Второй этап в развитии этнической психологии в России может быть назван методологическим. Он связан с определением статуса, предмета, метода, понятийного аппарата этнопсихологии. Характерным для этого этапа является также привлечение профессиональных психологов в этнопсихологию и возникновение первых экспериментальных исследований.
Проблема предмета и метода этнопсихологии была поднята во второй половине XIX в. Один из активных деятелей Русского географического общества К.Д. Кавелин предложил метод, состоящий в изучении психологии народа по продуктам его духовной деятельности - фольклору, верованиям и т. д. (идея, реализованная за рубежом Вундтом).
В 20-е гг. XX в. вопрос о предмете и методе этнопсихологии был поднят русским философом Г.Г Шпетом. Густав Шпет был первым в России, кто читал в Московском университете курс этнической психологии. Основной труд Густава Шпета по этнопсихологии - «Введение в этническую психологию» - был опубликован в 1927 г. Этническая психология, с точки зрения Шпета, должна быть описательной, а не объяснительной наукой. Предметом этих описаний являются, по Шпету, все социальные явления - язык, мифы, нравы, религия, наука и т.д.
С иным видением предмета этнопсихологии выступил В. М. Бехтерев, считавший, что психологией народов должна заниматься специальная наука - коллективная рефлексология. С точки зрения Бехтерева, каждая нация имеет свой темперамент и свои особенности умственного развития, которые наследственно закреплены и передаются новым членам этнической общности. А «все остальное, что характеризует нацию, зависит от ее общественной жизни» и может быть изменено. Поэтому изучение мифов, обычаев и языка народов Бехтерев не рассматривал как цели этнической психологии.
В конце 20-х гг. проблемы этнической психологии оказались в поле зрения культурно-исторической школы, во главе которой стоял Л.С Выготский. Предметом этнической психологии Л.С. Выготский считал изучение исторического развития поведения и кросскультурные исследования, т. е. межэтнические сравнительные психологические исследования представителей разных обществ, а основным методом этнопсихологии – инструментальный.
Л.С Выготским в конце 20-х гг. была подготовлена программа научно-исследовательской работы по педологии национальных меньшинств. Он предлагал в центр исследования поставить изучение национальной среды, того, что определяет этническое своеобразие психических процессов. Он также предлагал изучать психику детей в сравнении не с психикой «стандартного» ребенка, а с психикой взрослого той же этнической группы, принадлежащего к той же культурной среде.
Проверка идей культурно-исторической школы была проведена А.Р. Лурия в ходе экспедиции в Узбекистан (1931-1932 гг.). А.Р. Лурия было показано, что изменения общественно-исторических укладов, характера общественной жизни и быта вызывают перестройку психических процессов узбеков. Проведенные группой Лурия исследования познавательных процессов узбекских крестьян (восприятия, мышления, воображения) выявили изменения их формы и содержания. Вслед за изменением характера общественной практики происходит переход от неопосредованных психических процессов к опосредованным формам психической деятельности.
Начавшиеся в начале 30-х гг. гонения на психологию прервали естественный ход развития этнической психологии на несколько десятилетий. Она была записана в разряд буржуазных наук со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Возврат к этнопсихологической проблематике, начавшийся в 60-х гг., был осложнен неразработанностью методического и категориального аппарата и отсутствием подготовленных специалистов. Тем не менее в 70-х гг. начали появляться отдельные теоретические и экспериментальные работы по данной тематике.
Теоретические работы были посвящены преимущественно разбору и критике зарубежных концепций. Экспериментальные исследования этого периода можно условно разделить на три группы. К первой относятся социально-психологические исследования (Г В. Старовойтова, Л.М. Дробижева и др). Вторая группа работ, выполнявшихся сотрудниками института языкознания АН СССР, связана с этнопсихолингвистической тематикой, национально-культурной спецификой вербального и невербального поведения. К третьей группе относятся исследования вербального мышления, развивающие идеи культурно-исторической школы Л.С Выготского.
Дискуссионным оставался вопрос о дисциплинарной принадлежности этнической психологии. Этнопсихологию предлагали считать разделом этнографии, социальной психологии, и даже общей психологии.
Интерес к этнопсихологии в нашей стране возрос с конца 80-х годов, что связано с возникновением в различных регионах страны очагов межнациональной напряженности. В настоящее время этнопсихологические исследования проводятся в различных регионах страны.
Экспериментальные исследования в области этнопсихологии ведутся по трем направлениям. Во-первых, изучаются конкретные национально-психологические особенности различных народов. Во-вторых, проводятся социологические и социально-психологические исследования межнациональных отношений в России и СНГ. В-третьих, изучается этнокультурная и этнопсихологическая специфика вербального и невербального поведения представителей различных национальных общностей.
Методы этнопсихологии.
Различия в предмете изучения делят все этнопсихологические исследования на две большие группы - межэтнические и внутриэтнические. При межэтнических исследованиях предметом обследования являются представители двух или более этнических групп, результаты, полученные в ходе психологического исследования этнических групп, сравниваются между собой. В случае внутриэгнических исследований изучают представителей только одной этнической группы (например, исследуют этническое самосознание конкретного народа, отношение к другим этническим группам, поведенческие реакции в отношении представителей других наций). Методические приемы, применяющиеся в этих двух основных направлениях исследовании, также существенно различаются.
Методы межэтнических исследований
Межэтнические (или кросскультурные) исследования направлены на сравнительное изучение психологического своеобразия национальных общностей. Цели таких исследований могут быть различными изучение познавательных процессов, личностных характеристик, социально - психологических особенностей и т. д. представителей разных наций.
Межэтнические исследования имеют традиционную схему построения. В зависимости от целей подбирается методика, адекватная поставленным задачам, и по ней проводится сравнительное исследование испытуемых двух и более этнических групп. Результаты обеих групп сопоставляются и анализируются. Методика выбирается из арсенала методов, созданных в других отраслях психологии, и в неизмененном виде применяется в ходе этнопсихологического исследования.
Первое кросскультурное исследование было проведено Риверсом в 1901-1905 гг. во время антропологических экспедиций в Новую Гвинею и Австратою. Ривсрс исследовал особенности восприятия аборигенов и впоследствии сопоставил полученные данные с данными по психологии восприятия европейцев. Таким образом было экспериментально доказано, что аборигены в меньшей степени подвержены зрительным иллюзиям, чем европейцы. Работа Риверса положила начало множеству аналогичных эмпирических исследований по изучению психологических особенностей национальных общностей.
Введение в начале XX в. в практику этнопсихологических исследований методов психометрии началось с применения «тестов интеллекта» для определения расовых или этнических различий. На протяжении более чем полувека одной из задач диагностики интеллекта признавалось измерение количественных различий интеллектуального уровня не только индивидуумов, но и целых рас. Результаты выполнения «тестов интеллекта» отдельными представителями этноса трактовались как показатель психических возможностей данной этнической группы. Эта глобальная ошибка - сведение интеллектуальных различий к коэффициенту умственного уровня - вытекала из представлений об интеллекте как обшей врожденной способности, измеряемой с помощью тестов.
«Тесты интеллекта». Тесты, традиционно называемые «тестами интеллекта», берут свое начало от ранних шкал Бине-Симона. Среди многих интерпретаций шкал Бине-Симона наибольшую популярность в практике этнопсихологических исследований приобрел американский вариант, который был разработан в Стэнфордском университете в 1916 году. Именно в этом варианте был впервые использован коэффициент интеллектуальности 1Q, или отношение между умственным и хронологическим возрастом Индивидууму предлагается выполнить ряд заданий (всего их около 30) - различить несколько видов продуктов, имитировать простые жесты, назвать словами части тела, которые оцениваются определенным баллом, сумма баллов даст уже упоминавшийся IQ.
Проективные методики. Довольно широкое применение в этнопсихологии нашел тест Роршаха. Человеку дается десять карт: на пять из ник нанесены черно-белые «кляксы», а на остальные - полихромные, с неодинаковой интенствностью тонов. Тест рассчитан на определение степени воображения (первоначально он был разработан для клинических исследований в психиатрических больницах). Суть теста состоит в том, что испытуемый должен сказать, что он видит в «кляксах»: определенных людей или животных, или неодушевленные предметы, а также определить, какое эмоциональное состояние вызывает у него разглядывание «клякс».
Практика применения метода Роршаха в этнопсихологии вызывает разноречивые оценки. Многие считают, что результаты зависят от культурной среды испытуемого, что их необходимо трактовать по-разному для разных культур, но тогда тест теряет свое значение «стандартизированного инструмента» и становится непригодным для межнациональных сравнительных исследований. Указывается также, что необходимо делать поправки на цвета в картах, так как у отдельных народов некоторые из них имеют особое традиционное значение. Так, у самоанцев белый цвет - знак невинноти и чистоты, и они отдают ему предпочтение, что отрицательно сказывается на технике проведения и толкования теста.