55. См.: Закон Божий. Руководство для семьи и школы // Сост. прот. Серафим Слободской. М., 2000. С. 633-634.
56. Прот. А. Шмеман. Евхаристия. Таинство Царства. М., 2001. С. 51.
57. Митрополит Сурожский Антоний. Нет, ты не один // Фома. Православный журнал для сомневающихся. № 3. 2003. С. 24.
К главе «Отступать – некуда»
1. Письма Ревельского епископа Николая (Касаткина) из Японии. (Цитируется по: Диакон Андрей Кураев. Вызов экуменизма. М., 2003. С. 306).
2. Рождественские чтения 21.01.1996г. // Русская мысль. № 4116.
3. Диакон Андрей Кураев. Вызов экуменизма. М., 2003. С. 309.
4. См.: Рогозин П.И. Сектантство // Откуда все это появилось? Луцк. http://rus-baptist.da.ru/ .
5. Кернс Эрл Е. Дорогами христианства. М., Протестант. 1992. С. 107.
6. Карев А.В., Сомов К.В. История христианства. М., 1993. С. 176-179.
7. Там же. С. 247-249.
8. Христианство. Энциклопедический словарь в 3-х т. М., 1995. Т. 2. С. 270.
9. Там же. С. 83.
10. См.: Савинский С. Н. Возникновение баптизма в России. http://spasenie.kiev.ua/articles/Revived/2003/06/03/ vozniknovenie_10.html .
11. Христианство. Словарь // Под общ. ред. Л.Н. Митрохина и др. М., 1994. С. 335.
12. Блаж. Феодорит Кирский. Церковная история. Книга четвертая. Глава 11. О ереси мессалиан. www.krotov.org/acts/04/feodorit/feod411.htm .
13. Епископ Илларион (Алфеев). Духовный мир преподобного Исаака Сирина. Глава VI. Школа молитвы. www.orthodoxia.org/hilarion/booksrus/issyr/main.htm .
14. Протопр. Иоанн Мейендорф. Иисус Христос в восточном православном предании. Духовные писатели: спасение, аскетизм и обожение. www.apologia.narod.ru/basis/bogoslovie/mejendorff/Iisus_6.htm .
15. Карев А.В., Сомов К.В. История христианства. М., 1993. С. 52.
16. Кернс Эрл Е. Дорогами христианства. М., Протестант. 1992. С. 78.
17. Христианство. Энциклопедический словарь в 3-х т. М., 1995. Т. 2. С. 176-177.
18. См.: Павлов В.Г. Правда о баптистах. Очерк истории, церковного устройства и принципов баптистских общин // Наша история. http://rus-baptist.narod.ru/ .
19. Карроль Дж. М. След крови. Lexington. С. 3.
20. Там же. С. 1-2.
21. Там же. Диаграмма.
22. Там же. С. 71-72.
23. Там же. С. 7.
24. См.: Карев А.В., Сомов К.В. История христианства. М., 1993. С. 250.
25. Христианство. Энциклопедический словарь в 3-х т. М., 1995. Т. 1. С. 702.
26. См.: Рогозин П.И. Сектантство // Откуда все это появилось? Луцк. http://rus-baptist.da.ru/ .
27. Там же.
28. Там же.
29. См.: Свящ. Вячеслав Рубский. Православие – протестантизм. http://www.pravbeseda.org/library/ .
30. Руководство к изучению книг Священного Писания Нового Завета // Сост. А.В. Иванов. СПб., 2000. С. 638.
31. Диакон Андрей Кураев. Вызов экуменизма. М., 2003. С. 312.
32. См.: Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Н. Новгород, 2002. С. 148-189.
33. Митрополит Сурожский Антоний. Быть православным в Англии. О Сурожской Епархии. // Фома. Православный журнал для сомневающихся. № 3. 2003. С. 33.
К Постскриптуму
1. Водневский Н. Пропадал и нашелся. Личное свидетельство. http://blagovestnik.org
2. За радикальные реформы // Вера и жизнь. № 3. 1998. С. 27.
3. Необходима радикальная реформация // Христианское слово. № 2. 1998. С. 9-10.
4. Баптисты на планете // Христианское слово. Юбилейный выпуск к 130-летию евангельских христиан-баптистов в России. С. 74.
5. Солодовников В. Христианская публицистика. М., 1997. С. 5-6.
6. Шмалькальденские артикулы. http://luther.ru
7. Там же.
8. Краткий катехизис. http://luther.ru
9. Там же.
10. См.: Колесников Н. А. Церковные священнодействия евангельских христиан-баптистов. http://rus-baptist.da.ru/
11. Апатов Ю. О, Брянск, тебя восхвалят братья твои! // Христианское слово. Юбилейный выпуск к 130-летию евангельских христиан-баптистов в России. С. 35.
К Приложению № 2
1. Лесков Н.С. Зеркало жизни. СПб., 1999. С. 287.
2. Там же. С. 286.
3. Там же. С. 283.
4. Там же. С. 282.
5. Великие мысли, кратко реченные // Сост. Васильев В., Ведяничев В. СПб. 2001. С. 522.
6. Там же. С. 523.
7. Там же. С. 524.
8. См.: Духовные стороны христианства. www.pagez.ru .
9. Православный катехизис.
10. См.: "Православный календарь 2002 - 2003 - 2004 гг." на CD.
11. См.: Там же.
12. См.: Там же.
13. См.: Там же.
14. См.: Там же.
15. Митрополит Сурожский Антоний. Нет, ты не один // Фома. Православный журнал для сомневающихся. № 3. 2003. С. 25.
16. Архиепископ Амвросий (Ключарев). Не хлебом единым... М., 1997. С. 29-30.
К Приложению № 3
1. Крабб Л. Внутренний мир. Новосибирск, 1997. С. 258.
2. Там же. С. 4.
3. Спасительная весть для погибающего мира // Вера и жизнь. № 6, 2000. С. 10.
4. См.: Крабб Л. Внутренний мир. Новосибирск, 1997.
5. Иер. Олег Давыденков. Катихизис. М., 2000. С. 21.
6. Там же. С. 22.
7. См.: Крабб Л. Внутренний мир. Новосибирск, 1997. Сс. 168, 243.
8. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская Энциклопедия Брокгауза. Paderborn, 1999. С. 275.
9. Мицкевич В.А. Библиология. М., 1993. С. 209.
10. Иер. Олег Давыденков. Катихизис. М., 2000. С. 24.
К Приложению № 4
1. Канонник или полный молитвослов. М., 2001. С. 489.
2. См.: Колесников Н. А. Церковные священнодействия евангельских христиан-баптистов. http://rus-baptist.da.ru/ .
3. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская Энциклопедия Брокгауза. Paderborn, 1999. С. 138.
4. См.: Основные принципы веры евангельских христиан-баптистов. Одесса, 1992. С. 71.
5. Евангельские христиане-баптисты. М., 1997. С. 28-29.
6. Макарий, митроп. Московский и Коломенский. Православно-догматической богословие в 2-х т. М., 1999. Т. 2. С. 367-368.
7. Пространный Христианский Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. www.pagez.ru.
8. Макарий, митроп. Московский и Коломенский. Православно-догматической богословие в 2-х т. М., 1999. Т. 2. С. 407.
К Приложению № 6
1. См.: Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М., 1998. С. 422-423.
2. Древние иноческие уставы, собранные свт. Феофаном Затворником. М., 1994. С. 235.
3. Там же. С. 361.
4. Там же. С. 364.
5. Там же. С. 633-634.
6. Христианство. Энциклопедический словарь в 3-х т. М., 1995. Т. 1. С. 553.
7. Древние иноческие уставы, собранные свт. Феофаном Затворником. М., 1994. С. 658-659.
8. Абхазия. Христианские святыни Нового Афона. Путеводитель. Сухум, 2003. С. 13-14.
Автор будет благодарен за отзывы об этой книге,
которые можно направлять по адресу:
650099, Кемерово, а/я 921
или на e-mail: kemerovo@kmr.ru
В электронном виде
книгу можно найти по адресу: www.akentyev.narod.ru
На 1-й стр. обложки: Часовня Московского Свято-Данилова монастыря. Фото из журнала «Православная беседа» № 4, 2003. |
На 4-й стр. обложки: Гробница св. Корнелия, римского епископа. Катакомбы св. Каллиста, Рим, III век. Источник: http://pravoslavie.ru/jurnal/katakomb.htm |
[1] Мне было не все равно, к кому придти. Я пришел не к любому священнику, а к тому, кто однажды назвал меня, баптиста, братом. Так и сказал: «Брат, помолись за меня, а то суета заела…».
[2] К нам в Дом Молитвы приходили как-то местные священники, о.Д. и о.Е. На нашем братском совете они что-то говорили про возвращение в Церковь, про организацию дискуссии в Доме Молитвы. Но тогда мне не о чем было дискутировать: у меня был Отец Небесный, у меня было Его Слово, у меня был Его Дух.
[3] Миссия по распространению Священного Писания (от Российского Библейского Общества).
[4] Международная миссия, которая, кроме всего прочего, занимается проповедью Евангелия через показ фильма «Иисус» в больницах, учебных заведениях, домах культуры и т.д.
[5] К сожалению, сегодня за этим наименованием может скрываться деструктивный культ [2].
[6] Кстати, межконфессиональные встречи уже три года проходят у меня дома – ежедневно с утра и до вечера. Дело в том, что мы живем вместе с тещей (золотой души человек!), которая является одним из старейших членов общины ЕХБ. Мы вместе присутствуем на «домашней церкви» – по вечерам, когда наступает время читать Библию и молиться.
В личной жизни меня еще многое связывает с баптизмом. Моя мама – прихожанка церкви ЕХБ, мой брат недавно стал пресвитером (кстати, в свое время с миссионерским рвением я буквально за руку притащил его в Дом Молитвы).
[7] Верующий человек обретает Небесную Родину, но, по моему мнению, это не значит, что он должен охладеть к Родине земной. Насколько велика была любовь апостола Павла к своим соотечественникам! Он писал: «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян…» (Рим. 9:1-4). Удивительно! Апостол Павел говорит, что свое отлучение от Христа он переживал бы не так страшно, как отлучение от Христа своих соотечественников! Если русский протестант любит Россию и переживает за православных людей, то это еще только начало. Высота христианской любви – «непрестанное мучение сердцу», готовность обменять свой «протестантский оптимизм» на «великую печаль» за русского, пусть даже и православного.
[8] В этой книге под протестантами я имею в виду, прежде всего, евангельских христиан-баптистов и христиан веры евангельской (пятидесятников), хотя к протестантизму их можно отнести лишь по некоторым общим принципам (таким, например, как «признание исключительного авторитета Священного Писания в противоположность церковной традиции, учение об оправдании верой, отрицание особого божественного авторитета духовенства» и т.д.) [6].
[9] А потом прекратилось из-за новых расценок на эфирное время.
[10] Прекрасно вела эту рубрику журналистка Ш., которая являлась членом пятидесятнической общины «Кемеровский христианский центр».
[11] Хотя «Закон Божий» и говорит, что «для нашего спасения нужны вера, молитва и добрые дела» [18], но не надо в этих словах подозревать умаление важности веры. Ведь апостол Иаков писал, что «вера без дел мертва» (Иак. 2:20). Православие говорит не только о необходимости веры, но и о грозном предупреждении Господа Иисуса Христа: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный…, ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф. 25:41-43).