Смекни!
smekni.com

Вадим Акентьев (стр. 3 из 38)

Может быть, окончательно я предал баптизм, хотя и неосознанно, в 1996 году, когда писал статью о православном храме, который был устроен в бывшем плацкартном вагоне. Его каким-то чудом перевезли со станции в близлежащий поселок и затащили на гору солдаты. Об этом чуде я и писал (вес вагона был примерно 40 тонн). Священник, у которого я брал интервью, на прощание подарил большую икону: сунул ее мне под нос и сказал: «Целуй». Я послушно ткнулся губами в пахнущую свежим лаком раму. Видел бы меня тогда пресвитер, особенно мое благодушное лицо! Хотя мне было просто приятно общаться с этим кротким и добрым священником, который не знал, кто я такой (хотя, может быть, догадывался). Мое «иконопочитание» было лишь знаком уважения, и не более того. Но и за такое уважение меня уже можно было «отлучать».

Я теперь вспоминаю, что мое сочувствие православию началось, по всей видимости, с того самого… дьякона общины ЕХБ, который привел меня к вере. Однажды он подарил мне аудиокассету с христианскими песнями – группы «Рождество». Это было мое первое соприкосновение с миром христианской музыки. На кассете было и несколько православных песнопений, исполняемых очень благозвучно на церковнославянском языке, классически – а капелла (например, «Трисвятое», «Первый изобразительный антифон» – 102 псалом и др.). Слушая эти православные песнопения, я словно «восходил на небо».

По моему мнению (которое я отстаивал, еще будучи членом общины ЕХБ), русский баптист должен быть не просто веротерпимым по отношению к Русской Православной Церкви, но… любить ее, пусть сдержанно и издалека. Любить хотя бы как неотъемлемую часть истории России, русской культуры[7] (не говоря уже о том, что православные христиане – братья по вере). За такие взгляды в случайных беседах с православными христианами мне говорили: «А ведь ты по духу православный…». А меня до самого перехода в православие ничего туда не тянуло – ни примеры подвижников, ни труды отцов Церкви, ни духовная атмосфера литургии и т.д. Православие я не знал, и не пытался познавать. И мой переход был в большой степени… тактическим маневром.

В конце 2000 года, когда я еще работал директором кемеровской «Радиоцеркви», возникла угроза закрытия нашего вещания на первом канале городского радио. Мы целый год размещали там наши евангельские программы (около 80 минут ежедневно). Они были разные – для взрослых и детей, для молодежи и пожилых людей. Мы стремились к тому, чтобы в программах звучала, прежде всего, радостная весть о Господе Нашем и Спасителе Иисусе Христе. Христианское вещание хотели закрыть из-за того, что журналисты были верующими протестантских конфессий[8]. Я обратился к руководителю областного отдела по связям с религиозными организациями с просьбой о помощи.

Однажды тучи сгустились над нашим вещанием настолько, что я решил… перейти в РПЦ. Я надеялся таким образом хоть на время успокоить врагов «Радиоцеркви». И вещание, действительно, безоблачно продолжалось еще два года[9]. О последствиях перехода я особо не задумывался (меня вдохновлял пример апостола Павла, который однажды взял и обрезал Тимофея по иудейскому обряду, чтобы иудеи приняли его и услышали проповедь о Христе (см. Деян. 16:1-3)).

А последствия оказались неожиданными и печальными. За переход в православие меня, против желания, отчислили с пятого курса Богословского института (даже не потребовав объяснений – видимо, от шока). Потом, через год, мое руководство попросило оставить пост директора кемеровской «Радиоцеркви» (и в Москву на повышение я не поехал), хотя программы по-прежнему были «протестантски» выдержанными.

Тактический маневр оказался авантюрой, а я – несерьезным баптистом. Понимаю, что подвел и институт, и «Радиоцерковь», которые финансируются протестантскими церквями, и работают, прежде всего, в их интересах.

Правда, наше кемеровское отделение с самого начала открыто сотрудничало с некоторыми священниками Кемеровской и Новокузнецкой епархии. В наших передачах они нередко давали интервью, отвечая на различные вопросы о христианской вере, помогали делать рубрики, например, «Рассказы о святых» (по материалам «Житий»)[10]. Через это сотрудничество я ближе познакомился с православными священниками, с кем-то подружился. Я увидел, что это обычные христиане – со своими плюсами и минусами, но – с Богом в сердце.

Что я нашел в православии

Все же я не был совсем пропащим баптистом – в мусульмане или буддисты я бы не пошел. Я приблизительно знал, что Православная Церковь – это христианская церковь, что православное богословие в некоторых главных догматах сходится с протестантским богословием. Значит, и там жить можно.

Но вначале было трудно: совсем другая жизнь. А потом начались открытия, которые стали утешать бывшего протестанта. Воистину, «вкусите и увидите»! Я увидел, что некоторые «особенности» русского баптизма присущи и православию! Прежде всего, это – любовь к Священному Писанию, отношение к нему, как к фундаменту веры и благочестия.

Вот лишь некоторые иллюстрации (см. также Приложение № 2).

Св. Иоанн Златоуст, епископ Константинопольский (4 век): «Незнание Священного Писания есть опаснейшее состояние, погружающее нас в глубину погибели» [7].

Св. Афанасий, архиепископ Александрийский (4 век): «Книги Св. Писания суть источники спасения, из которых каждый жаждущий может черпать Слово Божие; в них одних единственно содержится учение, ведущее к благочестию» [8].

Св. Игнатий (19 век): «Отцы, близкие к нашему времени, называют богодухновенных руководителей достоянием древности и уже решительно завещевают в руководство Священное Писание, проверяемый по этим Писаниям, принимаемый с величайшей осмотрительностью и осторожностью совет современных... братий» [9].

Преп. Пахомий Великий (4 век), основатель общежительного монашества, знал наизусть Святое Евангелие и вменял ученикам своим в непременную обязанность выучить его [10].

Преп. Серафим Саровский (19 век) каждую неделю прочитывал все Евангелие, Деяния и Послания апостолов [11].

19-е правило Шестого Вселенского Собора (680-681 гг.) гласит: «Предстоятели церквей должны во все дни, особенно же во дни воскресные, поучать весь клир и народ словесам благочестия, избирая из Божественного Писания разумения и рассуждения истины…» [12].

Второе правило Седьмого Вселенского Собора (787 г.) определяет при возведении в сан епископа тщательно испытывать священника, «имеет ли усердие с размышлением, а не мимоходом, читать… Святое Евангелие, и книгу Божественного Апостола, и все Божественное Писание и поступать по заповедям Божиим…» [13].

Сборник «Спутник христианина» (составлен в 1898 году священником Николаем Успенским): «Из всех книг, сколько у нас есть на свете, самая истинная и самая полезная – святая Библия… Тут говорится… о нашем спасении. Поэтому-то перед чтением и до прочтения Евангелия всегда поют в церкви: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!». Православные! Читайте или же слушайте Библию с благоговением, как письмо, присланное нам с неба от Бога. В ней есть все, что нам нужно знать для нашего спасения… Приобретение Библии в настоящее время легко для всякого и везде… Если при всем том у тебя нет Библии, то тебе уже нечем оправдаться перед Богом и Спасителем в том, что до сих пор не имеешь еще столь спасительной книги…» [14].

Русские протестанты любят Священное Писание, которое для России перевели – сначала с греческого на славянский язык – православные монахи Кирилл и Мефодий, а затем – со славянского на русский – сообща несколько православных академий и институтов под руководством Священного Синода. Кстати, постановление о русском переводе Библии Синод вынес в 1858 году благодаря энергии святителя Филарета Московского, ревностного поборника этого перевода [15].

Радостным открытием для меня стало то, что в Православной Церкви, оказывается, тоже проповедуют, да еще и своими словами и на русском языке – совсем как в Доме Молитвы!

Свидетельствую о своем Никольском храме – на каждой воскресной литургии священник перед причастием объясняет людям прочитанный на службе отрывок из Библии или значение очередного христианского праздника. Я заметил: читают Священное Писание в храме строго каждый день, а проповедуют больше по воскресеньям. Сегодня, в день, когда я пишу эти строки, настоятель храма в проповеди сказал дорогие моему «протестантскому» сердцу слова: «Основа жизни нашей – Евангелие. Мы спасаемся только верой в Господа нашего Иисуса Христа».

Еще одно открытие – просто сногсшибательное! Оказывается, не только протестанты спасаются «по вере». В утреннем молитвенном правиле православного христианина, в «Молитве ко Господу нашему Иисусу Христу» есть такие слова (перевожу со славянского): «И вновь молюсь Тебе, Спаситель, спаси меня по благодати. Если через дела спасешь меня, это уже не благодать и дар, но долг более… Верующий в Меня, сказал Ты, о Христе мой, жив будет и не узрит смерти вовеки. Если вера в Тебя спасает безнадежных, вот, верую, спаси меня… Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, так как совершенно не найдешь дел, оправдывающих меня. Но эта вера да довлеет вместо всех, да отвечает, да оправдает меня, да соделает меня причастником Твоей вечной славы» [16]!