Смекни!
smekni.com

Вадим Акентьев (стр. 16 из 38)

Цель этой книги, пишет ее автор, «показать, что баптисты, соответственно истории, представляют собой беспрерывную нить церквей от дней Христа… В неправильных, уклонившихся от истины, церквах ясно виден рост католицизма и позднее протестантизма. Баптисты – не протестанты, так как они не вышли из католической церкви» [21].

В «беспрерывной нити церквей от дней Христа» Дж. М. Карроль перечисляет монтанистов, павликиан, катаров[92], альбигойцев, вальденсов[93] и другие группы (наглядно представлены в диаграмме в конце книги). По убеждению автора, под всеми этими наименованиями (которые были даны «врагами истинной церкви») скрываются баптисты [22].

«Баптисты не верят в апостольскую преемственность, – пишет Дж. М. Карроль. - Апостольские функции прекратились со смертью апостолов. Это Своим церквам (баптистским – прим.авт.) Христос обещал беспрерывное существование от времени первого учреждения церкви при Его служении на земле до Его пришествия…» [23]. Таким образом, доктор Дж. М. Карроль блестяще показал, почему баптисты не верят в апостольскую преемственность. Потому что на самом деле – это баптистская преемственность.

Верит в непрерывную преемственность «истинных детей Божьих», навсегда ушедших из «кафолической» церкви в подполье, и Рогозин. В своей книге «Откуда все это появилось?» он развертывает перед читателем картину того, как «Свет Истины, яркий факел Божьей Любви передается из поколения в поколение» [26]. Рогозин пишет: «В самые темные периоды христианской истории возрожденные свыше чада Божьи повиновались повелению Господню: «Выйдите из среды их, и отделитесь...» (2 Кор. 6, 14-18). Они отделились, чтобы иметь непосредственную связь с Богом…» [27]. «Непосредственную связь с Богом», по Рогозину, имели, кроме прочих, монтанисты, несториане, монофизиты, монофелиты, павликиане и альбигойцы[94] [28]…

Меня в баптизме учили, что Слово Божье – это единственный критерий духовной жизни. Но Библия в отношении еретиков оказывается почему-то менее любвеобильна, чем вышеупомянутые баптистские теологи.

«Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет… Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания, а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших, тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда… Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого» (2 Пет. 2:1-11,20).

Ересь – пагубна. Ересь развращает. Еретики навлекают на себя скорую погибель (духовную, прежде всего). Плюрализм мнений остается плюрализмом только до определенных пределов, вне которых – поношение Церкви Христовой и, в конечном итоге, отвержение Бога. Те, кто отстаивает ересь, на самом деле, «идут вслед скверных похотей», может быть, неосознанно для себя. Оказывается, не принципиальность, а обыкновенные страсти (и гордость, наверное, прежде всего) ведут еретиков к тому, что они «презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших». В начале пути они принимают Христа и познают Его, как Спасителя. Но потом, родив или приняв ересь и не желая расстаться с ней, они сами себя отлучают от Церкви, а значит, и от Христа. Слово Божие (а не «официальные церковники») называет их «беззаконниками». Слово Божье (а не «господствовавшая церковь») говорит, что «суд им давно готов».

«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси (выделено мной – прим.авт.), ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5:19-21).

Ересь перед Богом и Его Церковью так же страшна, как прелюбодеяние и волшебство, так же омерзительна, как идолослужение, так же ужасна, как убийство[95]. Погибающих еретиков надо спасать, а не учиться у них «ревностной борьбе за возврат к первохристианству» [96].

Не смог бы я возвратиться в баптизм, даже если бы захотел, после осмысления такой истории баптизма. Мне нисколько не хочется иметь «славную историю» постоянных крайностей и заблуждений, тем более, когда они касаются Самого Христа и Его Слова. Мне не по душе та легкость[97], с которой иные баптистские богословы – идеологи первой величины! – записывают в «герои веры» еретиков, явных и для них.

Уж лучше вы – к нам, братья! Зачем вам сектантская преемственность, если есть апостольская? Зачем вам роднить себя с монтанистами, павликианами или богомилами, если можно породниться с Иоанном Златоустом, блаженным Августином, Кириллом и Мефодием, Сергием Радонежским, святителем Московским Филаретом, митрополитом Сурожским Антонием и т.д.?

вместо заключения

«Как я сказал, мы не принимаем людей легко. Опыт показывает, что они сначала приходят и прислушиваются, приглядываются, «принюхиваются». Потом в какой-то момент они загораются очень пламенным желанием принять православие и отталкиваются от той веры, которая была их верой; и вот в этот период я их никогда не принимаю; я не принимаю человека, который отрекается от своего прошлого. Потом начинается период, когда человек входит глубже в православие и начинает чувствовать, как он должен быть благодарен той Церкви, которая его сделала вообще христианином, когда у него нет уже романтики такого чрезвычайного подъема. Он может спокойно войти в православие, как блудный сын, который домой пришел, именно домой, а не в какое-то исключительное место. И когда он может обернуться и сказать: да, моя Церковь – католическая, англиканская, протестантская – мне все-таки открыла Христа, и я глубоко благодарен ей, – то мы их принимаем…» [33].

Митрополит Сурожский Антоний (Великобритания)

ПОСТСКРИПТУМ

Этот постскриптум появился после того, как моя книга несколько месяцев обсуждалась в Интернете на четырех форумах: Православный форум диакона Андрея Кураева (http://www.kuraev.ru/forum), Форум Евангельских христиан-баптистов (http://www.baptist.org.ru), Межконфессиональный Христианский Форум (http://www.evangelie.ru/forum) и Открытый христианский форум (http://jesuschrist.ru/forum).

Я просил всех желающих высказать свое мнение. Особенно меня интересовало мнение евангельских христиан-баптистов – насчет достоверности тех или иных сведений о них в книге. Естественно, первая реакция с их стороны часто была негативная («ну, вот, перешел в православие, сейчас начнет нас грязью поливать»). Однако по мере чтения книги народ успокаивался. Несколько баптистов на разных форумах назвали мою книгу уникальной, когда увидели, как я отзываюсь о своих бывших единоверцах. А один служитель из Первой Славянской Баптистской Церкви г. Сакраменто (США) вызвался даже помочь мне оформить два сайта, на которых поместил мою книгу. Во всяком случае, в недостоверности фактов о баптистах книга за все это время замечена не была.

Итак, несколько заметок после форумов.

Можно ли исцелиться от иконы и святых мощей?

Я не буду прямо отвечать на этот вопрос. Просто поделюсь с вами, уважаемые читатели, мыслями по поводу некоторых мест Библии.

«И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его, ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею. Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова» (Мф. 9:20-22, см. также Мф. 14:36; Мк. 6:56; Лк. 8:43-48).

Удивительно! Христос должен был упрекнуть женщину за то, что она, пробираясь сквозь толпу, старалась только об одном – прикоснуться к краю Его одежды. Христос должен был научить женщину, что ей надо было не дополнять давку, а стоять в стороне и молиться Христу «в духе и истине». Разве нужно ей было для обращения к Богу посредство материального предмета – какого-то плаща? Но вместо всего этого Христос говорит женщине: «Вера твоя спасла тебя!».

Да, у нее была вера, и это главное. Христа тогда, в толпе, теснили многие. Но только об этой женщине Он сказал: «Кто прикоснулся ко Мне?». Вера ее отличала из всей толпы. Но могла ли она с этой же верой во Христа прикоснуться, например, к одежде своего мужа и также получить исцеление? Думаю, нет. Скорее всего, какое-то значение имело то, Чья была одежда. Во всяком случае, таких примеров в Евангелии несколько. Больные люди просят прикоснуться к краю одежды Христа, «и которые прикасались, исцелялись» (Мф. 14:36). Христос позволял Своей одежде служить посредством передачи Своей благодати? Неужели Он согласовал веру в Него с некоторыми материальными предметами этой веры?

Еще одно недоумение. Женщина прикоснулась всего лишь к одежде. А Христос, как пишет Лука, сказал: «Кто прикоснулся ко МНЕ (выделено мной – прим.авт.)?». Но даже если бы женщина прикоснулась к телу Христа, недоумения у меня бы не убавилось. Одежда и тело, плоть и кровь, суть материальные предметы. Но через материальный предмет женщина прикоснулась, получается, к Самому Богу: «Кто прикоснулся ко Мне?». Именно в момент прикосновения к материальному предмету от Бога изошла сила. Женщина всем сердцем верила во Христа, как Спасителя, но была исцелена только тогда, когда прикоснулась к Его одежде.