Смекни!
smekni.com

Криминалистика (стр. 28 из 69)

Изобличению подозреваемого во лжи, побуждению его к даче правдивых показаний на первых допросах способствует такой прием, как «создание преувеличенного представления об осведомленности следователя».

Создание у допрашиваемого преувеличенного представления об осведомленности следователя, необходимо в тех случаях, когда в системе собранных по делу доказательств имеются пробелы. Такое положение обычно возникает при допросе подозреваемого, но может сложиться и на допросе обвиняемого, преступная деятельность которого выявлена не в полном объеме. Используемые при этом приемы направлены на то, чтобы скрыть имеющиеся пробелы и создать у подозреваемого (обвиняемого) впечатление о полноте изобличающих данных.

Для создания преувеличенного представления используются приемы рефлексивного управления. Их суть состоит в оперировании достоверными фактами, которые могут быть двояко - правильно и неправильно - истолкованы допрашиваемым лицом. Неправильная оценка достоверных фактов порождает неверные действия допрашиваемого, что объективно приводит к изобличению данного лица.

Создавая впечатление осведомленности, следователь не вправе: использовать заведомо ложные данные; придавать любой, даже достоверной информации, статус доказательств, если она не имеет соответствующего процессуального закрепления; скрывать от допрашиваемого сведения, которые он вправе знать в соответствии с законом; нарушать другие требования, предъявляемые к тактическим приемам.

Приведем пример использования данного приема.

Расследуя факты краж вещей из автомашин граждан на стоянках у гостиниц, следователь получил оперативные данные о причастности к ним Н. Уликами, позволяющими задержать и допросить Н. в качестве подозреваемого или произвести у него обыск, следователь не располагал. С помощью работников уголовного розыска он за короткое время изучил личность Н., его связи, привычки, увлечения, интересы. Вызвав Н., следователь начал с ним беседу на отвлеченные темы. Н. не смог скрыть охватившего его беспокойства. Оно еще более усилилось, когда он убедился, что следователю досконально известны его связи, характер отношений с друзьями, увлечения, запросы и другие обстоятельства его жизни. Полагая, что интерес к нему следователя не случаен, Н. утвердился в мысли, что следователю известно и о его преступлениях. Не выдержав, Н. заявил, что хочет рассказать обо всех совершенных им преступлениях, поскольку «и так все известно».

Тактическая идея приема создание преувеличенного представления такова: подробную информацию следователя о частностях, связанных с главным событием, и умолчание о его важных сторонах допрашиваемый может принять за свидетельство всестороннего знания следователем не только этих, но и главного события, и, признав тактическую борьбу со следователем при этих условиях бесполезной, перейти к даче правдивых показаний.

Если создание преувеличенного представления привело к даче правдивых показаний, то особое внимание должно быть уделено их объективизации, то есть подтверждению этих показаний совокупностью независимых от них фактических данных.

Если собранных по делу доказательств еще недостаточно для того, чтобы изобличить допрашиваемое лицо, важно в полной мере использовать возможности эмоционального воздействия.

Одним из наиболее распространенных приемов указанной группы является внезапность.

Внезапность - такое содержание и порядок действий следователя, которое является неожиданным для допрашиваемого и представляет следователю тактическую инициативу.

Несмотря на то, что предъявление доказательств - решающий аргумент в преодолении установки на ложь, данный тактический прием должен сочетаться так же и с другими приемами, обращенными, прежде всего к эмоциональной сфере допрашиваемого лица. Так, одни из средств нейтрализации противодействия является внезапность. Она заключается в таком содержании и порядке выполняемых действий следователя, которые оказываются неожиданными для допрашиваемых и предоставляют следователю тактическую инициативу.

В ситуации противоборства каждая из сторон прогнозирует действия другой, чтобы на этой основе определить наиболее целесообразную линию поведения. Чем точнее прогноз, тем больше возможности «переиграть» противника. Если один из них совершает действия, не предусмотренные другим, то последний оказывается в невыгодном положении. Изменение обстановки вызывает у него сильные переживания (удивление, растерянность, страх), которые в условиях дефицита времени затрудняют правильную оценку ситуации и принятие верного решения. Поэтому внезапность приносит успех одной стороне за счет ослабления позиций или поражения другой. При допросе она может быть обеспечена за счет различных факторов: а) времени, когда допрос осуществляется в неожиданный для допрашиваемого момент; б) участие в допросе лиц, появление которых, или дача ими показаний является для допрашиваемого неожиданными; в) место проведения следственного действия. Применительно к допросу это будет, например, его проведение без предварительного приглашения, что обычно дает возможность вызываемому обдумать причину вывоза и выбрать приемлемый вариант поведения. Сам факт неожиданной встречи и необычного места его проведения воздействует на допрашиваемого и ограничивает возможность продуманного противодействия следователю; г) смена (изменение) тактической линии поведения следователя, тактических приемов, к которым «приспособился» допрашиваемый; д) осуществление мероприятий, характер, которых неожиданен или неизвестен допрашиваемому.

К рассматриваемой группе приемов относится также использование положительных свойств личности обвиняемого (подозреваемого).

Использование положительных сторон личности допрашиваемого осуществляется путем воздействия, на такие стороны личности допрашиваемого, которые побуждают его осознать свою вину, раскаяться в содеянном преступлении.

Данный прием адресуется и таким свойствам личности, как справедливость, общительность, сострадание и т.д. Как отмечает А.Р. Ратинов, «господствующие в нашем обществе правовые и этические нормы не могут не оказывать положительного воздействия на психику человека, даже если он совершил общественно-опасный поступок. Когда человек понимает несоответствие своих поступков требованием общественной морали, в нем пробуждаются и оказывают влияние на его поведение чувства общественного долга, чести и собственного достоинства, раскаяние, искренности, стыда и иные проживания, объединяемые понятием «угрызения совести».

В ходе допроса следователь: отмечает наличие в психологической структуре допрашиваемого ряда положительных качеств: воля, ум, честность, смелость, профессионализм, ответственность, благородство и т.п.; Сознавая неправомерность своего поведения, обвиняемый (по разным причинам) испытывает сильные эмоциональные переживания. Будучи осознаны и подкреплены аргументами, эти переживания становятся мотивами поведения. Они побуждают обвиняемого к действиям, способным разрешить внутренний конфликт, восстановить психическое равновесие. Один из выходов видится ему в том, чтобы рассказать кому-нибудь о подлинных причинах своего беспокойства, выразить раскаяние в содеянном и получить в ответ так необходимые ему понимания, поддержку, сочувствие. Обвиняемый может сделать это и на допросе, если следователь сумеет распознать и укрепить в нем те мотивы, которые ведут его к даче правдивых показаний. Устойчивость мотивов зависит от силы нравственных качества личности. Воздействуя на них, следователь преодолевает оборонительную позицию правонарушителя, что приводит к изменению характера взаимоотношений место конкуренции, соперничества занимает сотрудничество и взаимопомощь. Практика показывает, что стимулирование положительных свойств приносит определенные результаты, когда подозреваемый (обвиняемый) не слишком упорно отрицает факты, находиться на грани признания и для этого требуется лишь какой-то толчок. Здесь нужно показать несоответствие запирательства и лжи тем положительным чертам характера, которые были свойственны ему до случившегося.

Приведем пример. Так, директор комбината бытового обслуживания Корасев был задержан за дачу взятки. Ранее он был награжден медалью « За боевые заслуги». Следователь сумел показать Корасеву несопоставимость его настоящего со славным прошлым. Это подействовало на Корасева, и он рассказал не только о даче взятки, но и о том, что систематически получал их от подчиненных. В дальнейшем, стремясь искупить вину, исправить причиненное им зло, он активно помогал следствию в полном раскрытии всех фактов взяточничества.

На противоположные свойства воздействует иной тактический прием -использование «слабых мест» личности.

Под слабыми местами понимают такие особенности психики допрашиваемого, знание которых позволяет добиться правдивых показаний при допросе (повышенная вспыльчивость, тщеславие, хвастливость, жадность, развязность, угодливость, беспринципность и т. п.), то есть свойства, нежелательные в психологической структуре личности. А.П. Дербенев предлагает при этом руководствоваться следующими правилами: 1) недопустимость использования следователем при допросе нежелательных психических свойств и состояний лица, если они служат или могут служить причиной формирования у указанного лица низменных побуждений (месть, ревность, и т. п.); 2) на допросе следователь может использовать любые нежелательные психические свойства и состояния допрашиваемого, для того чтобы формировать у последнего нравственно-допустимые мотивы дачи правдивых показаний.

Например, тщеславие следователь может использовать, чтобы сформировать у допрашиваемого нравственно-допустимое стремление доказать свой преступный «профессионализм». Известно, что некоторые преступники болезненно реагирует на отношение к ним со стороны следователя как к «заурядным» правонарушителям, которые не имеют никаких заслуг в преступном мире. Именно тщеславие, стремление предстать перед следователем в выгодном для себя свете (в них понимании) побуждает таких обвиняемых к даче правдивых показаний о других совершенных ими преступлениях. Если обвиняемому свойственна жадность, то следователь может побудить допрашиваемого к даче правдивых показаний путем формирования у него решимости не нести несоразмерную его действиям ответственность за ущерб, причиненный действиями других участков преступной группы. Хвастливость и тщеславие в определенных случаях способны побудить обвиняемого к даче правдивых показаний и их подтверждению на очной ставке со своими соучастниками по мотивам демонстрации перед следователем своего авторитета у преступной группы и своего влияния на них.