Смекни!
smekni.com

Нереальное на гран и реального (стр. 12 из 14)

В данных произведениях, Иные — те же люди, только умеют ходить в Сумрак, это их и отличает от простого человека. Они живут на нашей планете, ходят на работу, отдыхают так, как мы, покупают те же продукты и пользуются той же техникой, только не болеют и могут жить вечно. В отличие от людей выбирают одну сторону: Свет или Тьму. Они не могут быть как простые люди — добрые и злые вместе. А человек не может быть Иным. Имена у них тоже реалистичны. Кроме таких, как Гесер и Завулон, в произведениях использованы, в основном, русские, чешские, кавказские имена. Намного легче поверить персонажам, которых зовут Игорь, Костя, Оля, Наташа. Наверно, потому что эти имена активно используются в нашей действительности или некоторые из нас являются их носителями. Конечно, то, что новое незнакомое имя звучит более экзотично и привлекательно, часто подчеркивает необычность характера и внешности героя.

Цикл «Дозоров» — это борьба Светлых с Темными за человеческую душу и тело. Светлые охраняют людей, а Темные используют их.

Автор описывает Темных не как в сказках: плохими и мерзкими, которые говорят страшными голосами, жаждут власти над всем миром, предают всех «налево и направо».[93] На самом деле «Темные — это те, кто хочет свободы и независимости, не стремится к власти, не навязывает своих глупых желаний окружающим».[94] Они просто гордые, независимые, справедливые и все решают сами за себя.

Светлые, наоборот, беспокоятся за человеческое существование, но не потому, что люди для них «пища». Они ведут вечный бой за человеческую душу. Стараются спасти тех, которые «…сами убивают друг друга. Куда больше, чем двести лет назад».[95]

В отличие от Темных у них есть совесть. Главный герой — Антон Городецкий, не видя разницы между добром и злом, мучается. Ему трудно выбирать «правильные» решения, чтобы быть добрым для всех. Часто, не зная правильного выбора, он не делает ничего, таким образом, не принося ни пользы, ни вреда другим, но и себе тоже. Ночной Дозор совести своих сотрудников не обучает, этому они должны научиться сами. Каждый сам себе создает грань между Добром и Злом. Антон старается ее не нарушать, но иногда приклоняется к другой стороне и идет на компромиссы с Темными. Хорошим примером нам послужила Ольга, которая когда-то это сделала. И после восьмидесяти лет, проведенных в качестве чучела совы, не рискует идти на какие-то компромиссы с Темными, каких бы благ они ей за это ни обещали.

Светлые стараются не причинять вреда людям, но иногда это неизбежно. Так как всем угодить нельзя. Если же Светлый совершает поступки, которые сам считает противоречащими его принципу, он самостоятельно развоплощается. Впрочем, и здесь есть свое «но» — каждый сам определяет эту грань, через которую не может преступить.

Наш герой часто терзает себе душу, так как не знает верного выбора и решения. Старается не навредить другим, при этом же не идти против своих правил и принципов. Потому что потом он может потерять смысл и направление в жизни. Не раз он старался сорвать планы Пресветлого Гесера, предполагая, что это неправильно и нечестно по отношению к другим. Ночной Дозор»)

Сам Сергей Лукьяненко говорит о своих произведениях: «Все три романа — это, в принципе, некие этапы роста Антона Городецкого. Грубо говоря — это история человека. Человек, который, от рядового выслуживается если не до генерала, то до полковника. И, соответственно, его взгляд на мир и его участие в событиях разное. Понятно, что солдат в окопе имеет о войне совершенно другое представление, нежели майор в штабе и генерал, который рисует линии на карте. Мне кажется, что в этом есть какой-то интерес — все события показаны с точки зрения героя, который сам постоянно меняется, обретает все большее понимание происходящего».[96]

Главный герой мало чем отличается от простого человека. Наверно, одно самое весьма важное различие в том, что он Иной. И у Антона есть все, что и у неИного: семья, дом, дача, работа, друзья... Даже похмелье, и как скоро каждый пьющий русский человек его лечит таблеткой «Аспирина» и водой «Боржоми». Даже ведет простые человеческие разговоры. Иные, как и люди — говорят обо всем, и в то же время — ни о чем. Не стараются размышлять о проблемах Вселенной и решать чужие терзания. В начальных книгах, Антон ищет простые выходы и как обыкновенный человек сперва действует, а потом думает. Наш главный герой осознает, что чем больше он старается легчить себе жизнь, тем сложнее она становится. И в следующих книгах цикла он продумывает возможные ходы и варианты, ставая опытным «полевым». «Человек» в Ином «перерастает» в настоящего Иного.

Нельзя не отметить еще одного яркого и реального персонажа Ласа. («Сумеречный Дозор») Он в самом начале обычный человек, но потом становится с помощью Кости — Иным. «Это действительно хороший мой знакомый, который именно такой в жизни, каким он описан в книге. Человек со своеобразным и любопытным чувством юмора. Почти все байки, которые он пересказывает Антону Городецкому, эти ночи под гитару в жилом комплексе и т.д. — это все реальные истории» — так говорит Сергей Лукьяненко о своем знакомом. Этот персонаж совместил в себе настоящее и фантастическое одновременно, так как существует в обоих мирах.

Герои Лукьяненко взрослеют и умнеют, правда, не всегда учатся на своих ошибках. Они представляют некое общество, которое окружает нас, помогают и советуют нам в жизни, придают ей своеобразный стиль и оригинальность. В данных произведениях собрались самые разные, непохожие друг на друга персонажи, что и подчеркивает наше человечество. Какое оно неоднородное, неодноликое, и то, что каждый из нас оригинален по-своему.

V. Заключение

Фантастический мир это художественный мир, гипотетический и, тем не менее, жизнеподобный, порожденный воображением писателей-фантастов, но связанный тысячью нитями с реальным, сегодняшним миром, создал предпосылку исследования его с разных сторон, по частям и в целом, в различных аспектах, с неодинаковых творческих позиций. Фантастика в литературе способна на многое. Она может показать человека так, что читатель ощутит себя личным врагом всего человечества на Земле или, наоборот, может отразить силу разума так, что читатель задохнется от восторга: какое это великое существо Человек! Может раскрывать проблемы Вселенной таким образом, что даже читающий, погрязший в рутине будней, ощутит великолепную сложность окружающего мира, почувствует свою незаменимою роль в выполнении грандиозных задач человечества. Фантастика способна с огромной эффективностью отшлифовывать мировоззрение, открывать Человека в человеке, предупреждать о возможных опасностях, раскрывать глаза на мир, направлять ненависть и разжигать любовь.

В нашей дипломной работе мы попытались объяснить, что такое фантастика и какое она имеет значение, место в «большой» литературе. Мы убедились, как непросто ее разложить «по полочкам» и дать ей точное определение «раз и навсегда». Она еще молодая, неисчерпанная и «свежая», так как границ у фантазии нет.

В прошлом о фантастической литературе говорили как о жанре, чтобы подчеркнуть ее специфичность. А современное литературоведение говорит уже об ее жанрах. Но и жанры фантастики, такие же, как и она сама: оригинальные, неоднородные, сильно различные и в то же время похожие.

Несомненно, фантастика принадлежит к «большой» литературе. Только, к сожалению, не все это воспринимают как факт. Часто ее считают «дешевой» и ненужной, потому что она не несет в себе «высший смысл» и не рассуждает глубоко о проблемах общества. С этим можно только не согласиться, так как ФЛ временами рассуждает намного глубже о человечестве и мировоззрении. Смотрит в будущее, предупреждает об опасностях «нового», выворачивает его «наизнанку», показывает общество в зеркальном отражении. Ее только надо уметь читать «между строк». И ни в коем случае не говорить: «Я этого не читаю, но можно утверждать, что…»

Очень часто критики негативно выражаются о фантастах и их произведениях, например: «Большинство наших фантастов по большей мере озабочены только одним: они стараются писать как можно более фантастично, вовсе не заботясь о том, чтобы подняться "просто" до настоящей, хорошей литературы. Вот почему главное для них — некая гипотеза, а все остальное: характеры, конфликты, сюжет — не более чем "упаковка". "Берется набор стандартных ситуаций, характеристик героев, описаний — набор, напоминающий коробку с планками, винтами и колесиками из детского конструктора... Все это замешивается на дрожжах более или менее реальной научной гипотезы, потом выливается в многократно использованную форму "новеллы ужасов", детектива, монолога "раскаявшегося скептика" или "пламенного энтузиаста" — и рассказ готов". Как видите, от первого абзаца предыдущего раздела не осталось камня на камне».[97]

По мнению автора данной дипломной работы, хороший писатель-фантаст совмещает в себе три разных человека: блестящего фантазера, умного философа и писателя, который умеет писать не для себя, а для других. Только тогда мы можем говорить о писателе-фантасте. Они в любом своем произведении создают свой мир и свою историю человека, как целого общества в течение всех времен.

Конечно, часто встречаются плагиаты (в основном на зарубежных авторов), но и там временами изложены интересные идеи, взгляды и присутствует хитроумный юмор. Для читателя такое произведение интересно: его можно сравнивать с оригиналом, поискать сходства, посмеяться от души, но не более. Такие книги не всегда заставляют читателя подумать об идее автора, о важных моментах в произведении. Даже книги, в которых нет идейности, а которые фактически являются «калькой» оригинала. Они не несут для читателя никакой смысловой нагрузки, не заставляют задуматься, не дают простора фантазии. Но и в них скрывается что-то «больше», чем дано на бумаге.