Смекни!
smekni.com

по курсу «Экология» (стр. 6 из 9)

Второй этап в развитии этнической психологии в России может быть назван методологическим. Он связан с определением статуса, предмета, метода, поня­тийного аппарата этнопсихологии. Характерным для этого этапа является также привлечение профессиональных психологов в этнопсихологию и возникновение первых экспериментальных исследований.

Проблема предмета и метода этнопсихологии была поднята во второй по­ловине XIX в. Один из активных деятелей Русского географического общества К.Д. Кавелин предложил метод, состоящий в изучении психологии народа по продуктам его духовной деятельности - фольклору, верованиям и т. д. (идея, реа­лизованная за рубежом Вундтом).

В 20-е гг. XX в. вопрос о предмете и методе этнопсихологии был поднят русским философом Г.Г Шпетом. Густав Шпет был первым в России, кто читал в Московском университете курс этнической психологии. Основной труд Густава Шпета по этнопсихологии - «Введение в этническую психологию» - был опубли­кован в 1927 г. Этническая психология, с точки зрения Шпета, должна быть опи­сательной, а не объяснительной наукой. Предметом этих описаний являются, по Шпету, все социальные явления - язык, мифы, нравы, религия, наука и т.д.

С иным видением предмета этнопсихологии выступил В. М. Бехтерев, счи­тавший, что психологией народов должна заниматься специальная наука - кол­лективная рефлексология. С точки зрения Бехтерева, каждая нация имеет свой темперамент и свои особенности умственного развития, которые наследственно закреплены и передаются новым членам этнической общности. А «все остальное, что характеризует нацию, зависит от ее общественной жизни» и может быть из­менено. Поэтому изучение мифов, обычаев и языка народов Бехтерев не рассмат­ривал как цели этнической психологии.

В конце 20-х гг. проблемы этнической психологии оказались в поле зрения культурно-исторической школы, во главе которой стоял Л.С Выготский. Предме­том этнической психологии Л.С. Выготский считал изучение исторического раз­вития поведения и кросскультурные исследования, т. е. межэтнические сравни­тельные психологические исследования представителей разных обществ, а основ­ным методом этнопсихологии – инструментальный.

Л.С Выготским в конце 20-х гг. была подготовлена программа научно-исследовательской работы по педологии национальных меньшинств. Он предла­гал в центр исследования поставить изучение национальной среды, того, что оп­ределяет этническое своеобразие психических процессов. Он также предлагал изучать психику детей в сравнении не с психикой «стандартного» ребенка, а с психикой взрослого той же этнической группы, принадлежащего к той же куль­турной среде.

Проверка идей культурно-исторической школы была проведена А.Р. Лурия в ходе экспедиции в Узбекистан (1931-1932 гг.). А.Р. Лурия было показано, что из­менения общественно-исторических укладов, характера общественной жизни и быта вызывают перестройку психических процессов узбеков. Проведенные груп­пой Лурия исследования познавательных процессов узбекских крестьян (воспри­ятия, мышления, воображения) выявили изменения их формы и содержания. Вслед за изменением характера общественной практики происходит переход от неопосредованных психических процессов к опосредованным формам психиче­ской деятельности.

Начавшиеся в начале 30-х гг. гонения на психологию прервали естествен­ный ход развития этнической психологии на несколько десятилетий. Она была записана в разряд буржуазных наук со всеми вытекающими отсюда последствия­ми.

Возврат к этнопсихологической проблематике, начавшийся в 60-х гг., был осложнен неразработанностью методического и категориального аппарата и от­сутствием подготовленных специалистов. Тем не менее в 70-х гг. начали появ­ляться отдельные теоретические и экспериментальные работы по данной темати­ке.

Теоретические работы были посвящены преимущественно разбору и крити­ке зарубежных концепций. Экспериментальные исследования этого периода мож­но условно разделить на три группы. К первой относятся социально-психологические исследования (Г В. Старовойтова, Л.М. Дробижева и др). Вто­рая группа работ, выполнявшихся сотрудниками института языкознания АН СССР, связана с этнопсихолингвистической тематикой, национально-культурной спецификой вербального и невербального поведения. К третьей группе относятся исследования вербального мышления, развивающие идеи культурно-исторической школы Л.С Выготского.

Дискуссионным оставался вопрос о дисциплинарной принадлежности этни­ческой психологии. Этнопсихологию предлагали считать разделом этнографии, социальной психологии, и даже общей психологии.

Интерес к этнопсихологии в нашей стране возрос с конца 80-х годов, что связано с возникновением в различных регионах страны очагов межнациональной напряженности. В настоящее время этнопсихологические исследования проводят­ся в различных регионах страны.

Экспериментальные исследования в области этнопсихологии ведутся по трем направлениям. Во-первых, изучаются конкретные национально-психоло­гические особенности различных народов. Во-вторых, проводятся социологиче­ские и социально-психологические исследования межнациональных отношений в России и СНГ. В-третьих, изучается этнокультурная и этнопсихологическая спе­цифика вербального и невербального поведения представителей различных на­циональных общностей.

Методы этнопсихологии.

Различия в предмете изучения делят все этнопсихологические исследования на две большие группы - межэтнические и внутриэтнические. При межэтниче­ских исследованиях предметом обследования являются представители двух или более этнических групп, результаты, полученные в ходе психологического иссле­дования этнических групп, сравниваются между собой. В случае внутриэгнических исследований изучают представителей только одной этнической группы (на­пример, исследуют этническое самосознание конкретного народа, отношение к другим этническим группам, поведенческие реакции в отношении представителей других наций). Методические приемы, применяющиеся в этих двух основных на­правлениях исследовании, также существенно различаются.

Методы межэтнических исследований

Межэтнические (или кросскультурные) исследования направлены на сравнительное изучение психологического своеобразия нацио­нальных общностей. Цели таких исследований могут быть различными изучение познавательных процессов, личностных характеристик, социально - психологических особенностей и т. д. представителей разных наций.

Межэтнические ис­следования имеют традиционную схему построения. В зависимости от целей под­бирается методика, адекватная поставленным задачам, и по ней проводится срав­нительное исследование испытуемых двух и более этнических групп. Результаты обеих групп сопоставляются и анализируются. Методика выбирается из арсенала методов, созданных в других отраслях психологии, и в неизмененном виде при­меняется в ходе этнопсихологического исследования.

Первое кросскультурное исследование было проведено Риверсом в 1901-1905 гг. во время антропологических экспедиций в Новую Гвинею и Австратою. Ривсрс исследовал особенности восприятия аборигенов и впоследствии сопоста­вил полученные данные с данными по психологии восприятия европейцев. Таким образом было экспериментально доказано, что аборигены в меньшей степени подвержены зрительным иллюзиям, чем европейцы. Работа Риверса положила начало множеству аналогичных эмпирических ис­следований по изучению психологических особенностей национальных общно­стей.

Введение в начале XX в. в практику этнопсихологических исследований ме­тодов психометрии началось с применения «тестов интеллекта» для определения расовых или этнических различий. На протяжении более чем полувека одной из задач диагностики интеллекта признавалось измерение количественных различий интеллектуального уровня не только индивидуумов, но и целых рас. Результаты выполнения «тестов интеллекта» отдельными представителями этноса трактова­лись как показатель психических возможностей данной этнической группы. Эта глобальная ошибка - сведение интеллектуальных различий к коэффициенту умст­венного уровня - вытекала из представлений об интеллекте как обшей врожден­ной способности, измеряемой с помощью тестов.

«Тесты интеллекта». Тесты, традиционно называемые «тестами интеллек­та», берут свое начало от ранних шкал Бине-Симона. Среди многих интерпрета­ций шкал Бине-Симона наибольшую популярность в практике этнопсихологиче­ских исследований приобрел американский вариант, который был разработан в Стэнфордском университете в 1916 году. Именно в этом варианте был впервые использован коэффициент интеллектуальности 1Q, или отношение между умст­венным и хронологическим возрастом Индивидууму предлагается выполнить ряд заданий (всего их около 30) - различить несколько видов продуктов, имитировать простые жесты, назвать словами части тела, которые оцениваются определенным баллом, сумма баллов даст уже упоминавшийся IQ.

Проективные методики. Довольно широкое применение в этнопсихологии нашел тест Роршаха. Человеку дается десять карт: на пять из ник нанесены чер­но-белые «кляксы», а на остальные - полихромные, с неодинаковой интенствностью тонов. Тест рассчитан на определение степени воображения (первоначально он был разработан для клинических исследований в психиатрических больницах). Суть теста состоит в том, что испытуемый должен сказать, что он видит в «кляк­сах»: определенных людей или животных, или неодушевленные предметы, а так­же определить, какое эмоциональное состояние вызывает у него разглядывание «клякс».

Практика применения метода Роршаха в этнопсихологии вызывает разноре­чивые оценки. Многие считают, что результаты зависят от культурной среды ис­пытуемого, что их необходимо трактовать по-разному для разных культур, но то­гда тест теряет свое значение «стандартизированного инструмента» и становится непригодным для межнациональных сравнительных исследований. Указывается также, что необходимо делать поправки на цвета в картах, так как у отдельных народов некоторые из них имеют особое традиционное значение. Так, у самоан­цев белый цвет - знак невинноти и чистоты, и они отдают ему предпочтение, что отрицательно сказывается на технике проведения и толкования теста.