Современное фэнтези — одно из основных и наиболее динамично развивающихся направлений популярного жанра. Сontemporary fantasy — книги, действие которых происходит здесь и сейчас, или в недалеком прошлом и будущем, когда магия в любых проявлениях вторгается в наши будни.[21] Фоном для происходящих событий служит современный город — «городская сказка» (urban fantasy).[22] В последнее время современную мифологическую сказку на Западе нередко называют «эльфпанк».[23] Задача «современного фэнтези» — не напугать, а развлечь, позабавить или заинтересовать читателя. Страх здесь может присутствовать лишь как один из составляющих повествования, не становясь целью. Этот поджанр не совсем характерен для жанра фэнтези. В большинстве случаев, фэнтези основано на сказках, древних мифах и все происходит в несуществующем мире.
Древние города являются вдохновением для авторов, склонных к этому направлению. На улицах, по которым проходят одни и те же люди каждый день, живут Иные («Дозоры» Сергея Лукьяненко), ангелы, монстры и древние боги («Задверье» и «Американские боги» Нила Геймана). В Лондоне волшебники летают на метле, а совы приносят почту («Гарри Поттер» Джоаны Роулинг). Девочка Лира с «деймоном» (зверь изображает душу человека), живя в Оксфорде, узнает, что именно она предназначена спасти свой и другие миры («Золотой компас» Филиппа Пулмана).
Героическое фэнтези. В 1960 году Фриц Лейбер впервые применил термин «Sword & Sorcery» в переводе на русский язык «героическое фэнтези».[24] Впрочем, поджанр сформировался гораздо раньше. Действие происходит в условных специфических мирах. Обычный персонаж произведения — лишь элемент своего мира, а вот супергерой — его центр. Остальные персонажи — лишь кулисы для Великого и Непобедимого Героя. Он сердцевина всего. В классической S&S, как правило, нет тщательно проработанного внутреннего мира персонажей и запутанных нравственно-психологических сюжетных коллизий. Все внимание привлекают красочные описания причудливых локаций и захватывающих героических приключений главного героя. Отцом этого поджанра считают Роберта Ирвина Говарда с произведением «Конан». Его главный герой сильно отличается от типичного положительного героя приключенческой литературы. Конан вовсе не рыцарь, свершающий добрые дела во имя чести и справедливости и вовсе не стремится активно творить добро. Это дикарь, вырванный из своей среды, но придерживающийся верных варварских привычек. Он просто живет так, как ему нравится: ввязывается в авантюры, ухлестывает за красотками, охотится за сокровищами.
Детективно-героическое фэнтези тоже нашло своих читателей: произведение «Замок Пятнистой Розы» Андрея Легостаева, нуар-боевик «Сыщик» Романа Буревого, «Тайный сыск царя Гороха» Андрея Белянина, «Дракон-детектив» Александра Дихнова, «Рабин Гут» Арсения Лютого и другие.
Фэнтези о животных (animal fantasy)[25] — довольно популярная разновидность детской фантастики. Фундаментом этого поджанра является литературная сказка. Животные здесь обладают подобным человеческому интеллектом, часто способны говорить или становятся персонажем-рассказчиком истории.
Существует также термин «антропоморфическая фантазия» (anthropomorphic fantasie)[26] — животные не просто чувствуют и размышляют как люди, но даже и внешне похожи на них. Одеваются, пользуются разными предметами и приборами, оружием, живут в собственных государствах. Такой вид фантастической литературы часто становится метафорическим взглядом на человеческое сообщество и поведение. Самые яркие произведения мировой фантастики: «Доктор Дулиттл» Хьюго Лофтинга, «Книга джунглей» Редьярда Киплинга, «Скотный двор» Джорджа Оруэлла или русский «Доктор Айболит» К. Чуковского.
Темное фэнтези — dark fantasy впервые получило свое название в 1973 году, а в 1987 г. Джек Уильямсон его выделил как отдельный вид.[27] К темному фэнтези причисляют три группы фантастической литературы: традиционное фэнтези с «темным» оттенком, разновидность мистического хоррора и фэнтези, написанное в особо гнетущем стиле.[28] Характеристика очень проста: если Зло у власти и все с этим фактом смирились, так относится к этому поджанру, например, «Черный отряд» Глена Кука. Только часто путают темное фэнтези и готический хоррор. Правда, между ними очень тонкая грань, потому что в произведениях этих двух направлений повсюду реки крови, горы трупов и ненаказанные маньяки. Критики утверждают, что темное фэнтези не пугает читателя напрямую, а создает у него эмоциональное ощущение уже миновавшего страха. То есть, эти книги прежде всего фэнтези, а не рассказ о сверхъестественном ужасе. Но, четких критериев не существует.
Клайв Баркер породил «сплаттерпанк»,[29] особую разновидность темного фэнтези на грани с ужасом. Например, произведения «Книги крови», «Имаджика», а также небольшой роман «Кабал» («Племя тьмы»), послуживший сюжетной основой фильма «Ночной народ».
Пионером русского темного фэнтези можно считать Андрея Дашкова. Его мрачный мир и населяющие странные персонажи в произведениях «Звезда Ада», «Войны некромантов», «Умри или исчезни» запоминаются надолго и делают честь фантазии писателя. Фрагменты темного фэнтези имеются также в популярных циклах городского фэнтези Вадима Панова «Тайный город» и «Дозорах» Сергея Лукьяненко.
В 1935 году критик Форрест Аккерман впервые употребил понятие science fantasy (научное фэнтези) как синоним научной фантастики.[30] Уже в 1950 году журналист Уолтер Джиллингз выделил «научное фэнтези» как отдельную часть НФ, которая не имеет под собой четкой научной основы.[31] Если научная фантастика показывает, как неправдоподобное становится возможным, то научное фэнтези превращает невозможное в вероятное. Мэрион Зиммер «science fantasy» определила как простую смесь НФ и фэнтези. Одним словом, одно и то же произведение может быть и НФ, и научным фэнтези — все зависит от внешних факторов. Например, роман Герберта Уэллса «Освобожденный мир» (1913), где показано применение атомного оружия, был «научным фэнтези» с точки зрения тогдашней физики, которая опиралась на принципы Ньютона.[32] Но после теорий Эйнштейна роман Уэллса превратился в научную фантастику.[33]
Городское фэнтези. Главным элементом является то, что действие происходит в городе с мистическим элементом и описательностью места. Примером нам послужит произведение «Тайный город» Вадима Панова. Скрытый от глаз людей мир находится на территории Москвы. В «Дозорах» Сергея Лукьяненко Иные и люди живут вместе в столице России.
Российская фантастическая литература имеет богатые традиции, однако ее основные успехи связаны с научной фантастикой. Что же касается «русского фэнтези», то еще чуть более 10 лет назад это словосочетание не имело никакого значения, как такового направления просто не существовало. Жанр фэнтези в массовом сознании ассоциировался, прежде всего, с именами Толкина и Говарда. Однако, сейчас русские авторы переигрывают (иногда и переписывают) практически всех зарубежных писателей.
Вполне заслуженный титул «дедушки» славянского фэнтези принадлежит Александру Вельтману за романы «Кощей Бессмертный» (1833) и «Святославович, вражий питомец».[34] Во времена социализма зарубежного фэнтези у нас не издавали, за исключением «Хоббит» и «Волшебник Земноморья». В 1993 г. лидер фэнтезийного рынка — питерское издательство «Северо-Запад».[35] После смелой попытки представить русскому читателю произведение Толкина «Властелин Колец» как от русского автора Ника Перумова, выяснилось, что создался спрос на фэнтези именно русскоязычных авторов.[36] И уже в 1996 г. массово читали «Волкодав» Марии Семеновой, сопровождавшийся невиданной рекламой и разошедшийся за неполных полгода тиражом более 250 тыс.[37] экземпляров. Успех героического «Волкодава» ошеломлял: его тут же окрестили «русским Конаном».[38] В то время прорвался еще «Сварог» Александра Бушкова. У нас цикл о Свароге выглядел новаторски, автор не принял западных направлений. Ник Перумов со своими циклами «Кольцо тьмы», «Летописи Хьерварда» удержал титул короля современного русского фэнтези. Также талантливая питерская журналистка Вера Камша с романом «Красное на красном», начальная книга эпопеи «Кэртиана» засверкала новыми красками, дала читателю нечто новое.
Близко русским писателям и мифологическое фэнтези. Сердцевина этого поджанра — миф.[39] В принципе, к мифологическому фэнтези можно отнести как минимум 80 процентов авторов. Вне конкуренции романы: «Герой должен быть один», «Одиссей, сын Лаэрта», «Мессия очищает диск», «Пасынки восьмой заповеди», цикл «Черный баламут» Г. Л. Олди. Михаил Успенский, благодаря циклу «Приключения Жихаря», «Посмотри в глаза чудовищ» (в соавторстве с Андреем Лазарчуком), завоевал чуть ли не все премии российской фантастики. Также «Осенний Лис» Дмитрия Скирюка, «Диомед, сын Тидея» Андрея Валентинова, дилогия «Золотая колыбель» Ольги Елисеевой, некоторые повести Далии Трускиновской.