Этническая психология должна была постичь сущность народного духа путем исследования «собственных продуктов» народного духа - языка, мифов, религии, искусства, нравов, обычаев, а также истории отдельных народов.
Идею создания психологии народов как особой отрасли науки отстаивал другой немецкий философ и психолог - Вильгельм Вундт. Этническая психология мыслилась Вундтом как дополнение к индивидуальной психологии. Основная работа Вундта по этнопсихологии - его двухтомный труд «Психология народов», вышедший в 1900 г. Сущность психологии народов Вундт понимал несколько в ином свете, чем Лазарус и Штейнталь. Он отрицал в народном духе наличие независимого от индивидуумов субстанционального ядра. Вундт утверждал так называемое актуальное понимание природы души, согласно которому народный дух является продуктом совместного существования людей. Он имеет такую же реальность, как душа индивидуальная. Объекты рассмотрения этнопсихологии Вундт суживает до тех же мифов, языка и обычаев.
В понимании сущности и задач этнопсихологии Вундт пошел по тому же пути, что и Лазарус и Штейнталь. «Психологическое» изучение ограниченных областей духовной жшни - языка, мифов и обычаев - в лучшем случае может дать некоторые факты, позволяющие только говорить о наличии в характере отдельных народов тех или иных нюансов, своеобразных оттенков. Оно не может претендовать на объяснение природы последних, ибо источник этнической психики находится в изменяющихся и развивающихся материальных и социальных условиях жизни народа (а не в «продуктах духа»).
Сторонником концепции «народного духа» в начале XX в был французский социолог Густав Лебон, который все явления общественной жизни объяснял состоянием «расовой души», которую он считал столь же устойчивой, как и анатомическая организация расы. Лебон утверждал, что судьбой любого народа руководят в большей степени умершие поколения, чем живущие. Расовый дух, по его словам, определяет характер правительства народа, создает его верования общественные институты.
В 60-х гг. XX в. в зарубежной этнопсихологии наибольшее распространение получила концепция «национального характера». В рамках данной концепции национальный характер понимается как комплекс определенных психологических черт, присущих представителям данной нации. При этом допускается предположение, что люди, принадлежащие к одной нации, во многом похожи друг на друга и в некотором отношении отличаются от людей других национальностей.
В числе представителей данной концепции можно назвать французского этиолога К. Дю Буа. Вкладом Дю Буа в этнопсихологию было введение понятия «модальная личность». Модальная личность - это абстрактный индивидуум, носитель специфических черт этноса, наиболее часто повторяемый тип личности внутри нации. Каждая конкретная структура модальной личности может встречаться в любой нации, но преобладающей она может быть лишь в одной нации. Таким образом, авторами этой концепции этническая психология сводится к тем характеристикам и образцам личности, которые типичны у взрослых членов данной нации или народности.
Во второй половине XX в. в зарубежной этнопсихологии получили распространение концепции, связанные с изучением влияния культуры на формирование национального характера. Сторонники этого направления занимаются психологическим анализом культуры нации, выявлением данных о культурной среде, в которой протекает жизнь индивидуума, формируются его поведение и привычки.
Автором одной из таких концепций - концепции основной личностной структуры - является американский этнограф А Кардинер, считающий детерминантом национальной психологии культуру, действующую на личность и формирующую ее.
Концепция Кардннера обнаруживает взаимосвязь с теорией психоанализа 3 Фрейда. Согласно Кардинеру. психика различных «культурных» типов личности обусловливается практикой воспитания детей в самом раннем возрасте - продолжительностью и частотой кормления ребенка молоком матери, способами пеленания и купания детей и т.д. Именно от этих «опытов раннего детства» зависит то, насколько у детей подавляются или сублимируются бессознательные импульсы, инстинктивные желания и эмоции. Это, в свою очередь, определяет черты характера человека в его взрослой жизни. Конкретные формы «опытов детства» зависят от содержания и уровня развития культуры. Следовательно, для различных культур характерны различные образцы личности, различные типы психических черт наций.
История отечественной этнопсихологии
В России, как и в других странах, этнопсихология как наука возникла на базе этнографических исследований. В 1846 г. по инициативе Русского географического общества были организованы этнографические исследования народностей России. При этом большое внимание было уделено этнографии психической, которая предусматривала изучение народной психологии в зависимости от этнической специфики быта, культуры, условий жизни, семейных отношений, воспитания и т. п. Однако и до 1846 г. в России в трудах путешественников, историков, географов, языковедов и писателей эпизодически встречались несистематизированные описания психологических особенностей различных этнических групп.
Главными направлениями этнопсихологических исследований на данном этапе были попытки описания наиболее типичных психологических черт разных народов, а также сравнение черт разных этнических групп.
Представителем описательного подхода в этнопсихологии в 60-х гг. XIX в. был Н.Я. Данилевский. Биолог по образованию. Н.Я. Данилевский выдвинул теорию культурно-исторических типов. Эта теория опровергала положение о наличии общей для всего человечества цивилизации и доказывала существование нескольких частных цивилизаций - культурно-исторических типов. Согласно Н.Я. Данилевскому, человечество делится на несколько основных типов. Эти типы не сравнимы друг с другом, поскольку каждый из них развивает свою сторону человеческого духа Все цивилизации отличаются друг от друга тремя основными особенностями:
1) этнографическими, проявляющимися в психическом строе народа;
2) религиозными;
3) исторического развития.
В рамках описательного подхода в этнопсихологии Н.Я Данилевский предлагает выделять особые черты национального характера. Особенности национального характера проявляются в трех сферах: умственной, эстетической и нравственной. Об умственной сфере нации можно судить по развитию науки, в специфике которой отразилось бы своеобразие умственных качеств нации. Об эстетической сфере можно судить, проводя сравнительный анализ литературы, живописи разных культурно-исторических типов «Нравственные этнографические признаки» Н Я. Данилевский уравнивает с психологическими чертами.
Н.Я Данилевский рассматривает основные характеристики славянского культурно-исторического типа, противопоставляя его европейскому (романо-германскому) типу. Одним из основных «нравственных этнографических признаков» славян Н Я Данилевский считает их «терпимость» в отличие от «насильственности» европейцев. Как пример насильственности европейцев Н.Я Данилевский приведет религиозную нетерпимость Запада (походы крестоносцев, Варфоломеевская ночь, костры инквизиции) и колониальную политику (конкистадоры, торговля неграми). Наличие терпимости в характере славян подтверждает их отношение к смертной казни (которую осуждал Владимир, отвергал Мономах и которая была отменена в России раньше, чем на Западе). Терпимость славян проявилась и в том, что полудикие племена, различные народности, приобщенные к России, не были обращены в рабство.
В.С. Соловьев - известный русский философ и публицист второй половины XIX в - изучал специфику национального характера русского народа, сравнивая идеалы и ценностные ориентации русских с ценностями других этнических групп. С точки зрения В.С. Соловьева, русский народ не имеет целей власти над другими народами (что является важным побудительным мотивом других наций) шумной славы» (что характерно для французов), или идеалов честности и порядочности (характерных для немцев). Русским присущ «нравственно-религиозный идеал». Поэтому миссия русского народа, по B.C. Соловьеву, состоит в религиозном примирении Востока и Запада.
Метод, которым пользовался B.C. Соловьев для выявления специфики национальных идеалов, - анализ устойчивых словосочетаний языка, типа «добрая старая Англия», «святая Русь» и т. д. Идиоматические словосочетания языка позволяют выявить особенности национального самосознания, национальных чувств и традиций народа. Приведенные словосочетания, например, показывают приверженность англичан традициям глубокой старины и их стремление остаться самобытным народом; религиозную святость русского народа.
Таким образом, отечественные исследования конца XIX - начала XX в объединены общей тематикой - изучением национальною характера народа, народной души. Эти работы основывались на сравнительном принципе. Характерологические особенности русских, как правило, противопоставлялись либо народам Западной Европы, либо народам Востока.
Попытки объяснения самих психологических особенностей народного духа в исследованиях данного этапа встречаются редко. Они преимущественно сводятся к географическим либо историческим факторам. В описательных исследованиях не использовался эксперимент, методическая основа исследований была слабой, поэтому в трактовке особенностей национального характера присутствовал субъективизм.