Смекни!
smekni.com

Вадим Акентьев (стр. 37 из 38)

[88] «По Петру Сицилийцу, павликиане в общем придерживались обыкновенного дуалистического учения, общего всем манихеям…» [8]. «Манихейство имеет в своей основе вавилонскую религию, в значительной степени осложненную заимствованиями из парсизма (зороастризма – прим. авт.) и христианства» [9].

[89] «Василий Гурьевич Павлов (1854—1924 гг.), всемирно известный пионер евангельско-баптистского движения, которого на Западе называли “движущим духом русского баптизма” [10]. Павлов был «одним из основателей Союза Русских баптистов и пресвитером крупных баптистских общин в Тифлисе, Одессе, Москве и Петербурге…» [11].

[90] «Около того же времени родилась и ересь мессалиан… Они избегают, как зла, всякого труда рук и, предаваясь сну, грезы сновидений называют пророчествами» [12]. «Главным деланием считалась непрестанная молитва, посредством которой мессалиане достигали экстатических состояний. Мессалиане… отвергли не только внешние формы молитвы, но и таинства Церкви, а также чтение Писания…» [13]. «Мессалиане осуждали рукоделие… презирали брак; они исповедывали савеллианские и докетистские взгляды и странные верования о творящем огне» [14].

[91] О монтанистах даже Карев и Сомов пишут, что «Монтан впал в крайности в целом ряде вопросов. Он и его сторонники… требовали более строгих и продолжительных постов… Заблуждением монтанистов было и их увлечение пророчествами. По своей форме их пророческий дар выражался в крайне возбужденном состоянии. Всех христиан, не впадавших в такое возбужденное состояние, монтанисты считали плотскими, а себя считали духовными» [15]. «Сами монтанисты называли свое движение «новым пророчеством». Они имели «множество книг и утверждали, что из них можно научиться большему, чем из закона, пророков и евангелий. Они думали, что с явлением Монтана исполнилось обещание Христа (Ин. 12:12-13)» [16]. «Монтан утверждал, что… он сам является «параклетом», «утешителем», через которого Дух Святой говорит Церкви так же, как Он говорил когда-то через Павла и других апостолов» [17].

[92] «Про христиан-катаров можно сказать, что они похожи на павликиан и богомилов, отличаясь от них лишь некоторыми особенностями. Христиане-катары увлеклись строгим подвижничеством, впадая при этом в крайности… Многие из них стали считать смертным грехом принятие мясной пищи… Умножались проповедники, которые говорили, что каждый христианин должен быть безбрачным. Это, конечно, не путь первохристианства, а уклонение от него. На первохристиан они были похожи тем, что отвергали церковные обрядовые формы, отвергали иконопочитание» [24]. «Главные направления догмы катаров стоят в связи с разновидностями восточного манихейства…Это, прежде всего, крайне дуалистическое направление, к которому в Италии принадлежали альбанензы, в южной Франции – альбигойцы… Светлый Бог просвещал людей и послал им высшего из своих ангелов и совершеннейшее свое творение – Христа, Который, проникнув в мир через ухо Девы Марии, возвестил истину. Но тело его было эфирным, лишь видимым: он не пил, не ел и не страдал…» [25]. Для сравнения: «Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист» (2 Ин. 1:7).

[93] На вальденсов, как на своих духовных предков, претендует и… Елена Уайт, идейный «вдохновитель» адвентистов седьмого дня, их писательница и пророчица (См.: Уайт Е. Великая борьба. Заокский. 2003. С. 56-71).

О тех же вальденсах Карев и Сомов пишут: «Они высоко подняли христианское знамя любви и излучали свет Христов в своей жизни» (См.: Карев А.В., Сомов К.В. История христианства. М., 1993. С. 251).

При этом надо отметить, что баптисты считают учение адвентистов ересью, а Е. Уайт именуют лжепророчицей (См., например: http://www.spasenie.kiev.ua/articles/Religii/Adventisty/ 2003/11/17/adv_388.html).

Свою преемственность от Древней Церкви через вальденсов ведут и «Свидетели Иеговы» (См.: Диакон Джон Уайтфорд. Только одно Писание? Нижний Новгород. 2000. С. 74).

[94] Книга «Откуда все это появилось?», по мнению «известного служителя на ниве Божьей» Родиона Березова, является «исключительным по своей ценности богословским трудом». «Эта работа П.И. Рогозина, будучи написана около 45 лет назад, многократно переиздавалась во всех уголках России и Украины вплоть до последнего времени… Если книгу переиздают, значит, её читают и, следовательно, верят тому, что в ней написано» [29]. На сайте русских баптистов http://rus-baptist.narod.ru/ эта книга названа «знаменитой».

[95] Кстати, не совсем в положительном свете, как хотелось бы кому-то из протестантов (см., например, статью «Новая угроза» безопасности России? «Край». № 43. 2003), употребляется слово «разномыслие» в 1 Кор. 11:19 («Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные»). Словом «разномыслия» было переведено греческое слово «ереси» (см. НЗГЯ). На церковнославянском это место звучит так: «Подобает и ересем в вас быти…». «Слово «подобает» не означает необходимости, а только предведение Апостола. Так и Иисус Христос предсказал: «Надобно прийти соблазнам» (Мф. 18:7) [30]. Апостол Павел перед упоминанием о разномыслии, двумя стихами выше, подчеркивает, что не хвалит коринфян, которые, собираясь в церковь, собирались «не на лучшее, а на худшее» (см. 1 Кор. 11:17-18).

[96] Должен, на всякий случай, предупредить, что не нужно в моих рассуждениях усматривать поддержку инквизиции. Я только хочу сказать, что «все Писание богодухновенно» (2 Тим. 3:16).

Справедливости ради, приведу слова митрополита Сурожского Антония: «Нужно помнить две вещи, которые мы легко забываем: первое, это что древние и новые ереси были осуждены справедливо, но что слишком часто не было дано никакого ответа на проблемы – философские, богословские, нравственные – из которых они родились; ибо ни одно заблуждение не родилось просто от недоброй воли» [31].

[97] Так можно и «Свидетелей Иеговы» когда-нибудь нечаянно записать в «светильники веры». Они ведь тоже борются «за первохристианство»: отвергают духовенство и изображение креста, относятся к хлебу и вину на причастии только как к символам и т.д. Коллективно изучают Библию [32].

[98] На эту же тему см.: Диакон Андрей Кураев. Икона в Библии. http://www.ipmce.su/~cyril/orthodox/apologet/icon.htm (или см. на сайте http://www.kuraev.ru/ikona.html).

[99] «Николай Александрович Водневский – родился в семье лесника Новозыбковского района Брянской области. В 1941 году окончил исторический факультет Новозыбковского педагогического института и поступил в Воронежское военное училище связи. В феврале 1942 года был досрочно выпущен и отправлен на фронт. В августе 1942 г. попал в плен и решил остаться за границей. В августе 1948 года обратился ко Христу. С тех пор возвещает Евангелие спасения как христианский писатель, поэт и радиопроповедник. Автор многих христианских книг. Главный редактор журнала "Вера и жизнь", газеты "Наши дни", член редколлегии журнала «Баптист». См.: http://blagovestnik.org

[100] Полный текст статьи см.: http://luther.ru.

[101] Отсылаю читателей к, уже упоминавшейся, книге священника Вячеслава Рубского «Православие-протестантизм» на сайте http://www.pravbeseda.org/library/, в которой представлен подробный анализ вероучения евангельских христиан-баптистов на основе обширного обзора их богословских трудов.

[102] К «вероисповедным книгам» ЛЦ, в частности, относятся и «Три вселенских символа веры» (Апостольский, Никейский и Афанасьевский), которые Лютеранская церковь «расценивает, как исповедание истинной правоверной церкви» (см.: http://luther.ru).

[103] Конечно, в «Шмалькальденских артикулах» (которые, кроме Лютера, подписали еще 40 человек; среди них – и Филипп Меланхтон, «гений Реформации», как его называют Карев и Сомов в «Истории христианства») отвергается, например, молитвенное «взывание» к святым.

Однако при этом в данном документе к «множеству глупых и ребяческих папских артикулов» причисляется и «освящение церковных зданий». А это затрагивает и баптистов, у которых освящение молитвенных домов является одним из священнодействий [10]. Например, в юбилейном журнале ЕХБ России в одной статье пишется: «В Бежицкой церкви города Брянска 12 и 13 октября 1996 года… состоялось торжественное богослужение с освящением нового, самого большого молитвенного дома в России – храма «Возрождение» [11].

[104] Диакон Джон Уайтфорд. Только одно Писание? Нижний Новгород. 2000.

[105] Мы планировали когда-нибудь выйти и на телевидение, поэтому кемеровский филиал «Радиоцеркви» я зарегистрировал под таким названием.

[106] Автор книги, доктор Ларри Крабб, «является основателем и директором Библейского института психологической поддержки… Помимо семинаров по библейскому консультированию, проводимых по всем Соединенным Штатам Америки, доктор Крабб преподает в Теологической Семинарии Благодати, где он является заведующим кафедрой Библейского консультирования…» [2].

[107] В 2000 году в Амстердаме на Всемирный конгресс евангелистов собралось десять тысяч пасторов и проповедников из двухсот стран мира. Звучали яркие свидетельства и вдохновенные проповеди известных евангелистов и богословов. В журнале «Вера и жизнь» были опубликованы самые положительные отзывы: «Братья плакали!», «Истинное обновление в Духе!». Только один из участников на страницах журнала обмолвился: «Конгресс созван американцами… Американцы живут в отелях, перемещаются на комфортабельных такси и автобусах. Обедают в ресторанах. Остальной мир конгресса живет в огромном, продуваемом сквозняком ангаре, давится в электричках и жует сухие пайки. Смутное ощущение обиды» [3].