периода выполнения отдельных этапов работ и инвестиционных проектов в целом.
По данным Госкомстата России, в стране насчитывается более 880 тыс. малых предприятий. Численность занятых на них работников составляет около 8 млн. человек. Количество индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица составляет более 4,5 млн. В целом же общее количество занятых в малом бизнесе составляет около 18,3%, что в 2-3 раза отстаёт от показателей в западноевропейских странах[5].
По актуальности проблемы малого бизнеса можно распределить следующим образом: первая и главная – налогообложение, вторая – отношения между бизнесом и властью, третья – проблема собственности.
Эксперты утверждают, что, уделяя должное внимание развитию малого бизнеса, можно добиться устойчивого роста экономики на 4-7% и увеличения инвестиций на 12-15% в год, а в наукоёмкую продукцию и новые технологии – до 25-30% ежегодно.
Особенностью российского малого предпринимательства продолжает оставаться высокая доля «теневого» сектора (по различным оценкам, от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства не задействованы в решении общегосударственных задач).
Количество зарегистрированных в России малых предприятий в расчёте на 100 тыс. человек достигло в 2002 г. 611,7 единиц. Инвестиции в основной капитал малых предприятий по отраслям экономики в 2002 г. составили 32,8 млрд. руб.[6]
Центральный федеральный округ – один из самых экономически развитых округов России, обладает большим научно-техническим и производственным потенциалом, в т.ч. в сфере оборонного комплекса. Население составляет 37,14 млн. человек (25,45% от всего населения страны). В Центральном федеральном округе (ЦФО) работают более 300 тыс. т.н. малых предприятий, на которых занято более двух с половиной миллионов человек. В современных социально-экономических условиях на малое и среднее предпринимательство ложится основная нагрузка по обеспечению занятости населения.
Предпринимательство (бизнес-сообщество) является основой (опорой) муниципальных властей. В настоящее время и на ближайшую перспективу основными сферами деятельности (приложения) бизнеса остаются потребительский рынок и торговля, бытовые услуги, жилищно-коммунальное хозяйство. Этот круг проблем в большей степени должен быть предметом заботы регионов. В то же время проблемы, связанные с финансовой и имущественной поддержкой малого бизнеса, остаются главным тормозом как для обеспечения цивилизованных условий работы малых предприятий, так и для обеспечения качественных и количественных показателей их деятельности. Основные фонды малого предпринимательства всё ещё значительно отстают от крупной и средней промышленности.
Исходя из видов и величины налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства, можно спрогнозировать, что именно развитие малого предпринимательства даст возможность каждому субъекту Федерации, входящему в состав ЦФО, стать самодостаточным, в т.ч. в части обеспечения населения региона продовольствием, одеждой, обувью и другими товарами первой необходимости. Отчасти это станет возможным (реализуемым), если большая часть налоговых поступлений от малого предпринимательства будет направляться в регионы и местные бюджеты.
Основными факторами, сдерживающими развитие малого предпринимательства в округе, являются:
- административные барьеры (регистрация, лицензирование, сертификация, системы контроля и разрешительной практики, регулирование арендных и имущественных отношений и т.д.);
- жёсткий налоговый пресс и усложнённость системы налогообложения;
- недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств;
- трудности с получением банковских кредитов;
- нехватка нежилых помещений и сложности с их получением;
- неподготовленность многих руководителей малых предприятий к работе в рыночных условиях, нехватка квалифицированных кадров для рыночной экономики: менеджеров, бухгалтеров, маркетологов и др. специалистов;
- ограниченность в получении лизинговых и иных необходимых предпринимателям услуг.
Вместе с тем наличие более продуманной позиции региональных и местных властей по отношению к бизнесу, становление и развитие необходимых элементов системы поддержки всех кругов предпринимательства позволят использовать огромный корпоративный потенциал в интересах дальнейшего развития экономики и социальной сферы регионов ЦФО.
В настоящее время не только в ЦФО, но и в России в целом наблюдаются значительные диспропорции между крупным, средним и малым бизнесом, несмотря на то что в основе их взаимодействия лежат не только взаимные интересы, но и единые цели. Подобное нерациональное, с позиций мировой практики, соотношение между крупными, средними и малыми предприятиями, характерное для всех отраслей российской экономики, имеет свои исторические корни.