Masarykova univerzita
Filozofická fakulta
Ústav slavistiky
Bakalářská diplomová práce
2008 Polina Nazarchuk
Masarykova univerzita
Filozofická fakulta
Ústav slavistiky
Ruský jazyk a literatura
Polina Nazarchuk
Нереальное на грани реального
Bakalářská diplomová práce
Vedoucí práce: PhDr. Josef Dohnal, CSc.
2008
Prohlašuji, že jsem diplomovou práci vypracovala
samostatně s využitím uvedených pramenů a literatury.
………………………………
Podpis autora práce
Ráda bych touto cestou poděkovala PhDr. Josefu Dohnalovi, CSc., za jeho cenné rady a připomínky a za trpělivé vedení této práce.
Содержание:
I. Жанры фантастической литературы.. 9
1. Научная фантастика (science fiction). 11
II. История отечественной фантастической литературы.. 26
III. Биография и творчество Сергея Лукьяненко. 31
1. Краткое введение в Мир «Дозоров». 33
1. Сопоставление миров в произведениях. 47
2. Характеристика героя фантастической литературы.. 53
VII. Список использованной литературы.. 62
1. Список художественных текстов. 62
2. Список использованной критической литературы.. 62
«Есть миры, где солнце зелено, а песок черен. Есть — где горы из звонкого хрусталя, а реки несут чистое золото быстрой воды. Есть такие, где снег — цвета крови, а сама кровь, напротив, белее белого. Есть миры, где замки еще не уступили место громадам серых многоэтажных игл, и есть такие, где эти иглы давно заброшены, а на их руинах воздвигаются стены замков.
Есть миры, где рассвет встречает слитное хлопанье мириад крыл существ, парящих высоко над землей, где торжественный гимн восходящему светилу сливается с воплями умирающей на презренной земле бескрылой сыпи. Есть миры, где солнечный свет встречает лишь глухую стену закрытых ставен — ибо он там горше яда. ... Есть миры, где ночь и день слились неразрывно. Где можно поднять взгляд к солнцу и увидеть звезды. Где можно выйти в ночь и увидеть солнечный свет. ....Есть миры, где солнце желто, как зрачок дракона, трава зелена, а вода прозрачна. Там тянутся к голубому небу замки из камня и здания из бетона, там рвутся в небо птицы, а люди улыбаются друг другу».[1]
Мы попали в ядро фантастической литературы, фантастического жанра. В хорошо нам знакомом мире, где не существуют драконы, вампиры, дьяволы, волшебницы, говорящие предметы и звери, перемещение во времени и пространстве, происходят невероятные, чрезвычайные события, которые мы не в силе объяснить. Но фантастический жанр нам преподносит эту возможность и сам объясняет нереальное.
Одновременно он необыкновенен и прост, понятен читателю. Читая фантастическую литературу, мы оказываемся за пределом реального и возможного. Фантастика дает шанс прожить что-то чудесное и необыкновенное, помогает развивать свою фантазию и раскрывать загадочное. Каждый человек еще в раннем возрасте знакомится с фантастикой, точнее с ее элементами — с момента ему прочитанной первой сказки. Раскрывая новый мир, полный добрых рыцарей, красивых принцесс, плохих чародеев и злых чудовищ.
По словам Цветана Тодорова, все зависит от читателя, какая сторона реальности нам ближе, которую мы выбираем: поверим либо в силу обстоятельств, либо во внеземную силу. Выбор остается за нами. «Фантастическое — это колебание, испытываемое человеком»,[2] между реальным и нереальным мирами. Пока существует эта неуверенность — существует и фантастический жанр. Но не только читатель испытывает эту неопределенность, чаще она переносится и на главного героя. Необычность совпадений, странность событий переносят читателя и героя за границы реального толкования всех явлений, описываемых писателем.
Термин «фантастика» ввел французский критик Шарль Нодье еще в 1830 г. В статье «О фантастическом в литературе» он назвал фантастику «ирреальным вымыслом».[3] Долгое время элементы фантастического жанра существовали в рамках общего литературного процесса как один из приемов изложения.
Фантастика — ( от греч. рhantastike — искусство воображать)[4]
1) основана на творческом воображении, на фантазии и художественном вымысле. || Фантастическая литература.
2) литературные произведения, описывающие события сверхъестественные, вымышленные. || Научная фантастка (в литературе, кинематографе: моделирующая события далекого будущего на основе достижений науки и техники).
3) невообразимое, невозможное.
Здэнек Кубэш при переводе книги «Фантастика, утопия и антиутопия» Юлия Кагарлицкого объясняет:
«ruský termín fantastika, který se používá jak pro konkrétní literární díla, tak v obecnějším smyslu… Objevuje se proto buď jako vědeckofantastická literatura nebo fantastická literatura (hlavně pro starší období, kdy o vědeckofantastické literatuře se dá jen těžko hovořit) nebo jako fantastika, má-li autor na mysli spíš pojetí, naplň literárního díla než dílo jako takové. Termín naučnaja fantastika se v překladu objevuje buď jako vědeckofantastická literatura nebo vědecká fantastika tam, kde jde o obdobný smysl, jaký vyjadřuje český termín fantastika».[5]
При толковании термина фантаст появляется несколько разных вариантов в русском и чешском языках:
1. в русском языке означает: человек, который любит предаваться фантазиям. Чешский эквивалент этому слову — blouznivec, snílek; člověk odtržený od reality.[6]
2. в рус. языке: писатель, работающий в фантастическом жанре, в области фантастики. Чешского перевода этого понятия нет. З. Кубэш употребил новый эквивалент — «fantastik, utvořeno obdobně jako rоmаntik, skeptik apod.»[7]
Темой нашей дипломной работы является «Нереальное на грани реального», и мы попытаемся рассмотреть, в чем заключается эта взаимосвязь, где фантастическое проникает в реальное, и наоборот. А также где рамки нереального граничат с реальностью, не нарушая наше восприятие действительности.
Цели настоящей дипломной работы:
1. Попытаться классифицировать жанры и течения фантастической литературы.
2. Проследить историческое развитие фантастической литературы в рамках территории СССР и России на протяжении ХХ века и выделить ее наиболее ярких представителей.
3. Проанализировать сопоставление реального и нереального в настоящем и фантастическом мире. Показательным примером анализа миров нами был выбран один из самых популярных писателей-фантастов настоящего времени – Сергей Лукьяненко. Таким образом, значительное внимание заострено именно на анализе его творчества.
Теоретическая часть данной работы заключается в классификации фантастической литературы: жанров, стилей, фантастических приемов.
В практической части мы рассматриваем взаимодействие фантастического мира с реальным (действительным), а также приемами, используемымиx писателями-фантастами и новыми явлениями в мире фантазии. Мы постараемся проанализировать главного героя фантастического произведения, с точки зрения его проникновения в мир современного общества.
I. Жанры фантастической литературы
Фантастическая литература развивается с большой тенденцией и все больше привлекает к себе новых читателей. Тем, что эта литература не однородная, противоречивая и многоликая, является предпосылкой для создания множества других направлений. Для каждого читателя - свой жанр, свой писатель.
Фантастическая литература делится на три главных жанра: научная фантастика (science fiction), фэнтези (fantasy), ужасы (horror). Насколько они похожие между собой, настолько и различные.
По мнению Павла Шумила: «Научная фантастика (science fiction) — это, прежде всего, мысленный эксперимент. В текст вводится одно или несколько фантастических допущений. Во всем остальном действие развивается в соответствии с законами логики, физики и здравого смысла. Фэнтези — это литература поступка. Исследуются моральные и этические аспекты поступков главных героев. Чтоб не затенять главного, требования к логичности и достоверности мира снижаются до необходимого минимума. Картина мира также часто дается упрощенной или сказочной. Определения НФ и фэнтези не антагонистичны. Они лежат как бы в разных плоскостях. Что дает возможность создавать промежуточные и смешанные формы».[8]
Пока еще все три жанра сильно похожи друг на друга, но при этом все же различные. Главное, что разделяет их — это:
1. особенности нового мира. Каждому произведению соответствует свой, оригинальный мир. Например, мир в жанре научной фантастики «находится» на чужой планете, где-то во Вселенной, часто, в космосе, даже на планете «Земля».
Мир фэнтези и ужасов часто «расположен» в параллельном отображении нашего мира, часто события происходят в прошлом или в настоящем времени, «здесь и сейчас». Иногда мир возникает на территории старинного города, замка. В настоящее время стали довольно популярны подземелья. Авторы часто описывают помещения в темных тонах, без ярких и живых красок.