Смекни!
smekni.com

Криминалистика (стр. 53 из 69)

«Смена перспективы». Допрашиваемому предлагают мысленно поставить себя на место других участников события и рассказать, что эти лица могли, по мнению допрашиваемого, воспринимать, чувствовать, а так же какие действия при этом совершали. отвечая на вопрос, допрашиваемый может высказать обоснованные предположения о мотивах действий тех или иных лиц, уточнить последовательность, в которой они совершали свои поступки. при этом он становиться более внимательным к второстепенным деталям события, а так же тем обстоятельствам, которые не были для него индивидуально значимыми.

Предъявление предметов, активизирующих у допрашиваемого ассоциативные связи. Процесс вспоминания опирается не только на мыслительные ассоциации, но и на непосредственные зрительные ощущения, оживляющие память допрашиваемого лица. Воспринимая повторно предмет, который он видел в момент расследуемого события, допрашиваемый вспоминает детали, связанные с этим предметом, в том числе расследуемым событием. Для припоминания забытого могут быть предъявлены: орудие преступления; одежда, обувь, личные вещи причастных к событию лиц; фотографии места происшествия; видеозаписи следственных действий; чертежи, аналоги, макеты предметов, с которыми связано расследуемое событие.

Условия применения тактического приема:

- следователь выслушал свободный рассказ допрашиваемого;

- путем постановки вопросов содействовал боле подробному описанию события;

- несмотря на предпринятые усилия, допрашиваемый не смог вспомнить определенные детали события, факты

Близким к рассмотренному выше является тактический прием оглашения показаний других лиц. Он применяется только в том случае, если припоминание забытых фактов не было обеспечено с помощью других тактических средств. Показания оглашаются только в той части, которая касается временно забытых фактов и лишь в том случае, если допрашиваемый может эти факты вспомнить. После оглашения показаний вопросы к допрашиваемому должны носить открытый характер, а не сводиться к выяснению у него, подтверждает ли он эти показания

Использование изобразительных возможностей допрашиваемого. Во время допроса нередко возникает ситуация, при которой допрашиваемый затрудняется описать словами какую-либо ситуацию или объект. В этом случае допрашиваемому целесообразно предложить изобразить данный объект на бумаге, графически. По предложению следователя допрашиваемый может: нарисовать схему места происшествия и указать на ней расположения предметов обстановки; указать на схеме местонахождение каждого участника события; схематически изобразить похищенные вещи, орудия и технические приспособления, использованные преступником и т.п.

Выполняя рисунок, допрашиваемый не только материализует мысленный образ, но и припоминает забытые факты. При необходимости изготовления рисунка со слов допрашиваемого лица может быть привлечен художник-специалист. Изготовленные таким образом схемы, чертежи, рисунки являются приложениями к протоколу допроса и оцениваются наряду с другими доказательствами по уголовному делу.

Повторный допрос по ограниченному кругу обстоятельств.

Следователь должен помнить, что процесс забывания может быть обратимым. При благоприятных условиях забытые события и факты могут быть восстановлены в памяти потерпевшего и свидетеля. как уже было сказано, это вяление в психологии называется реминисценцией. Используя данную психологическую закономерность, можно получить новые данные при повторном допросе свидетеля или потерпевшего. Первый допрос нередко дает толчок к припоминанию забытых обстоятельств, мобилизует возможности памяти и создает благоприятные предпосылки для восполнения пробелов в показаниях в дальнейшем.

Проведение повторного допроса целесообразно, если во время первого допроса:

- допрашиваемый сильно волновался, что отрицательно сказалось на полноте и достоверности его показаний

- допрашиваемый ссылается на то, что забыл определенные обстоятельства дела, но надеется их вспомнить в дальнейшем

- следователь упустил, не воспринял или не занес в протокол часть поступившей от допрашиваемого информации

- допрашиваемый просит допросить его повторно, мотивируя это тем, что вспомнил новые обстоятельства дела

Повторный допрос проводится при условии, что пропуски и пробелы в показания допрашиваемого вызваны забыванием, а не дефектами восприятия. Если какие-либо факты не воспринимались допрашиваемым, не имеет смысла выяснять их на повторном допросе.

Тактика проведения повторного допроса. Повторный допрос проводится по тем вопросам, которые допрашиваемый забыл и затрудняется вспомнить. при необходимости повторный допрос может быть произведен по всем обстоятельствам расследуемого события. такая ситуация нередко возникает при допросе потерпевших, первоначальны показания которых из - за сильных эмоциональных переживаний могут быть односторонними и неполными. в этом случае по окончании первого допроса целесообразно оговорить с потерпевшим время, когда будет произведен его повторный допрос.

Следует учитывать, что зачастую при повторном допросе свидетель или потерпевший помнит и иногда текстуально воспроизводит свои первоначальные показания, а не первичную информацию, основанную на реально произошедших событиях. То есть налицо подмена самого события преступления первоначальными показаниями о нем. Ценность такого повторного допроса сомнительна. Поэтому при производстве повторного допроса допрашиваемого целесообразно попросить мысленно отвлечься от своих показаний на первом допросе и повторные показания давать только на основе того, что ему довелось воспринимать с помощью органов чувств. При этом допрос не следует начинать с вопроса о том, подтверждает ли допрашиваемый ранее данные показания.

При повторном допросе отрицательную роль может сыграть также неправильное понимание допрашиваемым лицом сущности предупреждения об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Иногда даже добросовестные свидетели в силу этого обстоятельства избегают вносить изменения и дополнения в свои прежние показания, хотя необходимость в этом очевидна. Поэтому, на наш взгляд, при повторном допросе целесообразно разъяснить свидетелю или потерпевшему, что само по себе устранение неточностей и ошибок в показаниях, зафиксированных при предыдущих допросах, не свидетельствует об их ложности. Настаивание же на прежних показаниях при очевидной ошибочности отдельных их положений может свидетельствовать о перерастании добросовестного заблуждения при первоначальных показаниях в преднамеренную ложь. Именно по этой причине следователь при повторном допросе должен особо обращать внимание на то, чтобы свидетель или потерпевший сообщал ему фактические данные, имеющие отношение к расследуемому преступлению.

Причины расхождений в показаниях должны следователем тщательно выясняться и сопоставляться с условиями восприятия, запоминания и воспроизведения событий допрашиваемым лицом. Только такой подход позволяет правильно оценить достоверность повторных показаний.

Особо хотелось бы обратить внимание на случаи изменения показаний потерпевшими, которые, как показывает практика, особенно подвержены внушению и самовнушению. В силу своего положения, под влиянием различных причин, таких, как внезапность преступного посягательства, сильный испуг, они чаще всего неосознанно воспринимают те или иные обстоятельства преступления и нередко воспроизводят их в искаженном виде. Повторные допросы зачастую расцениваются ими как своего рода недоверие следователя к их показаниям и побуждают упорствовать в своем заблуждении.

4. Допрос свидетелей и потерпевших в ситуации конфликтного взаимодействия

Следует отметить, что конфликтную ситуацию легче предупредить, чем разрешить. В немалой степени этому способствует установление должного психологического контакта (включает выбор формы приглашения на допрос, беседу на отвлеченную тему, проявления внимательного, уважительного отношении к личности допрашиваемого и т.п.). Имеет значение и фора предупреждения об уголовной ответственности за отказ от дачи и за дачу заведомо ложных показаний. Предупреждение лица, которое может дать ложные показания или попытается скрыть правду, должно быть сделано достаточно четко и ясно. Желательно разъяснить такому лицу, что ложными считаются не только показания, в которых сознательно извращается истина, но также и ссылка на то, что «не видел», «не заметил», «не помню», если в действительности видел, заметил, запомнил. Допрашиваемому можно сообщить, что у следствия есть много способов установить истину и изобличить лицо в сообщении ложных сведений.

При допросе недобросовестных свидетелей и потерпевших важно выяснить и нейтрализовать мотивы их негативной установки.

Мотивами дачи ложных показаний свидетелем могут быть:

- страх перед возможной местью со стороны подозреваемого (обвиняемого);

- ложно понимаемое чувство товарищества;

- стремление скрыть собственное неблаговидное поведение;

- негативное отношение к деятельности правоохранительных органов и т.д.

Во многом аналогичны мотивы дачи ложных показаний потерпевшим (наличие особых отношений с обвиняемым или подозреваемым; боязнь мести; оказываемое на потерпевшего физическое или психологическое воздействие со стороны обвиняемого или его окружения; боязнь огласки собственного неблаговидного поведения и т.д.)

Соответственно причинам избираются и тактические приемы допроса, когда:

- допрашиваемому разъясняется, что подозреваемый (обвиняемый) менее опасен, если будет изобличен в совершении преступления и привлечен к уголовной ответственности, а так же то, что уголовно-процессуальный закон предусмотрел способы обеспечения безопасности свидетеля, потерпевшего и их близких (ч. 9 ст. 166, ч. 2 ст. 186, ч. 8 ст. 193, п. 4 ч. 2 ст. 241, ч. 5 ст. 278 УПК РФ);