При значительном обугливании бумагу желательно увлажнять водяным паром. Для этого в сосуд помещается подставка с чистой стеклянной пластинкой, на которую кладется обуглившийся документ. Под подставкой, на дно сосуда помещается меньший сосуд с кипятком. После того как документ достаточно увлажнится и приобретет упругость, его расправляют на стекле.
Документ, обуглившийся в сложенном виде, разделяется с помощью скальпеля на несколько крупных частей. Каждая часть обрабатывается отдельно и помещается на отдельное стекло. Если сгоревший документ состоит из нескольких листов, которые в результате горения слиплись между собой, производят более сильное увлажнение, а затем листы разъединяют, используя при этом легкий поток горячего воздуха.
Документы, подвергшиеся испепелению, увлажнять не следует. Части испепеленного документа помещаются между двумя чистыми стеклами и окантовываются.
Возможность прочтения текста сожженных документов зависит от химического состава, физических свойств бумаги и красителя штрихов. Иногда текст бывает виден как серые и цветные штрихи на темном фоне. Наблюдаемая картина может быть усилена с помощью контрастирующей съемки, съемки в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах. С этой же целью документ может быть сфотографирован в косопадающем и проходящем свете. Если эти методы не дают положительного результата, может быть применен метод испепеления. Сущность его заключается в том, что сожженный документ помещается между двумя термостойкими стеклами, окантовывается жидким стеклом и подвергается воздействия высокой температуры. Штрихи текста могут быть видимыми на сером фоне испепеленного таким образом текста.
Учитывая, что испепеление относится к разрушающим методам исследования, его применение возможно только с согласия лица, в производстве которого находиться уголовное дело (п. 3 ч.4 ст. 57 УПК).
5. Технико-криминалистическая экспертиза документов
Задачи, решаемые технико-криминалистической экспертизой документов. Данный род криминалистических экспертиз, в зависимости от объектов исследования и разрешаемых задач, подразделяется на несколько видов: исследование реквизитов документов (рукописных записей и подписей), оттисков печатных форм, материалов документов.
Задачи экспертизы реквизитов документов:
• определение способа и давности изготовления документа и его фрагментов
• установление факта и способа изменения его содержания
• выявление слабовидимых и невидимых записей (восстановление первоначального содержания документа)
Экспертиза оттисков печатных форм, включающая исследование полиграфической продукции; текстов, отпечатанных на иных буквопечатающих аппаратах (например, принтерах персональных компьютеров, телетайпах и пр.); оттисков печатей и штампов позволяет устанавливать:
• способ изготовления бланка документа, денежного билета, ценной бумаги, печатной формы;
• наименование и марку полиграфического шрифта, конструктивные особенности печатного оборудования, репрографический аппарат;
• класс, тип, вид, марку, модель принтера персонального компьютера, период выполнения не нем исследуемого текста и др.
Решение задач идентификационного характера позволяет отождествить конкретные технические средства, использованные для изготовления документов (полиграфическое оборудование, множительную технику, пишущую машинку, принтер и пр.), выявить исполнителя машинописного текста.
Экспертиза материалов документов производится для исследования материалов письма (карандашей, паст шариковых ручек, чернил, фломастеров, штемпельных и типографских красок, копировальных бумаг, тонеры к принтерам и копирам и др.), бумаги и картона; клеящих веществ, защитных покрытий, лаков и пр. Вопросы, решаемые данным видом технико-криминалистической экспертизы документов были указаны выше (групповая принадлежность и источник происхождения материалов документов, идентификация материалов документа, установление давности их изготовления и др.)
Образцы, предоставляемые в распоряжение эксперта
Для решения идентификационных задач технико-криминалистической экспертизы документов в распоряжение эксперта предоставляются свободные образцы: рукописные тексты, репрографические копии, оттиски печатей и штампов, которые должны примерно соответствовать времени выполнения документа. В качестве таких образцов могут быть использованы архивные документы, копии приказов, писем и прочей документации.
При идентификации печатей и штампов на экспертизу направляются пять-восемь экспериментальных оттисков, которые должны различаться по силе и направлению нажима, степени окрашивания, быть изготовлены на мягкой и твердой подложках. Если печать или штамп были изготовлены более двух-трех лет назад, необходимы также оттиски, относящиеся к предполагаемому времени изготовления документа. Обнаруженные у подозреваемых печати и штампы следует также направлять на экспертизу, если есть предположение, что ими выполнены оттиски на документах. При идентификации иных печатных форм на исследование направляется либо сама форма, либо оттиски на белой нелинованной гладкой бумаге, изготовленные аналогично оттискам печатей и штампов.
Экспериментальные образцы репрографических копий (четыре-пять) копий получают на том же оборудовании, причем желательно использовать максимально возможный для данного аппарата формат бумаги и тот же масштаб, при котором копировался документ. Помимо копий, необходимо предоставить эксперту основные материалы: бумагу, тонер (5—10 мл).
При исследовании материалов документов в распоряжение эксперта предоставляют сравнительные образцы чернил, пасты-, краски, бумаги, картона, пишущие приборы и пр.
1. Понятие и виды следственного эксперимента
Сущность следственного эксперимента в ст. 181 УПК РФ определяется так: В целях проверки и уточнения данных, имеющих значение для уголовного дела, следователь вправе произвести следственный эксперимент путем воспроизведения действий, обстановки или иных обстоятельств определенного события и совершения необходимых опытных действий и т.д.
Таким образом, по УПК сущность следственного эксперимента слагается из двух компонентов: во-первых, воспроизведение действий, обстановки или иных обстоятельств определенного события и, во-вторых, совершение необходимых опытных действий.
Само собой разумеется, что при этом необходимы практические действия, поэтому следственный эксперимент невозможен без их совершения.
Положения уголовно-процессуальных законов о воспроизведении при следственном эксперименте действий, обстановки или иных обстоятельств определенного события не следует понимать буквально, поскольку невозможно воспроизвести (в точном смысле этого слова) то же самое явление, событие или действие.
Чем большего сходства мы достигнем в совершаемых опытных действиях, и в создании условий, в которых протекали проверяемые действия, тем точнее полученный результат будет соответствовать проверяемому. Фактические же данные, установленные при выполнении следственного эксперимента, будут оцениваться так же, как и любые другие доказательства: лишь в совокупности со всеми имеющимися по делу.
Отсюда следует вывод: законодатель признает следственный эксперимент самостоятельным следственным действием, а протокол его производства, составленный в установленном процессуальным законом порядке - самостоятельным источником доказательств.
Следственный эксперимент следователь проводит сам, причем для достижения поставленных перед экспериментом целей, как правило, не требуется иметь какие-либо специальные знания.
В ходе следственного эксперимента следователь лично воспринимает факты, сведения о которых отражаются в протоколе данного следственного действия.
Представляется необходимым рассмотреть отличие следственного эксперимента и от такого широко распространенного в настоящее время следственного действия, как проверка показаний на месте.
При сравнении следственного эксперимента с проверкой показаний на месте мы видим, что у них есть общая цель - проверка и уточнение данных, имеющих значение для дела. Следственный эксперимент также довольно часто осуществляется по прибытии на определенное место, иногда одинаков и круг участников рассматриваемых следственных действий. Но в то же время между ними наблюдаются глубокие различия.
Производя следственный эксперимент, мы проверяем возможность или невозможность совершения каких-либо действий в определенных условиях и определенным разом. Следственный эксперимент всегда сопряжен с производством опытных действий. При проверке же показаний на месте сопоставляются данные ранее показания лица (лиц) с фактической обстановкой в определенном месте. Следователь, как правило, никаких опытов не проводит, а лишь фиксирует в протоколе то, на что обращает его внимание лицо, чьи показания проверяются, и то, что имеет значение для дела. Обычно это путь следования к какому-либо месту или местонахождение лица в момент какого-либо события. Причем, если следственный эксперимент может быть произведен и в отсутствие ранее допрошенных лиц, то для проверки показаний на месте обязательно присутствие лица, показания которого проверяются.
Следственный эксперимент может быть произведен с одновременным участием обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, а проверка показаний на месте всегда осуществляется с каждым обвиняемым, потерпевшим или свидетелем отдельно.
В ст. 181 УПК РФ говорится: В целях проверки и уточнения данных, имеющих значение для дела, следователь вправе произвести следственный эксперимент путем воспроизведения действий, обстановки или иных обстоятельств определенного события..