Смекни!
smekni.com

по курсу «Экология» (стр. 1 из 9)

Реферат

по курсу «Экология»

не тему:

«Этническая психология»

Выполнил:

студентка 4 курса, ДО,

факультета «психология»,

Савченко Н.А.

Проверил: Денисова Т.В.

г. Ростов-на-Дону

2007

Содержание:

Введение 3

Предмет, понятийный аппарат, проблемы

и задачи этнопсихологии 3

Связь этнопсихологии с другими науками 9

История зарубежной этнопсихологии 10

История отечественной этнопсихологии 14

Методы этнопсихологии

Методы межэтнических исследований в этнопсихологии 17

Методы внутриэтнических исследований в этнопсихологии 19

Заключение 23

Список использованной литературы 25

Введение

Этносы… народы... нация… В последнее время мы все чаще сталкиваемся с этими словами. Слышим их как на бытовом уровне, так и из уст ученых, политиков, руководителей государства.

Межэтнические отношения стали важнейшим элементом социальной и политической реальности. Этнические конфликты, этническое насилие, к сожалению, сопутствуют новейшей истории России. Общество сегодня расплачивается за отсутствие в прошлом достаточного интереса к специфике межэтнических отношений. Игнорировать эти проблемы опасно, так как они угрожают самой целостности России, а отыскать способы их решения без понимания сознательных и бессознательных устремлений людей, объединенных в этническую общность, невозможно.

Сегодня мы начинаем понимать, что без пристального, внимательного, методически грамотного изучения специфики поведения того или иного этноса невозможно формирование адекватной социальной и государственной политики. В связи с этим особое значение приобретает такая область прикладной социальной психологии, как этническая психология. Датой рождения этнической психологии в качестве самостоятельной научной дисциплины принято считать 1859г., когда немецкие ученые М.Лазарус и Х.Штейнталь ввели в научный обиход понятие «психология народа».

Современная этнопсихология не представляет единого целого как по тематике проблем, так и по методам из изучения.

Тенденция абсолютизма предполагает сравнительный анализ психологических феноменов как одинакого присущих общностям вне зависимости от уровня развития. В результате делается вывод, что представители одного этноса более интеллектуальны, чем другого, поэтому существуют различия между ними, а следовательно, и превосходство одних народов над другими.

И наконец, тенденция универсализма, которая предполагает, что базовые психологические феномены являются общими для всех, но их проявление зависит от их уровня развития и истории народа. Сами же этносы равны и только внешне отличаются друг от друга.

Язык, происхождение, обычаи, материальная культура выступают определяющими признаками этноса, поэтому актуальным является тезис : «Мы – такие-то, а все прочие - другие».

Исследования в области этнической психологии требуют аккуратного и внимательного подхода, ибо необоснованные заключения о психологических особенностях тех или иных народов могут оскорбить их национальные чувства.

Предмет, понятийный аппарат, проблемы и задачи этнопсихологии

Этническая психология - наука о психическом своеобразии людей, принад­лежащих к различным этническим объединениям (родоплеменным организациям, народностям, нациям). Этническая психология возникла на стыке двух гумани­тарных дисциплин: социальной психологии и этнографии, образовав новую от­расль знания, в которой уже определился предмет исследования, проблематика и цели, но еще недостаточно отработана собственная методика и терминология. От­деление этнопсихологии от социальной психологии и этнографии весьма условно, можно сказать, что она представляет собой «психологизированную этнографию».

Этнография, первоначально призванная описывать и анализировать нравы, обычаи, быт различных этносов, их взаимоотношения в семье, ценностные ориен­тации и т д., не может обойти вниманием и собственно психологические характе­ристики народов, но ее больше интересует не столько психологическая, сколько этнокультурная специфика, исторический опыт определенной нации или народа. Подходы этнографии к пониманию сущности этнопсихологических феноменов основываются не на психологических, а на социологических закономерностях.

Предмет этнопсихологии. Проблемы национальной психологии относятся к наиболее сложным в структуре психологической науки. Интерес к выявлению природы национальной психологии проявляют не только психологи, но и этно­графы, физиологи, историки, философы, политики, военные и представители дру­гих наук, в частности такой относительно молодой науки, как валеология.

Национальную психологию нельзя свести только к сфере социальной психо­логии, к сфере культуры, к этнографическому описанию. Национальная психоло­гия имеет свою материальную базу, своих конкретных носителей и отражает то общее, что есть у представителей целой нации, этнической общности в мировоз­зрении, устойчивых формах поведения, чертах психологического облика, в реак­циях, речи и языке, отношениях к другим людям и природе.

Сам факт существования отличий в психологии различных этнических общ­ностей получил довольно широкое признание. Представители этнопсихологиче­ской науки признают наличие специфических психологических черт и особого сочетания этих черт (психического склада) у представителей той или иной этни­ческой общности. Различия могут быть ясно выраженными, могут иметь менее очерченные контуры, но они есть. Конечно, реальность психологии менее ощути­ма, чем, скажем, реальность языка.

Каждые племя, народность, нация в определенную историческую эпоху об­ладают рядом психических особенностей, присущих данной этнической общности и не свойственных другой. Несходные географические, экономические и истори­ческие условия породили значительные различия в психологии таких близких по происхождению, языку и ступени общественного развития человеческих популя­ций, как, например, американцы, австралийцы, новозеландцы и канадцы. В ре­зультате возникли заметно отличающиеся культуры со своими традициями, се­мейным бытом, отношениями между полами, между возрастами, неодинаково воспринимаются религиозные догмы и т д. Вся эта система представлений, куль­туры, поведения и специфических действий, свойственных отдельному народу, и является предметом этнопсихологии.

Психологические особенности этноса выполняют роль защитного механиз­ма, механизма отчуждения (эйленизации) всего поступающего извне. Особенно­сти этноса это - сетка, цензура, призванная выделить постороннее, с тем чтобы принять его и переработать в соответствии со сложившимися в народе нормами или отвергнуть.

Таким образом, на формирование этнопсихологии оказывают воздействие: генетический склад сформировавшейся популяции, климатогеографические усло­вия, влияние коренного и пришлого населения, уровень общей культуры, эконо­мического развития, связи с другими народами, странами.

Методологической основой этнопсихологии как науки являются принципы психологии: детерминизма, единства сознания и деятельности, личностного под­хода.

Принцип детерминизма связан с выявлением причин существования этноп­сихологических явлений. Для того, чтобы правильно осмыслить конкретный эт­нопсихологический феномен, необходимо понять национально-специфические причины и условия, его породившие.

Современная этнопсихологическая наука видит причины этнопсихологиче­ских феноменов в социальных, климато-геофафических, наследственно обуслов­ленных и других факторах, имевших место в процессе формирования той или иной национальной общности. Этнопсихологические особенности народа могут быть следствием социально-исторического своеобразия развития одной нации в отличие от других; результатом сочетания воздействия экономических, политиче­ских социальных и культурных факторов.

Психологический принцип единства сознания и деятельности отражает зависимость этнопсихологических феноменов от особенностей тех видов деятельности, в которые вовлечен представитель национальной общности. С одной сто­роны, общие закономерности конкретной деятельности определяют сходство в психологии субъектов ее осуществления, с другой - национальное самосознание, своеобразное у каждого народа, вносит такое же своеобразие и в формы и резуль­таты самой деятельности.

Принцип личностного подхода требует при изучении любых этнопсихологи­ческих явлений учитывать, что их носителем всегда выступает, во-первых, кон­кретная личность и, во-вторых, представитель конкретной этнической общности, с характерными для них чувствами, мыслями, ценностными ориентациями и т.д. Следовательно, нужно постоянно помнить: в психологии каждою человека присутствует и личностно, и национально особенное.

Понятийный аппарат этнопсихологии. Прежде чем приступать к изуче­нию любой науки, необходимо разобраться в ее дефинициях, т.е. смыслосодержании ее основных понятий. Этнопсихология имеет свой понятийный аппарат, представляющий собой совокупность понятий о тех явлениях и процессах, кото­рые она изучает.

Этническая общность, этнос — исторически сложившаяся устойчивая груп­пировка людей - племя, народность, нация. Этническая общность предполагает общность территории, климато-географических условий, социально-экономического единства и языка населяющих се людей, а также общность и специфичность культуры и быта и факт сознательного самовыделения себя в качест­ве самостоятельной общественной группы. Единство особенностей психического склада рассматривается в качестве важного показателя, характеризующего этни­ческую общность.

Этническая группа - родственная по языку и близкая по культуре общность людей. Этническими группами были, например, древние славяне, разделившиеся впоследствии на несколько этнических объединений - русских, белорусов, укра­инцев. Типичные этнические группы - кельтские народы, потерявшие языковое единство, но сохранившие культурное и этнографическое своеобразие, эскимосы РФ, Канады, США и Гренландии, арабы Азии и Африки.