Смекни!
smekni.com

Курс на образование и просвещение Традиции и культурно-массовая работа (стр. 2 из 4)

населения Севера в рамках представленной работы. С другой стороны, социально-экономическая и политическая ситуация, сложившаяся среди эвенкийского населения Читинского Севера в последние десятилетия, свидетельствуют о росте интереса самих эвенков к проблемам самоуправления и защите своих прав на природные ресурсы, ведение традиционного хозяйства и сохранение кочевого образа жизни. С этой точки зрения данные, содержащиеся в представленном исследовании, могут быть полезны при организации в регионе структур самоуправления эвенков, при отстаивании отдельными лицами/семьями/организациями эвенков своих прав в суде и в других учреждениях.

2. СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ ТЕМЫ И НАУЧНАЯ НОВИЗНА РАБОТЫ История этнографического изучения эвенков (тунгусов) началась в XVII в.: первые сведения об этом народе мы находим в записках послов и путешественников Н. Спафария, И. Идеса, А. Ланге. В конце XVII - XVIII вв. изучением различных групп тунгусов занимались СУ. Ремезов, Г. Мессершмидт, а также участники Первой и Второй Камчатских экспедиций под эгидой Петербургской Академии наук - С. Г. Гмелин, Г. В. Стеллер, Ф.Ф. Миллер, И.Э. Фишер, СП. Крашенинников, Р.И. Страленберг и др. В XVIII-XIX вв. о различных группах эвенков писали П.С. Паллас, И.Г. Георги, М.М. Геденштром, Д. Паршин, А.И. Мартос, А.Ф. Миддендорф, И. И. Майнов.

На рубеже XIX-XX вв. социальная организация, демография, хозяйство, быт, культура, язык и обычное право эвенков описывались в работах С. К. Патканова, Э.К. Пекарского и В.П. Цветкова, Б.Э. Петри, П.Г. Полтораднева, М.К. Расцветаева, К.М. Рычкова, И.М. Суслова, Е.И. Титова, СМ. Широкогорова. Например, в «Очерках быта приаянских тунгусов» Э.К. Пекарского и В.П. Цветкова [Пекарский, Цветков, 2000] мы находим описание традиционного хозяйства, материальной культуры, семейного быта и нравов приаянских эвенков. В этнографических очерках К.М. Рычкова [Рычков, 2000], посвященных енисейским тунгусам, анализируются обычно-правовые нормы, регулировавшие семейную и общественную жизнь и природопользование эвенков. И.М. Суслов [Суслов, 2000], побывавший в 1926 г. в Чунской экспедиции, дал подробную характеристику социальной культуры эвенков бассейна р. Подкаменной Тунгуски. Некоторые сведения об эвенках-орочонах севера Забайкалья содержатся в «Опыте географии и статистики тунгусских племен Сибири...» С.К. Патканова [Патканов, 1906]. Исследованиями Патканова был, в частности, охвачен ареал расселения орочонов Читинского округа Забайкальской области, кочевавших в начале XX в. по р. Витим и его притокам - Калакану и Калару и в бассейне р. Олекмы. В результате были описаны родовой состав, география расселения, численность и

тенденции демографического развития северных групп забайкальских орочонов. Другим этнографом и лингвистом, внесшим вклад в изучение забайкальских эвенков, был Е.И. Титов. С 1919 по 1926 гг. исследователь посетил группы ленско-киренских, северобайкальских и витимо-нерчинских эвенков, занимаясь, преимущественно изучением языка и фольклора этих этнических групп. Плодом труда Е.И. Титова стал тунгусско-русский словарь [Титов, 1926], в котором, помимо описания диалектов эвенков трех исследованных групп, содержатся полезные сведения о родовом составе, расселении и приблизительные данные о численности эвенков, кочевавших по Витиму и Нерче. Еще один известный исследователь - СМ. Широкогоров - в своей работе "Social Organization of the Northern Tungus" [Shirokogoroff, 1929] проанализировал некоторые природно-климатические и социальные факторы формирования групп забайкальских эвенков, привел данные по их общественному и хозяйственному укладу, родовому составу и межэтническим взаимодействиям с другими этносами Забайкалья. К сожалению, в ареал экспедиционных исследований Широкогорова вошли, преимущественно, южные группы «северных тунгусов», в то время как сведения об эвенках, населявших север Забайкалья, в т.ч. север современной Читинской области, скудны. Помимо собственно этнографических трудов, отрывочные сведения о расселении и межэтнических контактах эвенков севера Забайкалья с якутами, русскими торговцами, золотопромышленниками и землеустроителями, содержатся, например, в «Отчете об Олекминско-Витимской экспедиции для отыскания скотопрогонного пути из Нерчинского округа в Олекминский...» П.А. Кропоткина [Кропоткин, 1873].

Исследования различных аспектов истории и жизнедеятельности эвенков в целом были продолжены в рамках советской этнографической школы. Фундаментальные труды, посвященные этногенезу, социальной организации, хозяйству, материальной и духовной культуре эвенков, принадлежат А.Ф. Анисимову, Г.М. Василевич, Б.О. Долгих, В.В. Карлову, М.Г. Левину, В.А. Туголукову. Так, Анисимов описывает родовой состав, общественную организацию, хозяйственный уклад и первые этапы коллективизации на примере эвенков бассейна Подкаменной Тунгуски. Василевич в своём фундаментальном труде, посвященном эвенкам [Василевич, 1969], анализирует проблему этногенеза, дает подробные описания традиционного хозяйства, материальной культуры, социальной организации, фольклора, искусства и верований эвенков в XVIII - начале XX вв. В её книге, в частности, имеются ценные сведения о социальной организации, хозяйстве, материальной и духовной культуре витимо-олекминских эвенков. Важная информация о социальной организации, родовом делении и уникальные данные о численности забайкальских эвенков в XVII в. находятся в обобщающей работе Б.О.Долгих [Долгих, 1960]. Эта информация,

составленная на основе архивных данных, помогает получить представление о ранних этапах освоения Забайкалья русскими, о межэтнических контактах и миграциях, происходивших в регионе в рассматриваемый период, о начале массового заселения эвенками Северного Забайкалья и северных районов современной Читинской области. Советский антрополог Левин, занимавшийся проблемой этногенеза тунгусских народов, на основе краниологических данных выделил три основных антропологических типа эвенков [Левин, 1957; 1958; 1960]. Согласно этой классификации, байкальский тип, характерный, в частности, для эвенков севера Забайкалья, восходит к древнему палеоазиатскому населению, которое было широко расселено на территории, окружающей оз. Байкал, задолго до формирования собственно тунгусов. Кроме, проблем антропологии и этногенеза, Левин рассматривал вопросы происхождения хозяйства эвенков (которые позднее вписались в его концепцию хозяйственно-культурных типов народов Сибири). Так, в его совместной с Василевич статье в «Историко-этнографическом атласе Сибири» приводятся ценные наблюдения по поводу происхождения оленного транспорта и складывания оленеводческого хозяйства, в частности, у витимо-олекминских эвенков [Василевич, Левин, 1961]. Известного тунгусоведа В.А. Туголукова интересовали проблемы этногенеза, этнической истории и социальной организации эвенков в целом и отдельных локальных групп частности. В его работах, посвященных этим вопросам, мы находим общие данные, позволяющие проследить этапы этнической истории забайкальских эвенков [Туголуков, 1980; 1982]. Особенно ценные сведения об этнической истории и социально-демографическом развитии витимо-тунгир-олекминских эвенков, населяющих ныне районы Читинского Севера, мы находим в работе эвенкийского исследователя А.С. Шубина «Краткий очерк этнической истории эвенков Забайкалья (XVII-XX вв.)» [Шубин, 1973]. В данном очерке автор описал основные этапы миграций, расселения, этнических контактов на территории Забайкалья, проанализировал этническую историю каларских, тунгиро-олекминских и тунгокоченских эвенков, рассмотрел этнические процессы и социально-демографическое положение этих групп в 1930-70-х гг.

Различные последствия трансформаций традиционных для начала XX в. общественной организации, кочевого хозяйства и культуры эвенков в период коллективизации и расцвета колхозно-совхозной экономики были рассмотрены в работах В.А. Демидова, Г.М. Воскобойникова, B.C. Евдокимова, Н.М. Ковязина, К.Г. Кузакова, Н.П. Никульшина, С.С. Савоскула, А.Н. Скачко, А.Б. Спеваковского, В.А. Туголукова, А.С. Шубина. Несмотря на то, что упомянутая литература в той или иной мере идеологизирована и не содержит объективной критики «достижений» советской национальной политики, в ней отражены

общие тенденции развития коренных народов, и эвенков в т.ч., в советское время. Например, Демидов описывает основные этапы и результаты советского национального, колхозного и культурного «строительства», проводившегося среди коренных народов Севера [Демидов, 1981]; экономико-географический очерк развития Эвенкии Ковязина и Кузакова содержит информацию об истории и современном, с точки зрения авторов, развитии отраслей *? народного хозяйства эвенков в советский период [Ковязин, Кузаков, 1963]; в работе Никульшина описан процесс советизации и коллективизации, создания первых хозяйственных объединений и колхозов коренного населения Эвенкии [Никулыиин, 1939]. Результаты исследований социально-экономического положения, материальной и духовной культуры эвенков Читинской области отражены в статьях тунгусоведов Василевич и Туголукова, побывавших на севере современной Читинской области в 1929 и 1958 гг. соответственно. В статье «Витимо-Тунгир-Олекминские эвенки», опубликованной в журнале «Советский Север», Василевич привела полезные статистические и демографические данные по эвенкийскому населению, дала подробное описание отраслей хозяйства, образа жизни и материального благосостояния рассматриваемых групп эвенков в конце 1920-х гг. [Василевич, 1930]. В статье Туголукова «Витимо-Олекминские эвенки» дан краткий очерк этнической истории хозяйственного и общественного уклада эвенков в досовеотшй период, v приведены новые данные по коллективизации эвенков, а также описаны население и экономика северных оленеводческих колхозов, уровень и образ жизни, культура и быт эвенков севера Читинской области в 1950-х гг. [Туголуков, 1962]. Все эти данные, несмотря на свою разрозненность, позволяют составить общую картину социально-демографического, экономического и культурного развития северных групп читинских эвенков в советский период.