Понятие диагностируемого объекта
В криминалистической и процессуальной литературе под объектом экспертизы понимается в его общем плане материальный носитель информации о фактических данных, связанных с расследуемым событием. Отсюда выводятся главные свойства такого объекта: его материальная природа, информационная роль в установлении фактических данных с совершенным преступлением.
Содержание понятия «объект экспертизы» может быть раскрыто только с позиции системного подхода.
Рассматривая объект экспертизы как достаточно сложную систему, необходимо постоянно помнить о трех ее компонентах (элементах). К ним относятся:
- фактические обстоятельства как источник информации;
- материальный носитель этой информации;
- условия передачи, закрепления и хранения данной информации, т.е. механизм взаимодействия отражаемого (источника) и отражающего (носителя).
Именно в таком плане и будут рассматриваться в дальнейшем объекты криминалистической диагностики.
Значение криминалистического диагностического исследования способа совершения преступления многогранно. В качестве составной части объективной стороны преступления он имеет решающее значение для уголовно-правовой характеристики содеянного. Вместе с тем способ совершения преступления относится к предмету доказывания, т.е. обладает несомненным процессуальным содержанием, подчеркивая криминалистический характер осуществляемого диагностирования. Не менее важно и то, что способ совершения преступления является решающим фактором для конструирования криминалистических методик.
Вместе с тем многогранность значения способа совершения преступления как объекта диагностического познания свидетельствуют о том, что его необходимо рассматривать в качестве источника материальной информации не сам по себе, а как часть криминалистической характеристики преступления. Как известно, в криминалистическую характеристику преступления входят такие составные элементы, как личность преступника, место и время совершения преступления, непосредственный предмет посягательства.
Признаки личности преступника могут считаться важнейшим структурным элементом криминалистической характеристики преступления. Большая часть этих признаков может быть познана в рамках криминалистической диагностики по их «отпечаткам» в материальных источниках информации. Это и общефизические (анатомические, морфологические), признаки человека (пол, возраст, размер обуви); это и навыки лица (общие, профессиональные, преступные); это и психофизиологические свойства личности (находчивость, степень развития, цинизм, особая жестокость). Отрицать криминалистический характер такого диагностирования средствами экспертиз – трасологических, судебно-почерковедческих, взрывотехнических и других – было бы неверно.
Важное значение в криминалистической характеристике преступления имеет анализ всего того, что связана с выбором места и времени совершения преступления. Средствами криминалистической диагностики могут быть установлены локальные места совершения преступления, места, в которых находились участники события в разные его моменты, факт совершения преступления в нескольких местах, факт совершения убийства в одном месте и перемещение трупа в другое и т.п.
Диагностирование времени совершения преступления и отдельных его этапов может определяться как в абсолютных интервалах, так и относительно в каких-то зафиксированных узловых событий, например, следы образованы после происшедшего дождя. Таким образом, криминалистическая диагностика способна существенно пополнить и эту часть криминалистической характеристики преступлений.
Возникновение материальных носителей криминалистически значимой информации, в том числе используемой при диагностировании, обусловлено в первую очередь элементами механизма преступления: субъективными свойствами личности (ее навыки, привычки, знания, умения); способ совершения преступления (предмет посягательства, характер действий); подготовительными и предшествующими действиями; действиями, предпринимаемыми с целью сокрытия преступления.
Важно еще подчеркнуть, что все эти элементы, являющиеся объектом диагностирования, взаимосвязаны, причем проявление этих связей подчинено определенным закономерностям, в которых просматриваются как однозначные связи, так и вероятностные; как связи простые, так и наиболее сложные, многоступенчатые. Выявление и анализ этих связей являются одной из задач диагностирования.
Материальные носители информации, используемые при криминалистической диагностике
Для изучения возможностей криминалистической диагностики необходимо рассмотреть, какие виды материальных носителей могут быть объектами диагностического исследования. Определяя существо и процессуальную природу материальных носителей криминалистической информации, в первую очередь имеют в виду вещественные доказательства. Раскрывая понятие вещественного доказательства, выделяют обычно четыре его главных признака:
а) вещественный характер, материальность объекта;
б) наличие прямой или косвенной связи с расследуемыми обстоятельствами;
в) способность предмета содействовать установлению наличия или отсутствия того или иного элемента состава преступления;
г) приобщение к делу в качестве вещественного доказательства.
Учитывая большой диапазон связей вещественных доказательств с событием преступления, было предложено трактовать понятие вещественного доказательства достаточно широко, включая в него как отдельные предметы, так и «вещественную обстановку» места происшествия, подразумевая под ней сложный комплекс материальных объектов и преследуя при этом цель увеличения возможностей извлечения информации.
В соответствии с трактовкой понятия «вещественное доказательство», даваемое в законе, различают предметы:
а) которые служили орудием преступления;
б) которые сохранили на себе следы преступления;
в) являющиеся объектами преступных действий;
г) которые могут служить средствами к обнаружению преступления, установлению фактических обстоятельств дела, выявлению виновных либо к опровержению обвинения или смягчению вины обвиняемого;
д) деньги и иные ценности, нажитые преступным путем.
Каждый из перечисленных видов вещественных доказательств способен нести определенную информацию и является объектом диагностирования. Это относится даже к деньгам и ценностям, нажитым преступным путем, или они фигурируют в качестве предметов, являющихся объектом преступных действий. Еще более тесно связаны с механизмом преступления те предметы, которые способны выполнять роль «поличного». К ним могут быть отнесены следы, образовавшиеся в результате преступного деления (следы взлома, механические повреждения одежды и т.п.); предметы и следы, способствующие установлению времени, места, способа обстановки совершению преступления; предметы и следы, уличающие определенных лиц в подготовке, совершении, сокрытии преступления или опровергающие обвинение.
Учитывая место следов среди вещественных доказательств, в том числе среди «поличного», и их информативную роль, можно прийти к обоснованному выводу о том, что следы являются одним из распространенных объектов диагностического исследования. Если добавить значение следов, выступающих в роли идентифицирующего объекта при отождествлении предметов, то становится понятным то большое внимание, которое уделяется им в криминалистике. Это внимание выражается, в частности, в постоянных попытках уточнить трактовку понятия «след», классифицировать следы по различным основаниям. Важность практического значения следов подтверждается многочисленными публикациями методического характера по обнаружению, фиксации, изъятию и исследованию следов.
Стремясь охватить широкий круг материальных изменений, вызванных событием преступления в окружающей обстановке, предлагалось делить следы по такой схеме: следы человека и разные следы, относят к ним не только следы отображения, но и любые иные следы – следы от горючих веществ, следы подделки документов, выдвигались предложения создать классификацию материальных следов, способную отобразить многовариантность действий преступника на месте происшествия[1]. для этого предлагалось классифицировать эти следы на следы действия и следы перемещения. Р.С. Белкин, отмечая возможность классификации материальных следов по различным основаниям и имея в виду, что их источником является преступление (отражаемый объект), состав которого служит основой для классификации в уголовном праве, предложил по аналогии делить следы на: следы краж, следы разбоя, следы убийства, изнасилования. При этом им допускалась возможность более дробной классификации по способу каждого вида преступлений.
Для криминалистической диагностики большое значение имела тенденция расширения круга объектов – материальных носителей уголовно-релевантной информации. Отходя от традиционно трасологической трактовки следа как отображения, криминалисты предложили следующие деление материальных следов преступления: следы – отображения, следы – предметы, следы вещества[2].
Представление материальной обстановки места преступления в качестве структуры и диагностирование ее с позиции системного подхода призваны обеспечить как анализ каждого из элементов системы, так и всю систему в целом. В качестве элементов выступают следы, трактуемые в данном случае достаточно широко. Этим понятием при системном подходе обозначают всякое изменение структуры материальной обстановки, возникшее в результате преступного события и в силу этого способное нести информацию в механизме преступления. При диагностическом изучении материальной обстановки места происшествия как структуры существенное значение имеют факторы пространства и времени. С позиций такого подхода можно обнаружить и зафиксировать все те признаки, которые свидетельствуют о происшедших изменениях. Эти признаки выявляются путем сопоставления первоначального состояния структуры с ее состоянием как системой, отражающей событие преступления.