- эмоционально-экспрессивные особенности представителей конкретных этнических общностей в процессе восприятия воспитательных воздействий;
- своеобразие проявления конфликтных отношений в ходе воспитательного воздействия у различных наций и народностей;
- результативность воспитательной работы в зависимости от применяемых методов психологического воздействия на людей той или иной национальности.
История зарубежной психологии
Различия в культуре, правах, физическом облике и обычаях племен и народностей отмечали еще древнегреческие мыслители. Знаменитый врач Гиппократ в своем труде «О воздухах, водах и местностях» физические и психические особенности различных народов непосредственно связывал с географическим положением и климатическими условиями местности, где проживал данный народ.
Предположение о том, что южный и северный климат по-разному влияет на организм, а, следовательно, и на психику человека, отмечал и Демокрит.
Широкое распространение в социологии XVI-XVIII вв. получило географическое направление, суть которого заключается в признании климатических и других природных условий в качестве главного, определяющего фактора развития человеческого общества. Географическую теорию исторического процесса использовали многие социологи в своих попытках объяснить, почему человеческий род делится на отличные друг от друга расы, племена, нации и народности, почему нельзя найти в мире двух народов, одинаковых по своим этническим, физиологическим, психическим признакам, по быту и культуре, и т.д.
Из наиболее видных представителей географической школы в социологии известен французский социолог XVI в. Жан Боден. Им предложена концепция о влиянии климата, почвы, природного ландшафта на нравы и характер народов. Развитие положений его концепции можно найти в трудах французского просветителя XVIII в. Шарля Луи де Секонда, барона де Монтескье. В своем труде «О духе законов» Монтескье утверждает, что порядки и нравы, существующие у разных народов, основаны на законах, вытекающих из природы вещей. Психология нации, по Монтескье, представляет собой сочетание нравственных качеств и обычаев, при этом нравы регулируют психику народа, а обычаи - внешние его поступки.
Монтескье, как представитель географического направления в социологии, различия между нациями искал главным образом во влиянии различного климата на организм человека. Он считал, что народы холодного климата выносливы и мужественны, а народы жаркого климата физически слабы и робки. У народов различного климата, по мнению Монтескье, различны характер ума и эмоций, они отличаются по степени чувствительности к физическим и эмоционально-психическим воздействиям. Люди севера менее чувствительны к наслаждениям, так как они находят удовольствие в любой деятельности, в борьбе с природными силами. Они менее чувствительны к ощущению боли, и у них с меньшей силой проявляется чувство любви между полами. Люди же южного климата, наоборот, тяжелее переносят боль, эмоционально чувствительны и любвеобильны.
По мнению Монтескье, кочевые скотоводческие народы, не занимающие определенного пространства с точно обозначенными границами, народы, у которых отсутствует земельная собственность, имеют свою специфическую психологию, свои формы политического устройства, свои принципы морали, обычаи и быт, отличающие их от земледельческих народов.
Географическое направление в социологии во второй половине XIX в. нашло свое развитие в трудах английского социолога Д. Дрэпера. Дрэпер пытайся объяснить все явления общественной жизни, в том числе и национальные различия, физиологическими причинами, которые в свою очередь зависят от климатических условий. Причем влиянию климата, подчеркивает Дрэпер, «подвергаются не только сложение, развитие черепа, а, следовательно, и умственная сила, но и нравы и обычаи, то есть различные способы цивилизации».
Переходя от отдельного человека к нациям, Дрэпер указывает, что нации в своем развитии проходят те же этапы, что и индивидуумы, - детство, молодость и старость. Как и отдельные люди, некоторые нации едва переживают детство, другие - расцвет, а третьи умирают от старости. При этом Дрэпер считал, что о характере и уровне нации надо судить по нравам и уровню наиболее развитой руководящей элиты.
Судьба каждой нации, согласно концепции Дрэпера определяется климатом.. Метеорологические контрасты составляют основу того, что земной шар заселен разнообразными нациями Дрэпер лишь вскользь замечает, что климат и метеорологические различия все более сглаживаются техническим прогрессом, что влечет за собой однообразие в нравах и физиологическом строении.
Абсолютизация роли географической среды в формировании и развитии черт характера этнической общности неизбежно ведет к утверждению о неизменности этих черт, вне зависимости от этапа исторического развития нации. В одной и той же географической зоне, как правило, живут разные народы. Если бы черты их национальной психики обусловливались лишь одной географической средой, то эти народы по своим этническим признакам были бы идентичны. В действительности же дело обстоит далеко не так.
Во второй половине XIX в. в этнопсихологии возникло новое направление - антропологическая школа в социологии {или социальный дарвинизм). Сторонники этого направления переносили открытые Даренном биологические законы на явления общественной жизни, а также стремились обосновать теорию о непосредственном влиянии анатомо-физиологических особенностей людей на их психику, выводить черты психического облика из биологических признаков. Представителем школы социального дарвинизма является английский социолог Бенджамен Кидд. В своей книге «Социальная эволюция» Кидд указывает, что органический мир представляет собой сцену непрерывного соперничества не столько между различными видами, сколько между отдельными индивидуумами. Кидд считал, что человек не может избежать этой борьбы за существование, этому же закону подчинена и жизнь наций. В качестве сильной нации Кидд выделяет англосаксов, оправдывая колониальную политику Англии. Внутри самих европейских народов Кидд замечает различия лишь «в умственном отношении». Например, французская нация по некоторым умственным чертам, утверждает Кидд, стоит выше других западных народов, в то время как германские народы обладают некоторым социальным превосходством.
Социальный дарвинизм положил начало различным концепциям расизма, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас; о разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые являются создателями цивилизации, призванными к господству, а вторые не способны лаже к усвоению высокой культуры и обречены быть объектами эксплуатации.
В середине XIX в. Ж. Гобино объявил высшей расой светловолосых и голубоглазых арийцев, которых он считал создателями всех высоких цивилизаций, сохранившихся в наиболее чистом виде среди аристократии германских народов. После поражения в первой мировой войне в Германии приобрел популярность «нордический миф» о превосходстве над всеми другими народами северной, или нордийской, расы высокорослых длинноголовых блондинов, якобы связанной генетически с народами, говорящими на германских языках. Однако ввиду несоответствия внешности большинства нацистов (начиная с Гитлера) нордийскому расовому типу идеологи немецкого фашизма все больше стали говорить не о длинноголовых высокорослых блондинах, а о «северной расовой душе».
Новым направлением в этнопсихологии стала концепция "народного духа», сформулированная в 50-х гг. XIX в немецкой философской школой (исторической школой права). Любому этническому образованию приписывалась особая, таинственная субстанция, называемая «народным духом». Уровень социально-экономического развития, своеобразие культуры, нравов, традиций каждого народа стали объяснять как воплощение «народного духа». Методологическая основа этой концепции своими корнями уходит в немецкую классическую философию.
Гегель рассматривает психологические различия между нациями в своем груде «Философия духа». Здесь он дает характеристику отдельных своеобразных черт национальной психики ряда европейских народов. В природе христианских народов Европы, по Гегелю, есть одна общая черта - «преобладающая у них сосредоточенность на своем внутреннем мире». Дальше начинаются различим - видоизменения этой особенности в зависимости от северного или южного положения страны. У итальянцев преобладает подвижность чувства, а у испанцев - устойчивость мышления. Французы, по Гегелю, обладают и тем, и другим качеством - твердостью рассудка и живостью остроумия. Издавна французам ставили в упрек легкомыслие а также тщеславие и стремление нравиться. У англичан, по утверждению Гегеля, больше развито чувство, чем мышление, их можно назвать народом интеллектуального созерцания, поэтому у них так ценят поэтов. Немецкую нацию Гегель считает народом глубоких мыслителей, стремящихся понять глубочайшую природу вещей и их необходимую связь. Немцам свойственно, прежде чем действовать, тщательно обдумать план действий, поэтому они приступают к делу с некоторой медлительностью. Все, что должно быть сделано, должно быть прежде у немцев узаконено на определенных условиях. Этим определяется и свойственный немцам формализм.
Национальные различия, как и различия рас, Гегель считает прочными и неизменными. Но поскольку подлинные причины того, почему у англичан одни черты характера, у французов другие, а у немцев - третьи, Гегелем не раскрываются, его рассуждения об особенностях национальной психики отдельных народов остаются выражением субъективного мнения автора.
Датой рождения этнической психологии принято считать 1859 г., когда приват-доцент кафедры общего языкознания Берлинского университета Г. Штейнталь совместно с философом М. Лазарусом начали издавать специальный журнал - «Журнал этнической психологии и языкознания». Этническую психологию Лазарус и Штейнталь определяли как науку о «духе народа». Все стороны жизни народа - уровень материального производства, продукты его умственного труда, язык и нравы, его семейно-бытовые отношения - этнопсихологи объясняли этим таинственным, непознаваемым племенным духом, который предопределяет и будущее нации.