Полное и объективное закрепление результатов допроса - важное условие сохранения доказательственной информации. Основным способом фиксации хода и результатов данного следственного действия является протоколирование.
В соответствии со ст. 190 УПК РФ, показания допрашиваемого записываются от первого лица и по возможности дословно. Вопросы и ответы на них записываются в той последовательности, которая имела место в ходе допроса. В протокол записываются все вопросы, в том числе и те, которые были отведены следователем или на которые отказался отвечать допрашиваемый, с указанием мотивов отвода или отказа.
Излишняя информация, первоначальные утверждения допрашиваемого, от которых он отказался еще до ого, как следователь успел записать их, не фиксируются. Как правило, не фиксируются жаргонные и ненормативные выражения.
Если в ходе допроса допрашиваемому предъявлялись вещественные доказательства и документы, оглашались протоколы других следственных действий, воспроизводились материалы аудио - или видеозаписи и киносъемки следственных действий, об этом делается соответствующая запись в протоколе допроса. В протоколе должны быть также отражены познания допрашиваемого, данные при этом.
Если при допросе применялись фотографирование, звукозапись, видеозапись, киносъемка, в протоколе фиксируются: факт применения технических средств и условия их применения; если видеозапись или киносъемка были приостановлены – причина и продолжительность остановки; заявления допрашиваемого по поводу применения технических средств.
Чаще всего при допросе используется звукозапись.
Звукозапись показаний допрашиваемого создает «эффект присутствия» на допросе, т. е. позволяет получить представление обо всем ходе допроса, о том, как он проводился, как формулировал вопросы следователь, в какой форме давались ответы и т. д. Она обеспечивает полноту и точность фиксации, исключает возможные ошибки при записи показания. Применение ее имеет также большое психологическое значение. Главное достоинство звукозаписи – ее сдерживающее влияние на лиц, намеренных изменить правдивые показания на ложные. Ссылки на неправильные методы допроса, уговоры, неточную фиксацию показаний легко опровергнуть при воспроизведении звукозаписи. [7]
Однако посредством звукозаписи не фиксируются, например, жесты и мимика допрашиваемого, отражающие его психическое состояние. Поэтому нередко более эффективна фиксация допроса с помощью видеозаписи, особенно если надлежащая оценка показаний возможна лишь с учетом обстановки этого следственного действия, состояния или каких-нибудь физических либо психических качеств допрашиваемого.
Разумеется, видеозапись целесообразно применять не всегда, а лишь в особо сложных случаях, например когда следователь предполагает в дальнейшем проанализировать поведение допрашиваемого с целью выработать более эффективную тактику следственного действия; при допросе на месте происшествия; при допросе лиц, страдающих физическими или психическими недостатками; при допросе малолетних потерпевших и свидетелей; для запечатления показаний обвиняемых, признавших свою вину, с целью воспроизвести их соучастникам преступления, не желающим давать правдивые показания, когда проведение очной ставки нецелесообразно по тактическим соображениям.
Допрашиваемым в ходе допроса могут быть изготовлены схемы, чертежи. Они приобщаются к протоколу, о чем делается соответствующая запись.
По окончании допроса протокол предъявляется допрашиваемому для прочтения либо по его просьбе оглашается следователем. Ходатайство допрашиваемого о дополнении или уточнении протокола подлежит обязательному удовлетворению.
В конце протокола делается запись по установленной традиционной форме примерно такого содержания: «Дополнений не имею. Протокол записан с моих слов правильно, прочитан мною лично» (или «прочитан мне вслух»). Далее следует подпись допрашиваемого, а затем следователя. Допрашиваемый подписывает также каждую страницу протокола.
В протоколе указываются все лица, участвовавшие в допросе. Каждый из них должен подписать протокол, а также все сделанные к нему дополнения и уточнения.
Итак, допрос является одним из важных следственных действий производимых следователем, которому он должен уделять особое внимание, умело, применяя тактические приемы получать информацию необходимую для раскрытия преступления и привлечения к уголовной ответственности виновных лиц. Следователь должен не только обладать в совершенстве профессиональными навыками, но разбираться в психологии людей, индивидуально находить взаимодействие с каждым допрашиваемым лицом. Безусловно, это в первую очередь зависит от того в какой ситуации происходит допрос конфликтной или бесконфликтной, т. е. следователь допрашивает подозреваемого, который отказывается сотрудничать со следствием, либо это потерпевший, который наоборот стремится к сотрудничеству, конечно же и тактические приемы будут совершенно разные. Если в первом случае следователь будет пытаться предъявить какие-либо вещественные доказательства, находить в показаниях подозреваемого противоречия и т. д. , то во – втором случае его основной задачей будет помочь потерпевшему максимально точно восстановить события произошедшего в памяти и описать все детали.
Одним из важных моментов будет являться то, насколько следователь правильно и в соответствии с законодательством Российской Федерации зафиксировал результаты допроса, т. к. если были допущены нарушения закона, то и в качестве доказательств показания участника по делу не будут использованы. То есть следователь должен четко действовать в соответствии с установленными нормами в Конституции РФ, Уголовно-процессуальном кодексе РФ и другими нормативными документами.
Что касается фиксации допроса посредством видео - или аудиозаписи, то, по-моему мнению, при допросе обвиняемого в конфликтной ситуации лучше использовать видеозапись или хотя бы аудиозапись, т. к. применение данных технических средств дисциплинирует как следователя так и обвиняемого, а также исключает впоследствии предъявление претензий следователю по вопросу того, что он не так понял и записал показания или перевернул сказанное допрашиваемым. На видеозаписи также можно будет проследить реакцию (мимику) допрашиваемого, когда следователь задает те или иные вопросы.
В заключении, еще раз повторюсь, что очень многое, если не все, при проведении допроса на предварительном следствии зависит от профессиональной подготовки следователя, насколько он грамотно подберет подход к допрашиваемым, правильно использует тактические приемы, учтет психологические качества личности и ряд других обстоятельств зависит напрямую то, насколько правдивую информацию он получит, которая ему необходима для расследования уголовного дела.
[1] Криминалистика. Учебник / под ред. Ищенко Е.П. М. 2006, С. 109.
[2] Агафонов В.В., Филиппов А.Г. Криминалистика: Вопросы и ответы. М. 2002 с. 94.
[3] Научно-практический комментарий К Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации/ (под ред. В.М. Лебедева, В.П. Божьева. Издательство "Спарк", 2002.
[4] Питерцев С. К., Степанов А. А. Общие положения тактики судебного допроса// журнал «Закон», объединенной ассоциации юристов. 1999.
[5] Белкин Р.С. Курс Криминалистики. М. 1997.
[6]Порубов Н. И. Допрос в советском уголовном судопроизводстве. М.: Высшая школа, 1973. С. 87.
[7] Карнеева Л.М. Тактические основы организации и производства допроса в стадии расследования: Учебное пособие. Волгоград. 1976, С. 118.