Мир может быть любым и нетрадиционным, даже для фантастики. Главнейшим остается идея создателя и ее реализация.
2. с точки зрения сюжета книги нас интересует то, что именно описывается в данном произведении. Например, в научной фантастике фигурируют новые открытия и достижения науки и техники. Открываются новые миры в космосе, описываются полеты во Вселенную. Новые техники и течения в развитии науки. Мы часто перемещаемся в пространстве, совмещаем прошлое с настоящим и будущим. Оказываемся свидетелями, где будущее для нас — забытое прошлое; или наше прошлое в произведениях — будущее, которое только начинается.
Фэнтезийный жанр, в основном, базируется на мифе и легенде. События происходят одновременно «здесь», в прошлом или будущем, или только в каком-то определенном времени. Чтобы пересечь эту грань и попасть в параллельный мир — стоит только перейти на другую сторону нашей реальности.
В произведениях стиля ужасов часто описываются события, которые нагоняют страх читателю. Здесь много жертв и «невероятно ужасных киллеров». Действие большинство происходит ночью при свете луны.
3. персонажи всегда оригинальные. В научной фантастике герой летает в космос, воюет с роботами, иной расой. Он создатель нового мышления, открытия. Он предшественник нового общества.
Иван Ефремов говорит о главном герое научной фантастики: «…člověk budoucnosti, který se bude věnovat úporné práci ve prospěch lidstva, aniž by přitom musel do dna vyčerpat své síly, bude ještě silnější, vyšší a hezčí … bude muset mít silnou vůli, odvahu a rozhodnost, a přitom mu budou cizí hrubosti, nevychovanost, vychloubání … Jeho život bude naplněn až po okraj, protože se bude neustále zabývat prací, která ho bude zajímat a která mu poskytne příležitost pro mnohotvárnou intelektuální i fyzickou činnost».[9]
В мире фэнтези персонажи владеют магией, останавливают время, борются с нечистью, иногда и светлыми силами. Стараются освободить мир от нечисти, придавая обществу новые взгляды на жизнь и существование в нем. Также для этого жанра характерны такие мифические персонажи, как эльфы, гоблины, говорящие животные.
Персонажи ужасов часто бывают вампирами, оборотнями, драконами и другой нечистью. В случае, когда главный герой - человек, то борется с этой нечистой силой, старается освободить человечество от коварных планов «завоевателя». В другом случае, когда главный герой - вампир и другая нечисть, тогда люди для них представляют эту угрозу, они их «кусают в шею» и беспощадно убивают, чтобы сохранить свой клан. Они беспощадны к своей жертве, для них не существует слова «милосердие», иногда, даже и «мораль».
Нельзя забывать о важном факте, что писатели-фантасты любят совмещать разные и неоднородные элементы из всех жанров фантастики, для создания нового, оригинального произведения.
Любой жанр фантастической литературы развивается. У каждого из них появляются свои новые поджанры и течения. Создаются новые комбинации и приемы. Писатели-фантасты совмещают несовместимое, но при этом произведения сохраняют эффект реалистического и фантастического. Изменения в этой литературе с одной стороны довольно легко объяснить, а с другой — невозможно. Общество постоянно идет вперед, стараясь объявить и создать нечто новое, появляются новые проблемы и понятия в жизни, а это сильно влияет на литературу. Можно утверждать, что фантастической литературе характерно создавать новые течения и «клеить» неоднородные жанры.
1. Научная фантастика (science fiction).
К этому жанру относится целый ряд других поджанров:
«Мягкая» научная фантастика (НФ), которая помимо оригинальных научных гипотез и технических подробностей интересуется личностью и терзанием души человека. Термин «мягкая» НФ soft science fiction впервые употребил американский критик Джордж Элрик в 1978 году.[10] В России «мягкая» объясняется как гуманитарная, сосредоточенная не на науке с техникой, а на процессах, происходящих в человеческой душе. Однако, на Западе «мягкую» НФ понимают как своеобразное противопоставление «твердой», а также как фантастику, посвященную гуманитарным и общественным наукам вроде социологии, антропологии, экономики, лингвистики.
С этим поджанром мы можем познакомиться в произведениях, например, «Пересадочная станция» Клиффорда Саймака, «Танец отражений» Лоиса Макмастера Буджолда, «Дюна» Фрэнка Герберта, «Книга Нового Солнца» Джина Вулфа, «Маджипур» Роберта Сильверберга, «Гиперион» Дэна Симмонса, «Почтальон» Дэвида Брина, «Корабль, который пел» Энни Маккефри. Нельзя не отметить вклад советской фантастики — Аркадий и Борис Стругацкие с циклом о Максиме Камеррере.
«Твердая» научная фантастика — основные темы связаны с естественными науками, а также к ней относятся реалистические космические истории и произведения о фантастических технологиях. Критик американского журнала Astounding Science Fiction, Питер Шуилер Миллер, в 1957 году впервые употребил термин hard science fiction («твердая» НФ).[11] Жюль Верн и Герберт Уэллс считаются основателями НФ. Огромная заслуга в развитии НФ принадлежит Хьюго Гернсбеку, основателю и редактору журнала Amazing Stories (1926).[12] У этого писателя числится всего лишь один написанный роман «Ральф 124C41+».
В США в 1920-ые годы появились специализированные журналы, публиковавшие только фантастические истории. Так фантастика сформировалась как отдельный жанр. В историю «твердой» НФ внесли неоспоримый вклад «Нервы» Лестера Деля Рея, «Путешествия космического Бигля» Альфреда ван Вогта, «Венера равносторонняя» Джорджа Оливера Смита, «Экспедиция «Тяготение», «Огненный цикл» Хола Клемента.
Фантастика «новой волны». Когда «твердая» НФ достигла своей вершины, наступила «новая волна», где нет никаких ограничений и запретов. Термин new wave впервые употребил Питер Шуилер Миллер в 1961 году, чтобы выделить книги нескольких молодых английских авторов, а смысл понятию дал редактор и критик Майкл Муркок.[13] Его считают первым, кто поднял «волну» нового течения. Он дал возможность опубликоваться в журнале New Worlds таким авторам, как Джеймс Грэм Баллард («Ветер ниоткуда», «Затонувший мир», «Сожженный мир», «Хрустальный мир»), Брайан Олдисс («Доклад о Вероятности-А», «Босиком по мозгам», «Франкенштейн Раскованный»). Переломным стал роман «Телепат» Джона Браннера, а также такие произведения, как: «Квадраты шахматного города», «Зазубренное лезвие». Главным произведением Браннера стал роман «Всем стоять на Занзибаре» (1968). В американской литературе нашлось много представителей этого направления, например, «Железная мечта» Нормана Спинрада, «Геноцид» Томаса Диша, «Система воспроизводства» Джона Слейдека. К сожалению, «новая волна» никак не коснулась русских берегов. Ее элементы проявлялись, но поджанр — нет.
Космоопера или космическая опера, space opera — один из поджанров приключенческой научной фантастики, который обычно определяется по формальным признакам: действие происходит в космосе, на других планетах в экзотической обстановке. Персонажи героичные, а масштабы их деяний зависят от фантазии авторов. Произведения этого поджанра поначалу носили только развлекательный характер, но со временем были приняты в «большой» литературе. Приемы космооперы появлялись в цикле «Барраяр» Лоис МакМастер Буджолди и «Гиперион» Дэна Симмонса.
В СССР данный поджанр НФ появился в 1920-е годы — «Аэлита» А. Н. Толстого и «Пылающие бездны» Николая Муханова. Затем «космическая опера» как направление возродилась в 1960-х годах — эпическая трилогия «Люди как боги». Среди наиболее известных современных отечественных произведений этого направления следует упомянуть роман «Принцесса стоит смерти» Сергея Лукьяненко.
Киберпанк (cyberpunk, от слов cybernetics — кибернетика и punk — отребье, панк) описывает мир недалекого будущего, в котором высокое технологическое развитие соседствует с глубоким социальным расслоением, нищетой и бесправием. Общество в мире киберпанка находится на пороге бурных социальных и культурных преобразований, где новые технологии используются способами, не предусмотренными их создателями. В некоторых киберпанковских произведениях много действия происходит в киберпространстве, уничтожая границу между действительностью и виртуальной реальностью. Часто в таких произведениях подробно описывается прямое подключение человеческого мозга к компьютеру. Яркими представителями киберпанка являются: Уильям Гибсон («Нейромант»), Брюс Стерлинг («Схизматрица»), Пэт Кадиган, Руди Рюкер и Джон Ширли. Киберпанк проявился в кинематографе, наложив заметный отпечаток на множество фантастических фильмов, в музыке, моде, мире компьютерных и настольных игр.
Детективная фантастика делится на: классический детектив, нуар-триллер и полицейский боевик. Самый знаменитый персонаж классического детектива — эксцентричный гений Шерлок Холмс, придуманный Артуром Конан Дойлем.
Детектив-нуар — «крутой» американский поджанр.[14] Характерная черта нуара — мрачная, удушливая атмосфера невыносимой жизни, где страх и насилие — суровая повседневность. Герой борется с мафией и продажными политиками, часто пользуется пистолетом и кулаками или дубинкой.