ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ЧитГУ)
Институт переподготовки и повышения квалификации
Кафедра уголовного права и уголовного процесса
по дисциплине «Криминалистика»
Вариант № 1
Выполнил Бабкин С.П.
Группа ЮС-06-1
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
Чита-2008
План
а) Криминалистические версии и планирование расследования. 3
б)Тактика следственного осмотра и освидетельствования. Тактика следственного эксперимента. 11
Список литературы. 20
а) Криминалистические версии и планирование расследования.
В процессе расследования преступлений осуществляется познание фактов прошлого, недоступных для непосредственного восприятия, как правило, скрытых и скрываемых. Страх перед ответственностью побуждает преступников продумывать способы совершения и сокрытия преступлений, приемы противодействия расследованию. Само преступное деяние и процесс последующего расследования вызывают эмоции, психологические срывы, отдельные поступки, затрудняющие процесс познания события прошлого. Доказывание по уголовным делам как особый вид познавательной деятельности осуществляется на основе закономерностей, присущих процессу познания во всех областях теории и практики. Здесь, так же как и в других сферах деятельности, осуществляется переход от незнания к знанию — сначала неполному, неточному, а затем все более полному и более точному.[[1]]
С переходом от незнания к знанию, от неполного, неточного знания к более полному и более точному тесно связано криминалистическое понятие версии как одного из возможных, предположительных объяснений события — гипотезы следователя, объясняющей неизвестные факты на основе известных.
Версия как разновидность особого рода - умозаключения объясняет происхождение конкретных фактов или причин, опираясь на закономерности происхождения исследуемых явлений.
Необходимость в построении версий заключается в том, что на первом этапе расследования следователь не располагает фактическими данными, изучение которых позволяло бы сделать достоверные выводы обо всех обстоятельствах, подлежащих доказыванию. Начало расследования обычно характеризуется неполнотой сведений, существенными пробелами в системе доказательств, их противоречивостью. Поэтому следователь первоначально может высказать лишь предположения о событии в целом или о его отдельных фактах. В последующем, проверяя их, он убеждается, какие из предположений правильны, какие ошибочны.
Построение версий осуществляется в результате всестороннего изучения материалов дела, непосредственного ознакомления с обстановкой, где произошло событие, вещественными доказательствами, оперативно-розыскными данными. Необходимость обоснования версий фактическими данными, т.е. имеющимися сведениями, почерпнутыми из различных источников, является само собою разумеющимся. Потому что версия — это логическое индуктивное умозаключение и, как таковое, оно не может быть построено на голой фантазии, на беспочвенных домыслах. Версия непременно должна быть вероятным, разумно допускаемым в конкретной обстановке предположением.
При выдвижении версий, в процессе анализа фактических данных, должен быть проявлен максимум инициативы и мысленного поиска. Основанием для выдвижения версий могут быть:
а) доказательства, т.е. фактические данные, полученные процессуальным путем;
б) данные, полученные при проведении оперативно-розыскных мероприятий;
в) сведения, полученные из случайных источников (анонимных сообщений, неустановленных источников).
Кроме этого, в качестве основания выдвижения версий называется интуиция. При этом исходят из свойства интуиции, заключающегося в том, что она скрывает ход мысли и «выдает» лишь результат в форме догадки. Но если исследовать ее возникновение, ее материалистическую природу, то окажется, что это плод большого опыта, глубокого знания жизни, логического мышления.
Версии в зависимости от познания определенных объектов подразделяются на общие и частные. Общие версии строятся для объяснения события преступления в целом, его характера (например, убийство/ самоубийство, несчастный случай). Содержанием частной версии являются предположительные суждения об отдельных обстоятельствах совершения преступления: мотивах, способах, времени, месте его совершения, месте сокрытия преступника или направлении, в котором он мог скрыться; о лицах, которые могли совершить преступление; о потерпевшем (например, при расследовании убийства, сопровождавшегося расчленением трупа, при обнаружении неопознанного трупа). Такие версии представляют собой вероятные объяснения некоторой совокупности фактов, образующих отдельные элементы состава преступления.
Каждая частная версия связана с общей, вытекает из нее, является ее частью. Построение и проверка частных и общих версий — взаимосвязанный процесс: проверяя частные версии, следователь одновременно проверяет и корректирует общую версию.
При построении версий необходимо внимательно анализировать специфические признаки преступления. На них могут указывать:
а) предмет преступного посягательства (например, хищение наркотических средств при определенных условиях является специфическим признаком, позволяющим предполагать, что преступление совершено наркоманом);
б) следы применения определенного оружия или иного орудия преступления (например, следы выстрела из охотничьего ружья могут указывать на круг лиц, среди которых следует искать преступников, а следы специфического инструмента, использованного для взлома хранилища при совершении кражи, могут быть основанием для построения предположения о владельце этого инструмента);
в) следы пальцев рук, обуви, ног и сопутствующих предметов (трости, зонта, палки, костыля), следы на одежде, брошенной преступником на месте происшествия (наличие масляных пятен, частиц почвы, красящих веществ), и других предметах, которые могут характеризовать преступника;
г) негативные обстоятельства, т.е. такие факты, существование которых не соответствует данному объяснению события (например, несоответствие размеров пролома в стене магазина размерам похищенных и якобы вынесенных через него предметов), могут указывать на инсценировку преступления;
д) мотив преступления (например, при убийстве из корыстных побуждений (п. «з» ст. 105 УК) может указывать на совершение преступления лицами, знавшими образ жизни потерпевшего.
Для построения обоснованных версий необходима совокупность фактических данных, которые нужно рассматривать не изолированно, не в отрыве друг от друга, а во взаимной связи. Многие ошибки в планировании расследования объясняются именно этими обстоятельствами, а также необъективностью в оценке фактических данных, переоценкой одних из них и недооценкой других.
Версии должны быть обоснованными и реальными. Недопустимо выдвигать версии, явно не соответствующие фактам. При построении версий следует использовать опыт расследования аналогичных дел, Данные криминалистической характеристики отдельных видов преступлений, специальные ориентировки о совершении преступлений и скрывшихся преступниках, данные оперативной обстановки в районе, городе, области.
Каждая версия подлежит тщательной и всесторонней проверке. В этих целях из нее выводятся все следствия (обстоятельства, предположительно вытекающие из содержания версии), определяется, какие факты должны быть или каких фактов не должно быть, если версия истинна. Проверка версий и состоит в установлении наличия или отсутствия этих фактов. Проанализировав каждую версию и определив возможные следствия, следователь с учетом задач расследования продумывает, какие действия целесообразно провести для проверки этих следствий, в какой последовательности и в какие сроки.
Вывод о правильности ведения расследования признается достоверным, если оценка всех установленных по делу фактических данных убеждает в его несомненности, истинности. Версия перестает быть предположением и становится достоверным знанием, если:
1) все возможные предположения были выдвинуты и никакой другой версии не возникло;
2) все выдвинутые версии о данном обстоятельстве были проверены и все, за исключением одной, нашедшей объективное подтверждение, были опровергнуты и отпали;
3) все следствия (обстоятельства), логически выведенные из подтвердившейся версии, были всесторонне исследованы и нашли подтверждение;
4) подтвердившаяся версия находится в полном соответствии со всеми другими обстоятельствами дела.
Серьезный недостаток следственной и оперативной работы — поверхностная проверка версий по уголовным делам. Некоторые преступления остаются нераскрытыми только потому, что версии не были до конца проверены или вообще отсутствовали. Иногда версии, возникшие при возбуждении уголовного дела, после приостановления расследования нигде не фиксируются, забываются, а с возобновлением производства не включаются в проверку. Поэтому условием установления истины по уголовному делу является требование проверять все реальные версии, построенные для объяснения события в целом, отдельных его элементов. Для того чтобы обеспечить целенаправленную проверку всех версий и при этом обеспечить быстрое и качественное расследование, необходимо прибегнуть к планированию.
Собирание, исследование и оценка доказательств при расследовании преступлений — весьма сложный процесс, требующий от следователя высокой организованности, целеустремленности и проницательности. Это объясняется тем, что анализируемый процесс состоит в познании события прошлого, в установлении всех обстоятельств, входя подлежащих доказыванию, следователь принимает меры к установлению места нахождения лица, совершившего преступление, его задержанию, возмещению причиненного ущерба и выяснению других фактов.