Смекни!
smekni.com

Криминалистическая ситуалогия в практике борьбы с преступностью (стр. 1 из 3)

Криминалистическая ситуалогия является своего рода связующим звеном между теоретическими разработками криминалистов и их практическим воплощением. Любые криминалистические научные рекомендации реализуются следователями в конкретных следственных ситуациях, поэтому знание практическими работниками основных положений криминалистической ситуалогии является ключевым звеном, определяющим эффективность использования таких рекомендаций в практической деятельности.

Результаты проведенного нами исследования на предмет качества раскрытия и расследования преступлений, а также интервьюирование следователей, расследовавших эти дела, позволили нам отметить как положительный опыт в расследовании, так и выявить негативные моменты.

Среди выявленных недостатков в первую очередь следует назвать односторонность и неполноту предварительного расследования. Например, в 33% изученных нами дел недостаточно исследовалось само событие преступления, в 42% дел - следователи неполно изучили личность обвиняемого. 47% следователей направили уголовные дела в суд с незначительными "пробелами" в исследовании доказательств, видимо, с расчетом на то, что они могут быть восполнены непосредственно в суде.

Многие следователи испытывали существенные трудности при разрешении различных типов сложных следственных ситуаций. Анализируя эффективность разрешения следователями ситуаций познавательного типа (проблемных), мы отметили следующее.

Неспособность следователей преодолеть дефицит информации о преступлении на первоначальном этапе расследования наблюдалась в 34% изученных нами уголовных дел, как мы полагаем, по причине неумения использовать всю совокупность информации, имеющуюся в их распоряжении. Более того, некоторые следователи стремились преодолеть проблемную ситуацию, вызванную недостатком или противоречивостью доказательств, используя такие приемы доказывания, которые создают лишь видимость достижения целей расследования.

Так, в отдельных случаях выполнялись неправомерные "закрепления показаний" посредством: а) проведения очных ставок между лицами при отсутствии существенных противоречий в их показаниях; б) допроса сознавшегося подозреваемого в присутствии понятых под видом "проверки показаний на месте"; в) понуждения задержанных к написанию заявлений о явке с повинной, инсценирующих чистосердечное раскаяние.

Однако такие действия следователей никоим образом не разрешают возникшей проблемной ситуации, а, скорее, напротив, являются следствием проявления негативного качества предварительного расследования - опасного обвинительного уклона.

При изучении процесса разрешения следователями ситуаций организационно-управленческого типа, мы отметили отдельные просчеты в планировании расследования, по 29% уголовных дел не выдвигались и не были проверены все версии, возможные по обстоятельствам дела. В конфликтных ситуациях прослеживалась тенденция неэффективности выбора путей выхода следователя из конфликта с обвиняемым (14% изученных уголовных дел). Неоправданность в ряде ситуаций тактического риска следователя мы обнаружили по 8% уголовных дел.

При интервьюировании следователей выяснилось, что 23% из них просчеты в работе объясняют недостатком опыта, а также отсутствием "под рукой" необходимой методической литературы и соответствующих пособий; 30% - сослались на плохое качество обучения в вузах, 47% - указало на отсутствие разработанных наукой доступных методик расследования конкретного подвида преступления в сложных следственных ситуациях35.

В настоящее время частные методики расследования ориентированы, как правило, на типовые следственные ситуации, причем основной акцент в них делается на разрешение ситуаций познавательного типа. Выделяется то или иное число исходных следственных ситуаций, и зачастую далеко не исчерпывающий перечень их типов. На этой основе следователю предлагается типовая программа расследования применительно к той или иной ситуации.

В то же время, как свидетельствует анализ следственной практики, помимо познавательных, следователю приходится разрешать огромное множество иных ситуаций: организационно-неупорядоченных, конфликтных, ситуаций тактического риска и т.д. Например, при невыполнении следователем ряда необходимых первоначальных следственных действий, при слабом использовании возможностей оперативно-розыскной деятельности, следователь может оказаться в организационно-неупорядоченной ситуации, разрешать которую ему придется в первую очередь. При существенном противодействии обвиняемых или других, заинтересованных в деле лиц, как правило, складывается остро конфликтная ситуация, затрудняющая решение следователем всех остальных задач расследования. Представляется, что частные методики должны быть ориентированы на основные возможные типы ситуаций расследования, характерных для того или иного вида преступления.

Рассмотрим роль криминалистической ситуалогии в практике борьбы с преступностью на примере ее основных положений в раскрытии и расследовании преступлений, совершаемых организованными преступными группами - одной из наиболее сложной для следствия категории преступлений.

Важнейшей составной частью моделирования любой деятельности, в том числе и деятельности по расследованию преступлений, совершенных организованными преступными группами, является моделирование ситуаций, в которых эта деятельность осуществляется. При криминалистическом исследовании организованной преступности первоначально внимание криминалистов было привлечено к следственным ситуациям. Основная идея при этом заключалась в том, что криминалистические рекомендации, сформулированные вне конкретных ситуаций, не могут быть в достаточной степени эффективными. Дальнейшие исследования показали, что ситуации, исследование которых необходимо в процессе раскрытия, и расследования преступлений, совершенных организованными преступными группами, на самом деле гораздо шире проблематики следственных ситуаций36.

При расследовании организованных преступлений интерес представляют предкриминальные ситуации (подготовка к совершению преступления, формирование организованной преступной группы); криминальные ситуации, складывающиеся в процессе преступной деятельности, а также посткриминальные ситуации, связанные как с сокрытием преступлений, так и с противодействием преступной структуры установлению истины по уголовному делу. Методические основы моделирования криминальных ситуаций, а также использование многовариантной ситуационной модели криминальных ситуаций конкретного вида (подвида) преступления существенно обогащает частные криминалистические методики, расширяя сферу интересов криминалистики за рамки привычного понятия способа совершения и сокрытия преступлений, что является чрезвычайно важным для проблематики борьбы с организованной преступностью.

Предкриминальные ситуации формируются в период подготовительной деятельности преступников и охватывают не только собственно подготовку к совершению конкретных преступлений, но также и организацию преступной структуры, вовлечение в нее новых членов, поиск прикрытия в правоохранительных органах и в органах местной администрации, внедрение в преступную группу адвокатов, представителей бизнеса и банковских учреждений, создание материально-технической и организационной базы путем проникновения в коммерческие структуры, инструктажа и подготовки участников организованной преступной группы, создания каналов сбыта оружия, наркотиков, предметов преступного посягательства, завязывания межрегиональных и международных связей, выбор конкретных объектов преступного посягательства, распределения функциональных ролей внутри организованной преступной группы.

Результаты исследований позволяют сделать вывод о том, что преступность профессионализируется. Так, по нашим данным, 56% обвиняемых по уголовным делам о преступлениях, совершаемых участниками преступных структур, жили исключительно за счет средств, добытых преступным путем. По роду занятий значительную часть участников преступных структур составили работники коммерческих организаций - 33%, работники частных охранных структур - 10%, бывшие спортсмены - 19%, работники правоохранительных органов (в том числе бывшие) - 11%. Наблюдается активное вовлечение в деятельность преступных структур несовершеннолетних - среди обвиняемых они составили 10%.

Анализ географии деятельности преступных структур по материалам уголовных дел дал несколько неожиданные результаты: 1% всех преступлений были совершены в пределах одного региона, лишь 4,5% - за рубежом, только по 6 % изученных уголовных дел есть эпизоды преступлений, совершенных в других регионах. Эти данные свидетельствуют не столько о том, что преступные структуры не имеют межрегиональных связей, сколько о том, что существуют значительные трудности, связанные с их выявлением.

Жесткие процессуальные сроки заставляют следователей как можно быстрее направлять уголовные дела в суд, даже если при этом не выявляется весь круг участников преступной деятельности. Отчасти это вызвано и объективно возникаемыми следственными ситуациями организационно-неупорядоченного типа. К примеру, особую сложность представляет выезд в командировки следственного аппарата. По сути дела, процессуальный закон не может не учитывать реалий сегодняшнего времени, специфику расследования деятельности преступных cтруктур, связанную с совершением десятков и сотен эпизодов преступлений. Представляется, что подобные моменты должны быть учтены при подготовке нового уголовно-процессуального кодекса.

Более того, расширение деятельности преступных структур, охватывающих многие регионы России, ближнее и дальнее зарубежье, показывает, что здесь возникает много проблем в организации расследования, выходящих на уровень межгосударственных отношений. Однако любые попытки следователей расширить сферу расследования за пределы своих регионов тут же наталкиваются на серьезнейшие проблемы. Наличие типовых организационно-неупорядоченных ситуаций подтверждает и следственная практика.