(Химена)То, что ты выполнил, был только долг прямой;Но, выполнив его, ты мне открыл и мой. …И долга страшного убийственная силаНа гибель милого меня вооружила. Хоть нежность за тебя восстать еще готова,Я быть должна, как ты, бесстрашна и сурова:Достойному меня долг повелел отмстить;Достойная тебя должна тебя убить. Химена все равно любит своего Родриго, она и понимает его, понимает, что он должен был так поступить. Но и она теперь должна сделать так, как ей велит долг – отомстить любимому. Впрочем, Химена и признает, что сама она не палач, убийцу судит и винит, но не казнит. То есть она жаждет исполнения долга, и в то же время ей трудно осознать, что именно Родриго на месте убийцы.В ее душе противоборство – как она сама и говорит, «Родриго в ней с отцом ведет единоборство». Она не просто любит, боготворит своего «молодого недруга». Но долг сильнее. Возможно потому, что сам связан с любовью, а не полностью в оппозиции.Родриго просит ее убить себя – но разве может она это сделать? Нет, она будет страдать, «и должен злейший враг меня до звезд прославить, о бедствиях моих сочувственно скорбя, узнав, что я люблю и не щажу тебя». Скорбь смертельная, рок, их любовь не из-за них самих не имеет права жить.Трагична сцена встречи Родриго с отцом. Дон Дьего в восторге, что его сын свободен и невредим. Что снято пятно позора, что его Родриго выполнил долг перед ним, отцом. Он бесконечно горд героем-сыном. Ему трудно понять, что творится в душе сына – а ей снова завладела любовь, ведь долг выполнен. Но то, что свершилось, не дает возможности любить. Горе Родриго, не разделенное отцом, ради которого он совершил свой подвиг, кажется еще тяжелей и невыносимей:(Дон Родриго) Я сам себе отмстил, отмститель оскорбленья; А вы мне смеете внушать позор забвенья! Бесчестье равное волочит за собой Тот, кто предаст любовь и кто покинет бой. Мне ль запятнать себя такой изменой темной? Отважная душа не станет вероломной. Священной верности ненарушим завет; Я связан до конца, хотя надежды нет; Не в силах ни забыть, ни возвратить любимой, Я только смерть зову, терзаньями томимый.Драматизм сцены Родриго и Дьего усиливается от того, что несмотря на сострадание к сыну, нельзя не почувствовать правоту отца. Дон Дьего призывает Родриго возглавить небольшой отряд друзей и отразить внезапно напавших на столицу мавров. Ведь «и если ищешь смерть, то краше смерти нет». Здесь также прослеживается мотив долга – ответственность перед государем, родиной, народом. И что также интересно – снова связь с любовью:(Дон Дьего)Достигни большего - и славой полководцаПринудь судьбу просить Химену - не бороться,Приди с победою - и ты, быть может, вновь,И лишь таким путем, вернешь ее любовь. Итак, любовь придет вслед за выполнением долга – так утверждает отец Родриго. А ушла (хотя Химена и продолжает любить Родриго; но ушла сама возможность быть счастливыми в любви) после выполнения обязательств чести.Счастье молодой четы было разрушено из-за нетерпения, своеволия. Именно поэтому, наверное, для Корнеля оказалось невозможным свести действие своей пьемы к стоическому отречению героев от любви и счастья. Слишком жестокой и неразумной показалась бы такая жертва по сравнению с вызвавшим ее поводом. Разрешение, психологическое и сюжетное, Корнель находит во введении подлинно сверхличного принципа – высшего долга, перед которым должны померкнуть и любовь(хотя она все же, мне кажется, остается главенствующим началом), и родовая честь. Это патриотический подвиг Родриго, геройски выступившего во главе небольшого отряда смельчаков против войска мавров. Однако, наверное, сложно сказать, что именно подвигло его на участие в походе – с одной стороны долг перед родиной, даже отцом, который ему предлагает возглавить отряд друзей, фамильная честь – свершить благородное дело, но и любовь тоже. Ведь в бою он ищет смерти, достойной смерти достойной его любви. Итак, Родриго побеждает, становится героем, «ангел всю страну избавивший от бед».В явлении первом, действии четвертом снова мы видим, что Химена по-прежнему в сомненьях. Она бледнеет, когда допускает, что Родриго может быть ранен и в то же время просит Эльвиру напоминать о ее печальном долге, если снова верх возьмет любовь. Любовь на данном этапе все же сильнее, но она сама понимает, как должно быть – Родриго остается ее врагом. В следующей сцене с Инфантой Химена успокаивается и говорит уже более жестко:(Химена)Я вижу явственно, чего лишилась в нем.О, тягостная скорбь моей любви несчастной!Чем громче весть о нем, тем жарче пламень страстный,И все-таки мой долг властительней всегоИ, сердцу вопреки, не пощадит его. Когда Инфанта ее уговаривает сменить гнев на милость, она все равно стоит на своем – что для нее все победы Родриго не смогут стереть из памяти того, что он убил ее отца. Ее призывают подумать обо всех, но ее ответ таков:(Химена)
Раз мой отец убит, то выбора мне нет.
В явлении пятом Дон Дьего и Дон Фернандо проверяют чувства Химены, сказав, что Родриго избежал и кары и пощады, отразил набег и умер уже здесь от ран. Химена бледнеет и чуть не падает в обморок – она не может сдержать чувств, для нее немыслимо осознать, что ее любимый умер. Узнав, что он жив – она снова оказывается другой, говорящей только о долге перед убитым отцом. Она признает, что беспомощна, когда Родриго может просить помощи у Дона Фернандо, а ей «уготована судьба его врагов». (Дон Фернандо)Не укоряй меня, как гневный обвинитель,Не спорь с твоей душой: Родриго в ней властитель,И втайне ты сама признательна судьбе,Что сердцу милого я сохранил тебе.На эти слова она с гневом отвечает, отрицая свою любовь, которую совсем недавно не сумела скрыть: (Химена) Мне! Моего врага! Кого мой гнев бичует! Кто моего отца убил и торжествует! Моим ходатайствам такая здесь цена, Что я же за отказ благодарить должна! Когда вы слез моих уважить не хотите, Дозвольте мне призвать оружие к защите; Родриговым мечом обида свершена, И точно так же я мечом отмстить должна. Всем вашим рыцарям я громкий вызов кличу: За эту голову даю себя в добычу; Когда мой враг падет и примет казнь свою, Я выйду за того, кто победит в бою. Велите, государь, чтоб вызов был объявлен.Химена верна своему долгу, но все равно слово за Доном Фернандо, а он как раз колеблется, так как не хочет лишиться лучшего воина, по его мнению вина Родриго «похищена бежавшими врагами». Для Дона Фернандо его долг – благополучие страны, поэтому, возможно, месть Химены кажется несправедливой и нецелесообразной с общественной точки зрения. Недаром и дочь короля напоминает Химене о роли Родриго в спасении страны, что его гибель стала бы «общественным бедствием», отмщение отца не равносильно разгрому страны.Однако здесь Дон Дьего говорит свое веское слово. По его мнению, Родриго, доказавший свою храбрость, не может и испугаться теперь. Он не хочет, чтобы его сына обвинили в трусости, как «защищенного монаршей любовью». Это его долг – доказать всем свою правоту. Дон Фернандо нехотя соглашается. Находится и сумасброд, который соглашается защищать сторону Химены – это Дон Санчо, влюбленный в нее. Для него, конечно, этот поединок – дело его долга перед любовью.Перед поединком Родриго и Химена встречаются. Родриго говорит о том, что должен умереть, что настал наконец счастливый час, когда он может отдать жизнь за любимую. Химена снова во власти любви:(Химена)Ты должен умереть? Дон Санчо так ужасен,Что и отпор ему бесцелен и напрасен?Давно ли ты так слаб, давно ль так грозен он?Родриго, идя в бой, заране обречен?Тот, кем повержены и граф и мусульмане,С дон Санчо идя в бой, отчаялся заране?Так, значит, и в тебя вселяется боязнь?Когда речь заходит о возможной смерти, она забывает о долге, она не может представить своей жизни без Родриго; в то же время она сама его посылает на смерть. Родриго же, измученный, жаждет смерти, своей казни. Рассказывая о своей победе, он объясняет, что не искал удачи в боях, если бы дело шло о нем одном. Он мог бы умереть, если бы не надо было защищать государя, народ и родину, это его долг.Химена его отговаривает от намеренного проигрыша, принятия казни из ее рук. Сначала она мотивирует это защитой чести Родриго:(Химена)Как быстро отлетел твой мужественный пыл!Куда девался он и почему он был?Чтоб оскорбить меня, твоей отваги стало;А пред лицом других ее, как видно, мало?И моему отцу не новый ли урон,Что, победив его, ты будешь побежден?Нет, смерти не ища, - дай мне простор для местиИ раз не хочешь жить, сражайся ради чести. Далее она уже просит не отдавать ее так легко Дону Санчо, за которого она должна будет выйти замуж, если он победит. То есть за того, «кто отвратителен и сердцу и уму». Она уже прямо признается в своей любви, забывает на минуту о долге: (Химена)Сказать тебе еще? Как воин выйди в поле,Чтоб я, безмолвствуя, своей смирилась доле,И, если ты любви не угасил огня,Будь победителем и завоюй меня.Впрочем, когда она осознает, что снова не смогла сдержать своих чувств, она стыдится и спешит попрощаться.Интересны слова Леонор относительно предстоящего боя. Она говорит о том, что чувства Химены себя обнаружили, «ненависть над ней не властвует нимало». Она согласилась на, то чтобы Дон Санчо сражался с Родриго, «чуждаясь помощи мечей неустрашимых, давно прославленных и всенародно чтимых». Она специально берет бойца – неискушенного воина, которому придется в первый раз драться (здесь прослеживается определенная связь со схваткой Родриго - граф Гормас; но если тогда за неопытным юнцом стояла его правда – оскобленная честь, то сейчас за Доном Санчо – только любовь, а за Родриго – и любовь, и честь). Леонор изобличает Химену:(Леонор)Легко понять, что ей, устроив этот бой,Добиться хочется насилья над собой,Украсить милого победой, предрешеннойИ право получить казаться примиренной. В явлении четвертом действия пятого мы снова наблюдаем мучения Химены. В ее душе – смятенье и разлад. Она понимает, что кто бы ей ни принес весть, все равно «и, тот или другой сужден ему конец». Для нее любая новость будет несчастьем, она видит в смерти выход. Эльвира же ей отвечает, что «быть счастливою вам повелит король». Ведь все обещания были выполнены, чтобы не случилось Химена должна быть довольна.Когда появляется Дон Санчо, Химена решает, что он убил ее Родриго. Она в ужасе и душа ее в жесточайшей скорби. Она не слышит, что ей говорит Дон Санчо, а он ей пытается все сказать, что Родриго жив, его пощадил, как защищающего Химену. Химена этого так и не дает сказать до появления Дона Фернандо. Любовь властвует ей, она безутешна:(Химена) Позвольте, государь, открыться вам вполнеВо всем, что утаить так трудно было мне.Вы знали - я люблю; но ради кровной честиГлаву любимого я обрекала мести.Вы сами, государь, свидетелем тому,Служила ль я любви иль долгу моему.Но вот Родриго пал, и недруг, полный гнева,Теперь не более, чем горестная дева.Я почерпала месть в отеческой крови,А слезы отдаю тоскующей любви.Дон Санчо, мститель мой, убил мою отраду,И палачу души я отдана в награду!О, если королю понятен скорбный стон,Разрушьте, государь, жестокий ваш закон;За этот страшный бой пусть он получит в долюМое имущество и пусть вернет мне волю,Чтоб я в святых стенах, до скорбного конца,Могла оплакивать Родриго и отца.Так, она уже явственно признается в любви к Родриго. Дон Фернандо утешает ее и говорит, что Родриго жив, объясняет, что она уже отомстила за отца и может принять супруга. Родриго ждет, он жизнь принес к ее ногам, просит сказать, что он еще должен совершить, чтоб мщенье замолчало.Химена уже не может возражать, она должна выполнить свое обещание, это ее долг. Никто противиться не смеет королю. Хотя она все равно добавляет:(Химена)Ужели этот брак потерпите вы сами?И, если от меня подобной жертвы ждут,Допустит ли ее ваш справедливый суд?За все, чем заслужен Родриго пред страною,Ужели следует расплачиваться мноюИ обрекать меня терзаньям без конца,Что на твоих руках кровь моего отца? Так, снова она обращается к чести, в то же время связанной с любовью – если любишь, зачем мучаешь? И это притом, что очевидно - без Родриго она жить не может. Здесь все сомнения разрешает Дон Фернандо. Ведь время узаконить может преступное начало, Родриго победил – и Химена должна быть его, «отлаженный союз нерушим». Однако Родриго должен продолжать свершать подвиги, чтобы стать достойным славы Химены, не должен забывать о долге. Только тогда они смогут с Хименой воссоединиться.(Родриго)Для славы короля, для власти над любимойЧего я не свершу рукой неодолимой?Вдали от милых глаз приговорен страдать,Я счастлив, что могу надеяться и ждать.Итак, герои приходят к выводу, что достоин любви тот, кто исполняет свой долг, а, значит, не забывает о своей чести. Родриго может вернуть любовь, если и далее будет исполнять свой долг перед народом и королем. Таким образом, получается, следует говорить не об оппозиции любовь-долг, а скорее даже о связи между этими критериями. Как было замечено выше, любви достоин человек чести. А честь – это исполнение долга. Однако не может человек думать только о долге, когда в его сердце любовь, потому что по силе влияния они равновелики. Именно поэтому души героев мучимы колебаниями и смятением.Мне кажется, именно оппозиция «любовь-долг» прослеживается скорее в так называемой «линии Инфанты».С самого начала пьесы мы узнаем, что Инфанта любит Родриго, но намеренно отдает его Химене, принимает участие в их судьбе. Почему? Вот ответ в словах Леонор:Принцесса может ли, забыв свой сан и кровь,К простому рыцарю восчувствовать любовь?А мненье короля? А всей Кастильи мненье?Вы помните иль нет свое происхожденье?Инфанта помнит и поэтому должна забыть о своей любви. Но это непросто.Она не может сдержать радости, когда узнает, что Химена и Родриго не смогут быть вместе из-за поединка. Леонор называет ее страсть постыдной, говорит о том, что ей надо опомниться и слушать только голос разума. Инфанта и понимает, что ей нельзя любить Родриго и тешить себя бессмысленными надеждами, которым не суждено воплотиться…и все же для нее эта страсть – «такой прелестный яд».Когда же Родриго становится героем, он становится достоин Инфанты,хотя он и не королевских кровей. Но главное – он достоин ее по ее собственному мнению. Хотя она и с горечью признает: «Ты доблестнее всех, но ты не царский сын». Леонор говорит, что теперь для нее Сид вовсе далек и сердце должно смириться – или он будет убит, или наконец воссоединится с Хименой:(Леонор)Падет ли он в бою, ее ль получит он, -Надежда умерла, и дух ваш исцелен.Однако Инфанта понимает, что, конечно, это все не так, ее «мечтанья» остаются с нею и властвуют в душе. И все же отданного обратно она не возьмет. Она сама его вручила Химене и принесет этот дар повторно. По-другому Инфанта просто не может и не должна поступить.Итак, герои находятся во власти правил, но любовь также живет в их сердцах. Они поступают по чести, но живут по чувствам, именно поэтому ими властвуют сомнения. Но по-другому и не может быть, так как они стремятся быть достойными любви и, конечно, достигают своей цели… Список использованной литературы.Корнель, Пьер. Сид.- М.: Московский рабочий, 1984История Всемирной Литературы в 9 т., т.4.- М.: Академия наук СССР, 1987История зарубежной литературы XVII в. под ред. З.И. Плавскина.-М.: Высшая школа, 1987История французской литератры, т.1.-М-Л.:Академия наук СССР, 1946Сигал Н. Пьер Корнель. Л-М.: Изд-во Искусств, 1957