[108] Путь к внутренней перемене в книге Ларри Крабба изображен в виде айсберга, с которым должны произойти определенные изменения, затрагивающие три его уровня на разной глубине. Цитирую:
1. Изменение избранного нами пути (на этом этапе, прежде чем произойдет перемена, мы должны увидеть следующее: «Воистину, я грешен. Христос спас меня, и теперь я буду жить для Него»).
2. Изменение в подходе к взаимоотношениям с людьми. Мои мысли на этом этапе: «Я разочаровался в жизни и твердо решил избегать той боли, которую приносят разочарования. Но мое решение неверно».
3. Изменение самого нашего естества.
По автору, на третьем этапе мы должны говорить себе: «Благодаря Христу я сумею разобраться в своем внутреннем мире».
Боюсь, этого аутотренинга недостаточно, чтобы изменить наше естество. Крабб верно намечает пути к решению проблемы. Но указание на реальный выход из замкнутого круга нашей греховности получилось, на мой взгляд, тем же советом взять лопату и попробовать копать колодец самому. Мне кажется, в книге гораздо больше вопросов, чем ответов. Но это делает книгу еще более значимой.
[109] Недавно я делал радиопрограмму об Оптиной пустыни. В 19-м веке этот монастырь получил широкую известность. Несколько поколений оптинских старцев стали духовными наставниками сотен и сотен русских людей. В монастыре часто бывали Лев Толстой, Федор Достоевский, и многие другие писатели, поэты, философы. Известно, что Николай Гоголь был тесно связан с Оптиной пустынью, переписывался со старцами. Здесь он прочитал книгу отца церкви Исаака Сирина. После чего начал править первое издание «Мертвых душ». Гоголь писал: «Жалею, что поздно узнал книгу Сирина, великого душеведа и прозорливого инока. Здоровая психология и не кривое, а прямое понимание души встречаем лишь у подвижников-отшельников».
[110] «Сохранение и распространение традиции рассматривается в качестве особого задания, порученного апостолам (ср. Лк. 1:2; Гал. 1:8,9; 2 Фес. 2:15; 3:6). В 1 Кор. 15:1-3 Павел говорит об этом вполне определенно… В этом тексте такие выражения, как «вы приняли», «удерживаете», «я преподал», «сам принял», представляют собой специальные термины, которые употреблялись и в иудейской традиции» (традиции устной передачи откровения – прим. авт.) [8]. А вот что пишет протестантский (!) учебник: «Второй период новозаветного канона (2 век н.э.) характеризуется тем, что вместо апостолов Церковью стали руководить ближайшие их сотрудники и ученики, так называемые в богословии отцы и учителя Церкви. Являясь живыми свидетелями и сотрудниками апостолов, они приняли от них написанные ими Священные Писания и опыт священнодействия» (выделено мной – прим. авт.) [9].
[111] Перед причастием православные христиане молятся так (перевожу на русский): «Тело Твое, Спаситель, и Кровь Твоя драгоценная да будут мне огнем и светом, опаляя греховное вещество, сжигая плевелы страстей, и всего меня просвещая для достойного поклонения Тебе…» [1] (см. Ис. 6:6-7).
[112] Антоний Великий, Египетский, основатель пустынножительства (4 век).
[113] Подвижник трудится, и находясь в затворе («затворники – христианские подвижники, которые добровольно заключали себя на всю жизнь в пещеры и кельи, чтобы отдаться там постоянной молитве…») [6]. Более двадцати лет, до самой смерти, пробыл в затворе, например, святитель Феофан, затворник Вышинский, великий подвижник веры и благочестия 19 века. «Во время, свободное от молитвы, святой затворник предавался богомыслию, и плодом его… явились многочисленные труды, составляющие эпоху в развитии богословской мысли… Главной темой его произведений является спасение во Христе. Как отмечают исследователи, творения святителя, «полные духовно-благодатного помазания… в возможной полноте и близости отражают дух учения Христова и апостольского… Замечательной особенностью нравоучений святителя является углубление в душевную жизнь человека…
Велики по своему значению для Церкви и труды преосвященного Феофана по изъяснению Слова Божия. В толкованиях святителя находится не только все нужное для ясного понимания текста, но и глубокое разъяснение множества догматических истин и вопросов…
Особый вид литературных трудов преосвященного Феофана представляют его многочисленные письма. Со всех концов России поступали в Вышинскую пустынь письма к епископу-затворнику, нередко почта приносила их до 20-40 в день… Святитель, не жалея сил, обстоятельно и сердечно разъяснял все вопросы и недоумения. Он как-то особенно умел войти в положение писавшего и сразу установить с ним самую близкую духовную связь.
Все Духовные академии Русской Православной Церкви избрали святителя Феофана своим почетным членом, а С.-Петербургская присвоила ему в 1890 г. звание доктора богословия» [7].
[114] Тем более, – по высказываниям Мартина Лютера, который порвал не с православным, а с католическим монашеством. А это две очень разные традиции.
[115] См.: http://www.synergia.itn.ru
[116] Цитируется не полностью. См.: http://www.mospat.ru/document .
[117] «Православное… богословие говорит о некоей «призывающей благодати». Это то действие Божие, которое происходит вне Церкви, то касание Богом человеческого сердца, которое поворачивает это сердце к вере. Поскольку назначение этой энергии – привести к Церкви человека, который еще вне ее, то это – единственный вид благодати, который действует вне Церкви. О ней св. Феофан Затворник сказал, что «призывающая благодать – всеобщая, никто не исключен».
Нет оснований отрицать наличие этой благодати в католичестве и протестантизме, ибо «никто не может назвать Иисуса Господом, только как Духом Святым (1 Кор. 12:3). Этот текст писания всегда держал в уме св. Филарет Московский, когда речь шла об инославных христианах. Не стоит забывать его и нам» (См.: Диакон Андрей Кураев. Вызов экуменизма. М., 2003. С. 265).