Смекни!
smekni.com

Вадим Акентьев (стр. 19 из 38)

Я приведу цитату из этой статьи:

«Еще совсем недавно автор этих строк весьма отрицательно относился к фактам перехода христиан из одной деноминации в другую. Разумеется, я допускал, что такие переходы вполне могут быть результатом серьезного духовного поиска, а не только следствием зашкаливших эмоций или беспринципного прагматизма. Моя непримиримая позиция была основана, как это водится у баптистов, на подходящем случаю евангельском стихе – «Каждый оставайся в том звании, в котором призван» (1 Кор. 7:20). При этом, увы, мной как-то забывалось наставление Спасителя – «Не судите, да не судимы будете» (Матф. 7:1). И вот Бог – по Своему Промыслу – напомнил мне о духовной значимости и персональной актуальности Его назидания: я сам перешел из баптизма в лютеранство. Воцерковление в Евангелическо-Лютеранской Церкви стало для меня актом смирения перед Вседержителем…».

Далее В. Солодовников высказывает некоторые критические замечания о жизни и вере евангельских христиан-баптистов России.

А заканчивается статья выводом о «кризисе отечественного баптизма, связанном с… фактическим неприятием им Великой Реформации»[100].

К чему ближе традиционный протестантизм –

к баптизму или… к православию?

Некоторые «вероучительные книги Лютеранской церкви» подтверждают вывод В. Солодовникова о «неприятии» отечественным баптизмом «Великой Реформации».

Вот лишь некоторые иллюстрации из «Краткого катехизиса» д-ра Мартина Лютера:

«Что дает, или какую пользу приносит Крещение?

В соответствии со словами и обетованиями Божьими, Крещение приносит отпущение грехов, избавление от смерти и от дьявола, а также дарует вечное спасение всем, кто верует…

Как вода может творить столь великие дела?

Вода без Слова Божьего — это обычная вода, а никакое не Крещение. Но соединенная со Словом Божьим, она становится Крещением, благодатной живой водой и возрождающим омовением в Святом Духе… (В другой вероучительной книге лютеран «Шмалькальденские артикулы» говорится: «Относительно Крещения младенцев, мы придерживаемся мнения, что детей следует крестить. Ибо они подлежат обетованному искуплению, совершенному Христом…» [6]).

Что такое ИСПОВЕДЬ?

Исповедь включает в себя две основные части. Во-первых, мы признаем свои грехи. Во-вторых, мы принимаем отпущение грехов, — то есть их прощение, — от пастора, как от Самого Бога и нисколько не сомневаемся, но твердо веруем, что тем самым наши грехи прощены пред Богом на Небесах…

…И дальше: “Веришь ли ты, что мое прощение — это прощение Божье?”

Ответ: “Да, уважаемый господин”.

И тогда пусть исповедник (пастор – прим. авт.) скажет: “Да будет тебе по вере твоей. И, по заповеди Господа нашего, Иисуса Христа, я прощаю тебе твои грехи, во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь. Иди с миром”…

Что такое Таинство Святого Причастия?

Это содержащиеся в хлебе и вине истинные Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, которые мы, христиане, должны есть и пить, по установлению Самого Христа… (в «Шмалькальденских артикулах»: «О Таинстве Алтаря мы полагаем, что хлеб и вино на Причастии являются истинными Телом и Кровью Христовыми…» [7]).

Какова польза от этого ядения и пития?

Она показана нам словами: “за вас предаваемое” и “за вас изливаемая во оставление грехов”. Именно этими словами при совершении данного Таинства нам даруются прощение грехов, жизнь и спасение…

Как глава семейства должен учить своих домашних молиться по утрам и вечерам?

Утренняя молитва

Поднявшись утром, перекрестись и скажи: “Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь”. Затем, преклонив колени, или стоя, произнеси Символ Веры и Молитву Господню…

Вечерняя молитва

Ложась спать вечером, перекрестись и скажи: “Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь”. Затем, преклонив колени, или стоя, произнеси Символ Веры и Молитву Господню…» [8].

Все эти перечисленные вероучительные положения лютеран (кроме, пожалуй, необходимости молитвы утром и вечером; конечно, без «перекрестись» и заученных молитв) противоречат вероучению евангельских христиан-баптистов[101].

В предисловии к катехизису Мартин Лютер пишет, в частности, следующее: «Прежде всего, пусть проповедник старается избегать множества разнообразных форм и текстов Десяти Заповедей, молитвы “Отче наш”, Символа Веры, Таинств [слов установления] и т.п., но выберет одну из формулировок [для каждого из вышеуказанных постулатов] и будет верен этой формулировке, повторяя ее постоянно, год за годом. Ибо [я даю этот совет, зная, что] молодых и малообразованных людей следует учить единообразно, однажды установленным [не изменяющимся от раза к разу] текстам и формам, иначе они путаются и сбиваются, когда учитель сегодня учит их так, а через год — по-другому, вроде бы желая внести улучшения в свое учение, а в результате — все его старания и труды [в обучении] остаются тщетными.

Наши блаженные Отцы [Церкви] также хорошо понимали это. Ибо все они использовали одинаковые формулировки молитвы “Отче наш”, Символа веры и Десяти Заповедей…» [9].

Итак, вероучение Реформации в корне расходится с вероучением русских баптистов не в чем-то второстепенном, а в некоторых, пожалуй, главных установлениях. Я имею в виду, в частности, Таинства Крещения и Евхаристии.

Одно из основных положений протестантизма – принцип «только Писание» – тоже расходится с баптизмом. Поскольку подразумевает «стойко держаться» не только Писания, но и вероучительного предания отцов Реформации – ряда «вероисповедных книг Лютеранской церкви»[102]. Некоторые из них я выше цитировал.

А вот к православию вероучение Реформации в этих установлениях подходит совсем близко[103].

Получается, если сравнивать не по форме, а по сути, то в баптизме меньше протестантизма, чем… в православии.

Хотя и по форме (см. фото конфирмации В. Солодовникова) – с кем можно спутать лютеранских священнослужителей?

«Несмотря на все препятствия, стоящие на их пути, у протестантов, безусловно, есть надежда прийти к Истине. Они фактически стучатся в двери нашей Церкви» [104].

***

Главный редактор одного из журналов евангельских христиан-баптистов России (мой хороший знакомый) на форуме ЕХБ написал мне теплый, участливый отзыв. Однако, среди прочего, он отметил: «Если тебе интересно мое мнение о твоей книге и твоем состоянии, то я, выскажу, быть может, смелое предположение, не видя тебя, только на основании прочитанного. В тебе борются любовь к баптизму (который суть люди – братья и сестры) с твоим новым положением и обязанностью быть хорошим православным верующим».

На что я ответил: «Если баптизм – это «суть люди – братья и сестры», то мое новое положение как раз открыло мне, что я любил их недостаточно, очень плохо, и что любовь к ним должна не только не прекратиться, но и возрасти. Это не заигрывание. Хороший православный верующий (до которого мне еще очень далеко) обязан в отношениях с инославным миром являть, с одной стороны, принципиальность по догматическим вопросам, с другой же, – братскую любовь к тем, кто догматически мыслит иначе. Любовь настоящую: «как если кто положит душу свою за друзей своих…».

Приложение № 1

Как выпросить у Бога радиоэфир?

«Слово редактора» из бюллетеня КРОО «Телерадиоцерковь»[105] (№ 3, 2002 год): «Когда-нибудь о «Телерадиоцеркви»… напишут книгу… об удивительных благословениях Божиих, которые мы пережили… Почти три года назад Радиоцеркви в Кемерове не было… А началось все, наверное, с моего сильного желания после окончания КемГУ работать не просто журналистом, а христианским журналистом. Именно поэтому в 1997-1998 годах я немного печатался в газете «Золотые купола». Потом узнал, что есть такая «Радиоцерковь». Сначала я стал работать собственным корреспондентом по Кузбассу… Потом в начале 1999 года собрал несколько творческих людей из различных христианских общин Кемерова. Попытались предложить свои программы на местных радиостанциях, на областном проводном радио, но безуспешно. Однако желание рассказывать о Спасителе своим землякам было у нас настолько сильным, что мы однажды взяли пост и с молитвой семь раз обошли вокруг областного Дома Радио.

…Мы шли не спеша, молясь, то попеременно, то вместе, то громко, то шепотом. Я почти ничего не замечал вокруг, для меня тогда существовало только Небо (кстати, светлое и голубое) и Дом Радио. Не знаю, как у других, но у меня временами трепетало сердце от этого дерзновенного «потрясания небес». Когда мы обходили здание на третий раз, дорогу нам перегородил «уазик» с номером «666» и остановился… Пришлось его обходить. Этот случай нас развеселил, тем более что «уазик» скоро убрался с нашего пути, пятясь задом в гараж. Оставшиеся круги мы молились более горячо. Прошло полгода, и на удивительном повороте судьбы меня приняли главным редактором городской радиопрограммы «Радиовестник». Сейчас эта программа имеет самое лучшее время на первом канале проводного радио, причем более часа ежедневно. В программе «Радиовестник» с 20 ноября 2001 года вещаются передачи «Радиоцеркви» за приемлемую для нас оплату. Мы не могли даже представить такого! Вот уж воистину Своей силой, действующей в христианах, Бог «может сделать несравненно больше всего, чего мы просим и о чем помышляем» (Еф. 3:20)! Я думаю, что Бог ответил так на нашу веру, ведь больше мы ничего не могли Ему предложить: ни достижений в личной праведности, ни великих свершений…».

Семь кругов надежды

«Слово редактора» из бюллетеня № 4, 2002 год: «Более полугода мы мучились с тем, что редакционный телефон был спаренным. Это значит, что если мы разговариваем, то сосед по подъезду говорить не мог. Это значит, что для соседа и его семьи мы были колоссальным источником раздражения. Надо сказать, что телефон в нашей редакции почти не остывает… Кроме того, мы ежедневно обновляли Библейский автоинформатор, а это около получаса беспрерывного «занято». Трагедия была в том, что в доме, где располагается наша редакция, невозможно поставить обычный телефон, даже коммерческий: все линии давно заняты, уплотнены и сблокированы на десять раз. Ситуация была настолько безвыходная, что начальник отдела Кемеровской ГТС развел руками. Понятно, что на ежедневных молитвах в студии «Радиоцеркви» мы уже с воплем, слезами и воздетыми к небу руками молились о ниспослании обычного не спаренного телефона и об обильном материальном благословении соседа, который тоже почти ежедневно ругал нашу редакцию. Мы стали подумывать о переезде в другое помещение. В конце концов, я объявил пост, бросил клич: «Кто со мной?», и мы пошли до Кемеровской Городской Телефонной Сети. Нас было трое, наверное, самых отчаянных... Над нашими головами было все то же голубое ясное небо. Только «Иерихон» был уже посолиднее, чем Дом Радио. Огромное многоэтажное здание из стекла и бетона. Семь кругов мы долго ходили. «Господи, тебе все возможно! Дай нам обычный телефон!» - молились мы по очереди и вместе.