Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова
© 2006 «РЕФЕРАТЫ ДЛЯ ЖУРФАКОВЦЕВ»
HTTP://JOURNREF.NAROD.RU
Факультет журналистики.
Оппозиция любви и долга в «Сиде» Корнеля.
Преподаватель: Ванникова Н.И.
Реферат студентки II курса
P4ela
Москва 2004
Для Корнеля как представителя культуры XII века характерен пристальный интерес к человеческой мысли. Его герои глубоко размышляют о том, что происходит в их жизни, сами творят свою судьбу.
Корнель изображает душевный мир своих героев, выделяя его из мира окружающего. Душевная жизнь при постоянной смене событий часто остается неизменной. Они верны своим установкам до конца, безразличны к влияниям извне.
Во внутреннем мире героев Корнеля заключены противоборствующие силы. Душа его персонажей раскрывается в драматическом конфликте. Это не сфера, в которой мирно сосуществуют чуждые друг другу состояния. Это своеобразное поле битвы, на котором сталкиваются разные мнения самого героя. Человек, мучимый противоречиями – вот кого показывает нам писатель. Изображение человеческой души, раздираемой столкновениями различных психических потоков, сохраняет значение для «Сида» и многих других трагедий Корнеля.
Итак, любовь и долг. Что важнее? В душах героев то одно, то другое начинает главенствовать. Что же в конечном счете победит?
В действии первом, явлении первом Химена говорит следующие слова своей воспитательнице на известие, что отцу нравится ее возлюбленный Родриго:
(Химена)
Я смущена душой, Эльвира, я не смею
Отдаться радости и угнетаюсь ею:
Обличия судьбы изменчивы всегда,
И в самом счастии меня страшит беда.
Химена словно предчувствует катастрофу, будущую душевную борьбу, и это страшит ее.
Что же такое происходит?
Итак, основой драматического конфликта «Сида» является то, что молодой и доблестный рыцарь Родриго, защищая честь своего рода, убивает на поединке отца своей возлюбленной Химены, нанесшего жестокое оскорбление его отцу. Это убийство – пропасть между ними, страстно друг друга любящими. Брак становится невозможен, так как Химена не может выйти замуж за убийцу своего отца и более того – обязана, в силу того же закона фамильной чести (который управлял действиями Родриго), добиваться смерти своего возлюбленного.Итак, конфликт заключается в столкновении личного чувства – страстной любви Химены и Родриго – с долгом, который каждый из них считает более высоким, «сверхличным» началом. В этом заключается их желание защитить фамильную честь.
В «Сиде» изображается мучительная внутренняя борьба, которую поочередно переживают Родриго и Химена прежде чем принять решение. Они всей силой своей юной любви сопротивляются нормам и требованиям, предъявляемым кодексом дворянской чести, в то же время героичувства - страстной сами находятся в плену этих веками складывавшихся представлений и предрассудков. Корнель рисует Родриго и Химену очень принципиальными людьми, руководствующимися во всех своих поступках законами феодальной чести, которая является для них высшей этической нормой, господствующей над всеми их чувствами. Оберегая свою честь, человек является благородным, забывая о ней, становится бесчестным, подлым. Только благородный человек достоин уважения, а, следовательно, и любви. Если Родриго откажется от мести за отца не из-за страха перед смертью, а из любви к Химене, он все равно утратит свою честь и тем самым лишится уважения и любви Химены.о, и любви,этих веками складывавшихся представлений и предрассудков Невозможно быть любимым, когда замарана честь, т.е. когда человек не выполняет свой фамильный долг. Так, у корнелевских героев любовь в какой-то мере оказывается подчинена рассудку. Впрочем, мне кажется, она иногда все же вырывается из-под контроля и начинает руководить действиями героев, именно поэтому мы наблюдаем именно борьбу противоречий в душе героев.
Итак, разберем главные эпизоды, иллюстрирующие сказанное выше.
Граф Гормас, отец Химены, взбешен тем, что вместо него наставником принца король назначил дона Дьего, отца Родриго. И хотя дон Дьего и старается не усугублять конфликт, даже просит о том, чтобы граф Гормас стал его сыну тестем, Дон Гомес не в силах сдерживаться и жестоко оскорбляет отца Родриго. Пощечина. Оскорбленная честь требует отмщения. Сам дон Дьего стар и немощен, не способен за себя постоять, следовательно, за него это должен сделать его сын, Родриго, таким образом, перечеркнув все надежды на счастливое будущее с Хименой. Родриго убит заявлением – он должен отмстить отцу своей возлюбленной, но долг есть долг, о чем напоминает ему его собственный отец:
(Дон Дьего)
Не отвечай. Я знаю все, что есть.
Но мы не вправе жить, когда погибла честь.
Чем лучший оскорбил, тем глубже оскорбленье.
Ты знаешь мой позор, в твоей руке отмщенье.
Я все тебе сказал: наш мститель - ты один.
Яви себя врагу как мой достойный сын,
А я предам мой дух скорбям, меня сломившим.
Иди, беги, лети - и возвратись отмстившим.
Нет варианта – Родриго обязан отомстить, чем бы это не отозвалось в его дальнейшей судьбе, ем напоминает ему его собственный отец:тец имеет достотчно жесткую позицию относительноолжен сделать кем бы ни был оскорбивший честь. И все же он колеблется.
Его мысли и смятение раскрываются в монологе первого действия, так называемых «стансах Сида» (написанных в отличие от обычного размера классической трагедии - александрийского стиха - в форме свободных лирических стансов):
(Родриго)
Я предан внутренней войне;
Любовь моя и честь в борьбе непримиримой:
Вступиться: за отца, отречься от любимой!
Тот к мужеству зовет, та держит руку мне.
Но что б я ни избрал - сменить любовь на горе
Иль прозябать в позоре, -
И там и здесь терзаньям нет конца.
О, злых судеб измены!
Забыть ли мне о казни наглеца?
Казнить ли мне отца моей Химены?
раскрываетсягутся емуял.ь с таким позорм, Родриго «до глуби сердца поражен смертельною стрелой, нежданной и лукавой». Он был так к счастью близок, но злая судьба подстроила так, что его надежды не могут осуществиться. Он «предан внутренней борьбе», он в смятении, не знает, что ему делать. «Не меньше, чем отцу обязан он любимой». В какой-то момент он даже хочет умереть сам, не принося несчастия Химене, раз пощечина, нанесенная его отцу отцом возлюбленной, все равно погубила его честь:
(Родриго)
Отмстив, я гнев ее стяжаю негасимый;
Ее презрение стяжаю, не отмстив.
Надежду милую отвергнуть ради мести?
Навек лишиться чести?
Напрасно мне спасенья вожделеть:
Везде судьбы измены.
Смелей, душа! Раз надо умереть,
То примем смерть, не оскорбив Химены.
Но тут же Родриго осознает, что не может умереть с таким позором, «и чтоб Испания за гробом осудила не защитившего свой оскорбленный дом». Тем более, что Химену он все равно уже потерял. Для него невозможно принять «путь измены», и теперь все его ранние мысли кажутся ему помрачнением рассудка, он приходит к выводу - «Отцу обязан я первее, чем любимой». Итак, торжество долга над любовью:
(Родриго)
И, колебаньям положив конец,
Не совершим измены:
Не все ль равно, раз оскорблен отец,
Что оскорбившим был отец Химены!
Интересно отметить, что если этот монолог Родриго (действие первое, явление шестое) рисует нам его колебания и сомнения, то в конце третьего действия, когда он является к Химене с повинной, от этих сомнений не осталось и следа. Родриго уверен в правильности избранного им решения:
(Родриго)
Колеблясь, что избрать – твой гнев или позор,
Я думал, что мой меч, быть может, слишком скор.
Я обвинял себя в чрезмерном озлобленье;
И красота твоя взяла бы верх в боренье,
Когда б не отверг призыва милых чар,
Что та, что доблестным меня привыкла видеть,
Уничиженного должна возненавидеть
Что, уступив любви всесильному огню,
Я малодушием твой выбор оскверню.
Та же логика будет и руководить далее действиями Химены.
Это и создает неразрешимый конфликт пьесы; поведение героев в вопросах чести порождает реальное и непреодолимое препятствие их любви. Вместе с тем такое поведение делает их достойными друг друга.
В соответствии с основной философско-моральной концепцией Корнеля «разумная» воля, сознание долга торжествует над «неразумной» страстью. Но для самого Корнеля родовая фамильная честь не является тем, безусловно «разумным» началом, тем высшим непререкаемым авторитетом, которому следует, не колеблясь, принести в жертву личное чувство. Интересно отметить, что первоначальным толчком, движущей пружиной действия является отнюдь не столкновение высоких принципов, а просто оскорбленное самолюбие тщеславного придворного – отца Химены, раздраженного тем, что король предпочел ему отца Родриго. Причем граф Гормас далее и признает, что его увлек пыл, «в горячности слегка перехватил». Но он так далеко зашел, что уже извинительным словом не искупить вины.
Итак, Родриго и граф Гормас должны биться:
(Гормас)
Идем; остаться жить сын не имеет права,Когда омрачена отеческая слава.Дон Дьего искупает свой позор руками сына, граф Гормас мертв. А Химена должна требовать суда над возлюбленным по долгу: (Химена)Безумца юного отвагу накажите:Он отнял жизнь того, кто нужен был венцу;Он дочь лишил отца.Таким образом, убийство на поединке графа Гормаса переносит внутренний конфликт в душу Химены: теперь она, как некогда ее возлюбленный, оказывается перед таким же мучительным решением проблемы чувства и долга. Она обязана отомстить за отца и потребовать казни Родриго(«Великий государь, убийца жить не может!»),чтобы соблюсти долг и чести и так остаться достойной любимого: