- фиксация тревоги на определенных стимулах;
- снижение уровня побуждения, т.е. обесценивание исходных потребностей;
- концептуализация.
Тревога, несмотря на обилие различных смысловых формулировок, представляет собой единое явление и служит обязательным механизмом эмоционального стресса. Возникая при любом нарушении сбалансированности в системе «человек – среда», она активизирует адаптационные механизмы, и вместе с тем при значительной интенсивности лежит в основе развития адаптационных нарушений.
Повышение уровня тревоги обуславливает включение или усиление действия механизмов интрапсихической адаптации. Эти механизмы могут способствовать эффективной психической адаптации, обеспечивая редукцию тревоги, а в случае их неадекватности находят свое отражение в типе адаптационных нарушений, которым соответствует характер формирующихся при этом пограничных психопатологических явлений.
Организация эмоционального стресса предполагает затруднение реализации мотивации, блокаду мотивированного поведения, т.е. фрустрацию. Совокупность фрустрации и тревоги, а также их взаимосвязь с аллопсихической и интрапсихической адаптациями и составляет основное тело стресса.
Эффективность психической адаптации человека напрямую зависит от организации его взаимодействия в микросоциуме. При конфликтных ситуациях в семейной или производственной сфере, затруднениях в построении неформального общения нарушения адаптации отмечаются значительно чаще, чем при эффективном социальном взаимодействии. Также с адаптацией напрямую связан анализ факторов определенной среды или окружения. Оценка личностных качеств окружающих как привлекательных в большинстве случаев сочетается с эффективной психической адаптацией, а оценка таких же качеств как отталкивающих – с её нарушениями.
Но не только анализ факторов окружающей среды определяет уровень адаптации и эмоциональной напряжённости. Необходимо также принимать во внимание индивидуальные качества, состояние непосредственного окружения и особенности группы, в котором осуществляется микросоциальное взаимодействие.
Стрессоустойчивость в подростковом возрасте.
Характеристика подросткового возраста.
Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. И хотя линии психического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода достаточно неопределенны. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие – позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. В традиционнной классификации подростковым возрастом называют период от 11 – 12 до 14 – 15 лет.
Существенные изменения в данном возрасте происходят в эмоционально – волевой сфере. Для подростков характерны:
1) эмоциональная неуравновешенность;
2) возрастание эмоциональной чувствительности;
3) противоречивость чувств;
4) высокая эмоциональная возбудимость, связанная с общим нарастанием возбуждения и ослаблением торможения (поэтому подростки отличаются вспыльчивостью, бурным проявлением своих чувств, страстностью);
5) большая, по сравнению с детьми, устойчивость эмоциональных переживаний (в частности, подростки долго не забывают обиды);
6) акцентирование уникальности и неповторимости собственных переживаний;
7) повышенная тревожность.
Эмоции подростков в значительной мере связаны с общением. Поэтому личностно - значимые отношения к другим людям определяют как содержание, так и характер эмоциональных реакций. Недостаток жизненного опыта приводит к тому, что подросток в основание своего эмоционального талона кладет не общее, повторяющееся в разных людях, а индивидуальные особенности конкретного человека. Наблюдается у подростков и отрицательное отношение к себе. В результате для них характерна предрасположенность к отрицательным эмоциям и рассогласованность в мотивационной сфере.
В подростковом возрасте, как отмечает А.И. Высоцкий, происходит коренная перестройка структуры волевой активности.[20] В отличие от младших школьников подростки значительно чаще регулируют свое поведение на основе внутренней стимуляции (самостимуляции). В то же время волевая сфера подростков весьма противоречива. Это связано с тем, что при значительно возросшей общей активности подростка механизмы его волевой активности еще недостаточно сформированы. Внешние же стимуляторы (воспитательные воздействия и др.) в силу критичности подростков, их стремления к независимости воспринимаются иначе, чем в младшем школьном возрасте, и поэтому не всегда вызывают соответствующую волевую активность.
Снижается дисциплинированность, усиливается проявление упрямства; отчасти это связано с тем, что вследствие утверждения своего «Я», права на собственное мнение, на свою точку зрения советы взрослых воспринимаются критически. Настойчивость проявляется только в том, что вызывает интерес. Возрастает смелость, которая, по мнению ряда авторов, в этот период вообще достигает наибольшего проявления.
Приходящийся на этот возраст процесс полового созревания существенно изменяет нейродинамику (увеличивает подвижность нервных процессов, сдвигает баланс в сторону возбуждения), что тоже приводит к изменению волевой сферы. Преобладание возбуждения над торможением затрудняет применение запрещающих санкций, основанных на соображениях морали, снижается выдержка, самообладание.
Одна из ярких особенностей подросткового возраста – личностная нестабильность. Она проявляется прежде всего в частых сменах настроения, аффективной «взрывчатости», т.е. эмоциональной лабильности, связанной с процессом полового созревания, физиологическими перестройками в организме.
Но личностная нестабильность – это не просто колебания эмоционального фона. Как писал Л.С. Выготский, «в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного»[21]. Для подростка характерна нравственная неустойчивость. В младшем школьном и подростковом возрасте, по данным Л. Колберга, развивается конвенциональная мораль, при которой у ребенка еще нет истинной нравственности и нормы морали остаются для него чем-то внешним. Этим нормам, правилам поведения большинство подростков следует для того, чтобы оправдать ожидания значимых для них людей, сохранить с ними хорошие отношения, получить их одобрение.
Ориентация на оправдание ожиданий, одобрение или на авторитет и определяет неустойчивость поведения подростков, их зависимость от внешних влияний. Поскольку подростки ищут для себя референтные группы среди сверстников и нуждаются в близких друзьях, часто мнение последних становится определяющим. Иногда под влиянием приятеля или группы подростки совершают поступки, на которые самостоятельно не решились бы и о которых позже могут жалеть.
Примерно в 11 – 12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сходства, и отчасти близкие взрослые. Личностная рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении со сверстниками, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии.
Самоанализ, иногда чрезмерный, переходящий в самокопание, приводит к недовольству собой. Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой.
Подростки, изучая себя, представляют, что и другие люди тоже постоянно наблюдают за ними, оценивают их. Это явление в западной психологии называют «воображаемой аудиторией». Имея воображаемую аудиторию, подросток чувствует себя в центре внимания окружающих, иногда совершенно незнакомых прохожих на улице. Он все время открыт чужим взглядам, что усиливает его ранимость.
С развитием самосознания связаны и возникающие в подростковом возрасте склонность к уединению, чувства одиночества, непонятости и тоски. Эти новые чувства, не свойственные детям младших возрастов, проявляются в аффективных вспышках и появляющейся вдруг на время замкнутости.
Образы «Я», которые создает в своем сознании подросток, разнообразны, изменчивы и не складываются в единую, гармоничную и устойчивую систему. Стабилизация начинается только в самом конце подросткового возраста. «Я-концепция» – система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я» – формируется примерно к 15 годам и являются одним из основных новообразований данного периода развития.
Специфика саморегуляции в подростковом возрасте.
Тот факт, что в подростковом возрасте происходят существенные изменения в сфере саморегуляции, отмечается многими авторами. Однако исследования психологами данной проблемы немногочисленны и связаны, в основном, с успешностью учебной деятельности.
Серьезные исследования саморегуляции проводятся в настоящее время в лаборатории психологии саморегуляции, которая была создана в 1970 году в Психологическом институте Российской академии образования. Здесь разрабатывается оригинальная концепция психической саморегуляции, в контексте которой человек выступает как действительный и универсальный субъект разных видов и форм своей целенаправленной активности. Психическая осознанная саморегуляция в данной концепции понимается как системная и всеобщая форма психической активности, реализуемая всем арсеналом психического развития человека, и выступает результатом и критерием психического развития человека как субъекта деятельности, общения, самосознания, поведения в целом. В работах сотрудников лаборатории выявлена функциональная структура целостных процессов саморегуляции, инвариантная относительно любых видов и форм произвольной активности человека. Ими исследуются соотношение между функционально-операционной структурой и информационным содержанием процессов саморегуляции; возрастные закономерности развития процессов произвольной саморегуляции в деятельности и поведении; типичные стилевые особенности процессов саморегуляции.